Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа
Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей).
Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).
Введение
1 глава. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.
Сущность и функции государственного кредита.
Роль государства на кредитном рынке.
2 глава. Государственный кредит в России в современных условиях.
2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ и на будущие периоды.
Заключение
Список литературы
Контрольная функция
органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана
с деятельностью государства
и состоянием
2) охватывает
движение стоимости в
3) осуществляется
не только финансовыми
Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции
Классическая форма государственного кредита представлена кредитными отношениями, в которых государство выступает как заемщик средств. Однако в современных условиях оно может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды регионам, юридическим лицам на определенный срок на условиях возвратности и за вознаграждения. На практике государство выступает и в роли гаранта в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых юридическими лицами.
Государство как заемщик:
Заемная деятельность государства связана с привлечением ресурсов на общегосударственные нужды, в основном для покрытия бюджетного дефицита.
Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
При рассмотрении абсолютных и относительных показателей величины государственного долга, общая величина долга страны приводится обычно в абсолютных суммах либо в национальной либо в свободно конвертируемой валюте. Для России больше принято внутренний долг проводить в рублевом исчислении, а внешний – в долларах США.
К относительным показателям
Доля государственного долга в денежной массе страны ( точка зрения российских экономистов).
Государственный долг на душу населения страны.
Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга РФ служит все имущество, составляющее государственную казну.
Существуют следующие формы долговых обязательств:
- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;
- выпуск ценных бумаг от имени РФ;
- договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
- договора о предоставлении государственных гарантий РФ;
- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:
Эмиссия и размещение ценных бумаг.
Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Решение
о привлечении кредитных
Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ (муниципалитетов):
предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;
предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.
Государство кредитор:
Выступает в роли кредитора, предоставляет бюджетные средства юридическим и физическим лицам, правительствам иностранных государств и международным финансовым организациям на условиях платности, срочности и возвратности. И в итоге эта деятельность влияет на величину централизованных денежных фондов и ведет к формированию обязательств перед государством кредитором.
Государство гарант:
Государственная
- способ обеспечения гражданско-
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу.
Государство
выступает в роли гаранта, т.е. принимает
ответственность за погашение займов
или выполнение иных обязательств,
взятых на себя юридическими и физическими
лицами или организациями власти
нижестоящих уровней.
2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ.
Россия в современных условиях выступает, как впрочем, и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование – преимущественно военно-политический.
На данном этапе в абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП. Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.
Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 мая 2011 года.
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
38 832,8 |
26 171,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами
- членами Парижского клуба, |
682,1 |
459,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 608,2 |
1 083,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 137,8 |
766,8 |
Коммерческая задолженность |
57,5 |
38,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 934,4 |
1 977,6 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 820,0 |
20 097,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 347,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 358,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 336,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 684,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
18 353,7 |
12 369,4 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1 774,9 |
1 196,2 |
в том числе: |
||
ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 179,4 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
817,9 |
551,2 |
'* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
Динамика внешнего долга Российской Федерации.
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний государственный долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
В
соответствии с Основными направлениями
долговой политики Российской
Федерации на 2011 – 2013 годы,
одобренными Правительством Российской
Федерации 23 сентября 2010 года, государственная
политика в области государственного
долга Российской Федерации
будет направлена на обеспечение
безусловного исполнения бюджетных
обязательств, развитие эффективного
рынка государственных ценных
бумаг и минимизацию стоимости
государственных заимствований,
создание условий для осуществления
корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах
в целях обеспечения