Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей).
Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 глава. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.
Сущность и функции государственного кредита.
Роль государства на кредитном рынке.
2 глава. Государственный кредит в России в современных условиях.
2.1. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ и на будущие периоды.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 913.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Анализ  динамики показывает,  что  государственный  долг  увеличится за 2011 – 2013  годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга  произойдет  в основном за счет роста  государственного внутреннего  долга. Он увеличится  в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с  2010 годом, или  с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.           Доля  государственного  внутреннего  долга  в  совокупном  объеме государственного  долга  в 2013 году составит 79,0 %.  Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 –  2013 годах представлена на следующей  диаграмме.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем  государственного  долга  в 2011  году  превысит  показатель 2010  года  на  28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ внутреннего долга России.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации  (далее  – внутренний долг) по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом в  размере 5 148,4 млрд. рублей,   что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.   В 2013 году  внутренний государственный  долг  увеличится в 2,4 раза по сравнению  с 2010 годом.   

Динамика  объема  и  структуры  внутреннего  госдолга  представлена  в  следующей  таблице.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее  значимый вклад в увеличение  государственного внутреннего долга  вносят  государственные  ценные  бумаги,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте  Российской  Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг  в общем объеме государственного  внутреннего долга Российской Федерации  будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до  81 % на начало 2014 года.  Объем  внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно  законопроекту,  в 2011  году  составит  4 076,7 млрд.  рублей,  или  больше  на  39 %,  чем  в  2010 году.  За  2011 – 2013  годы  указанный  долг  увеличится  в 2,4 раза  и  к  концу 2013 года  составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.   В  соответствии  с  Основными  направлениями  долговой  политики  Российской  Федерации  на 2011 – 2013  годы  помимо  эмиссии  ОФЗ  и  ГСО  предполагается  осуществить  выпуск  еврооблигаций  в  рублях,  первое  размещение  их  возможно  в 2010  году.  Предполагается,  что  выпуск  таких  бумаг  позволит  привлечь  новых  инвесторов  и  содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.  На  внутреннем  рынке  государственных  ценных  бумаг  преобладают  инструменты  со  сроком  погашения 3 - 5 лет,  максимум 10 лет,  выпуск  более  долгосрочных  инструментов  предполагает необходимость  выплат  премий инвесторам за риск, что будет способствовать  удорожанию обслуживания таких бумаг.  В 2011  –  2013  годах  предусматривается  значительный  рост  государственного  внутреннего  долга  по  государственным  гарантиям  Российской  Федерации.  Законопроектом ( пункт 3 статьи 15) установлены  верхние  пределы  государственного  внутреннего  долга  Российской  Федерации  по  государственным  гарантиям  Российской  Федерации:  на 1  января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей,  на 1  января 2013 года -  1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.  К  концу 2013  года  долг  по  гарантиям  составит  19 %  объема  государственного  внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП. 

Верхний  предел  государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  (далее - внешнего долга) по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом  в  размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает  на  2,6  млрд. долларов  США,  или  на 4,9 %, показатель,  утвержденный  на 1 января 2011 года  (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).

Динамика  объема и структуры внешнего долга  представлена в следующей таблице.

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Анализ  динамики  показывает,  что  объем  государственного  внешнего  долга  в  долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом  на 2,6 млрд.  долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.  Объем  государственного  внешнего  долга  в  рублевом  выражении  увеличится  с  3,5 % ВВП  в 2010 году до 3,8 %  ВВП в 2013 году, или  на 0,3 процентных пункта.   Увеличение  внешнего  долга  обусловлено  заимствованиями на  внешних  финансовых  рынках  путем  размещения  государственных  ценных  бумаг (еврооблигационных  займов), а  также увеличением  объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.   Доля  задолженности  по  государственным  ценным  бумагам,  номинированным  в  иностранной  валюте,  в  2011   году  сократится  по  сравнению  с 2010 годом  на 4,2    процентных пункта и составит 68,7 %,  в конце 2013 года составит 65,7 %.   В 2011 – 2013 годах  предусматривается  увеличение  в 1,8  раза  государственного  внутреннего  долга  по  государственным  гарантиям  Российской  Федерации  в  иностранной  валюте,  что  связано  с  увеличением  объемов  предоставления  указанных  государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий  Российской  Федерации  на  2011 – 2013 годы,  в  том  числе  в  части  оказания  поддержки  экспорта российской промышленной продукции.  Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  по  указанным  гарантиям: на  1 января 2012 года –  11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 15,8 млрд. долларов США, на 1 января  2014 года – 21,1 млрд. долларов США.   Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте   в общем объеме внешнего долга увеличится с 21,7 % в 2010 году  до 28 % в 2013 году, или  на 6,3 процентных пункта. 

В  течение  2011 – 2013  годов  Правительство  Российской  Федерации  должно  будет  полностью  рассчитаться  с  задолженностью  по  межправительственным  соглашениям  с  Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок  погашения 2012 год), также будет завершено  погашение  задолженности  по  ряду  кредитов  МФО.  В  государственной  долговой  книге  Российской  Федерации  числится  задолженность  перед  Румынией ( межправительственное  соглашение  от 29  декабря 1986  года,  кредит  на  строительство предприятия  на территории  бывшей УССР) и КНДР (межправительственное  соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 –  2013 годов,  также  как  и  в  период  2010 – 2012  годов,  не  предусматривается.  Процентные  ставки  по  кредитам  составляют  соответственно 3  % и 4  %. Счетная  палата  считает  целесообразным предложить Правительству Российской  Федерации  принять меры по  урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.

 

 

 

 

Основные  выводы Раздела 2:

  1. Объем  государственного  долга  Российской  Федерации  ( далее -  государственный долг) увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году. 
  2. Увеличение  государственного  долга  произойдет  в  основном  за  счет  роста   государственного внутреннего долга   с 3 726,7 млрд. рублей  в 2010 году  до 8 826,3 млрд.  рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.
  3. С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на  его  обслуживание (процентные  расходы)  с  0,6 % ВВП  в 2010 году  до 0,97 % ВВП  в  2013 году,  объем  процентных  расходов  в 2013 году  будет  больше  в  2,1 раза,  чем в 2010 году.
  4. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга  в 2013 году по сравнению с 2010 годом  увеличатся в 2,5 раза. 
  5. Объем консолидированного  внешнего  долга Российской  Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов  Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на  5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный и муниципальный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками.    

  Функции государственного и муниципального  кредита непосредственно вытекают  из его сущности. Как элемент  финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную,  регулирующую и контрольную функции.  

Резюмируя сказанное выше хотелось бы отметить, что большинство современных  российских специалистов в области  финансов и кредита весьма скептически  относятся к способности государственного кредита положительно влиять на экономику  государства. Отечественная практика осуществления государственных  заимствований на протяжении двух столетий показала, что если российское государство  прибегает к займам, то рост государственного долга происходит в последующие  годы в геометрической прогрессии. Поскольку практики разумного использования  механизма государственного кредита  в России нет, политическая власть приняла  решение сократить расходы, чтобы  формировать бездефицитный бюджет и не прибегать к заимствованиям. Осуществление государственных  займов допускается только для покрытия ранее принятых долговых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс российской федерации (БК РФ).От 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Бюджетная система РФ_Николаева Т.П_МФПА 2003 -225с.
  3. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие /Под ред. Леонтьева В.Е., Радковской Н.П. – СПб.:Знание, ИВЭСЭП, 2003.
  4. Формы государственного кредита в РФ : лекция 11 // Государственные и муниципальные финансы : курс лекций / Е.А.Качанова. - , 2002.
  5. www.minfin.ru
  6. www.gks.ru
  7. www.cb.ru

 


Информация о работе Государственный кредит РФ