Характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Характеристика — это документ с отзывом о трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость в ней возникает тогда, когда гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение.
Довольно часто работники обращаются с просьбой о составлении характеристики для предъявления ее в различные органы: МАИ, МИД, суды, военкоматы и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Общее положене о характеристике.
2. Структура характеристики
3. Виды характеристики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ХАРАКТЕРИСТИКА .doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.  Общее положене о характеристике.

2. Структура характеристики

3. Виды характеристики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем. 
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Слово Характеристика пришло к нам из английского  языка. Характеристика является официальным  письменным документом, который создается в случаях, когда нужно описать, чьи либо  свойства,  особенности отличительные черты, достоинства и недостатки и т.д.

 

В зависимости  от того, зачем нужна Характеристика,  акцент в ней ставят на разные детали, так же  от этого зависит то, кем она выдаётся. Если нужно написать Характеристику на студента, проходившего практику где-либо, как правило, её пишет человек, который являлся наставником. В судебные органы Характеристику пишут с места учебы или работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие  и виды характеристики.

Характеристика  — это документ с отзывом о  трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его  качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость  в ней возникает тогда, когда  гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение

Довольно часто  работники обращаются с просьбой о составлении характеристики для  предъявления ее в различные органы: МАИ, МИД, суды, военкоматы и др. Некоторые организации при приеме на работу нового сотрудника запрашивают на него официальным письмом характеристику с предыдущего места работы. Поскольку характеристика является официальным документом, выдаваемым работодателем, нужно рассмотреть, как составить характеристику, какие сведения о работнике можно и нужно включить в нее.

Для начала определим, куда требуется характеристика: она  будет различной в зависимости  от того, куда направляется - в официальные  органы власти или, например, потенциальному работодателю. Для органов власти в характеристике больший упор делается на личностные качества работника, а для будущего работодателя - на деловые и профессиональные. Нельзя просто переписать резюме работника и считать, что характеристика составлена.

Составлению характеристики в суд стоит уделить особое внимание, возможно, даже проконсультироваться с представителями органа, запросившего данный документ.

Поскольку в  характеристике необходимо наиболее точно  раскрыть как профессиональный, так  и личностный портрет работника, ее должен составить непосредственный руководитель. Довольно часто составлением данного документа занимаются работники кадровых служб, хотя им сложно объективно оценить характеризуемого, так как они не работали в непосредственном контакте. Иногда привлекается и служба безопасности. Оптимально, когда характеристику составляют совместно и отдел кадров, и непосредственный руководитель структурного подразделения. Если характеристика подготавливается без участия отдела по работе с персоналом, нужно хотя бы завизировать ее там. Лучше всего данный вопрос урегулировать в локальном нормативном акте, определив, кто имеет право выдавать характеристики и чьей подписью они должны заверяться.

Не стоит  к составлению характеристики относиться формально: она может повлиять на судьбу работника. Например, известны случаи, когда ввиду положительной характеристики суд счел возможным применить к работнику условное наказание и не применять дополнительное в виде штрафа или, наоборот, отверг возможность исправления осужденного без отбывания наказания, так как из характеристик следовало, что работник в общественных делах не участвовал, к поручениям относился недобросовестно, был дерзок, груб, изворотлив, постоянно нарушал трудовой режим.

В зависимости  от цели составления и использования  характеристики подразделяются на характеристики, предназначенные для использования в организации («внутренними») и характеристики, составляемые по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации («внешние характеристики»).

Содержание  и структура характеристики зависит  не только от субъектов ее использования (внутренних или внешних), но и от ее целей.

Внешние характеристики составляются по просьбам самих работников (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций.

Цели, для которых  от работодателя затребуются характеристики, могут быть разнообразными: как для  решения бытовых вопросов (например, поступления работника в учебное  заведение, получение кредита, пр.), так и для решения вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) органом властного решения (например, о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания), пр.).

Наиболее сложным  для сотрудников кадровых служб  является составление характеристик, затребованных адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях  привлечения работника к административной или уголовной ответственности  суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем — должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему характеристику.

Внутренняя  характеристика работника составляется в определённых случаях и основания  составления подобных характеристик  должны быть определены в локальных нормативных актах.

Внутренняя  характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:

• при решении вопросов о переводах на вакантные должности,

• о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия,

• об определении соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (в ходе аттестации),

• о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым проектом),

• о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Внутренняя  характеристика работника оформляется  и составляется исходя из общих правил и рекомендаций. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.

В зависимости  от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.

Нередко внутренняя характеристика работника является составной частью других документов, например, представлений. Так как внутренняя характеристика работника составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.

В некоторых  случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Внешняя характеристика работника  составляется по просьбе самого работника (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Внешняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:

    • решение бытовых вопросов - к ним можно отнести: поступление работника в учебное заведение, получение кредита и прочее;
    • решение вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) органом;
    • властного решения - к ним можно отнести: о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания) и прочее.

Наиболее сложным  является составление внешней характеристики работника, затребованной адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях привлечения  работника к административной или  уголовной ответственности суд  и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его  имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем — должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему внешнюю характеристику работника

 

  1. Структура характеристики  
     
    Как мы уже отметили, характеристика составляется по разным причинам, поэтому не может быть всегда одинаковой. Условно в ее тексте можно выделить несколько блоков.  
    В заголовочной части указываются наименование документа (характеристика), полностью фамилия, имя и отчество работника, а также занимаемая должность.  
    В анкетных данных указывают фамилию и инициалы работника, год и место рождения, образование. Полностью пишется учебное заведение и сроки учебы в нем. Если учебных заведений несколько, то перечисляют все с указанием полученной специальности. Также можно отметить имеющиеся заслуги в учебе: диплом с отличием, ученая степень. В этом же блоке указываются сведения о воинской службе. Можно включить сведения о семейном положении - состоянии в браке, наличии детей и т.д. Обычно эту информацию кадровики берут из личных карточек сотрудников.  
    В третьей части содержатся данные о трудовой деятельности: с какого года трудится характеризуемый и в какой должности начал свою деятельность в данной организации, на какие должности и в какие подразделения переводился. Иногда работник или лицо, запрашивающее характеристику, просит перечислить трудовые обязанности работника. В таком случае рекомендуется сделать копию должностной инструкции, а в характеристике отразить достижения работника и значимые результаты деятельности (например, какими работами руководил, какие выполнил самостоятельно). Сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, переквалификации также могут быть указаны в данном разделе.  
    Далее нужно оценить деловые и личные качества работника. Для подготовки характеристики в этой части можно воспользоваться оценками, данными работнику в ходе последней аттестации.  
    Показатели, по которым проводится оценка, могут быть достаточно разнообразными. Особое внимание нужно уделить профессиональной компетенции. Оценивая ее, учитывайте опыт работы, уровень знаний по профессии, а также знание сотрудником законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся его работы. Нужно указать, если работник интересуется зарубежным опытом и применяет его в своей деятельности.  
    У многих кадровиков возникают затруднения с указанием деловых качеств. Что это за качества? Они проявляются в способности устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством или клиентами. Способность осуществлять руководящие функции, планировать работу, анализировать ее и осуществлять контроль за ее выполнением также можно отнести к деловым качествам.  
    Работоспособность сотрудника можно оценить по тому, насколько он активен при выполнении своих обязанностей, по умению организовать трудовой процесс и качественно выполнять работу в установленные сроки. Можно привести данные о поощрениях, если они были. Также указываются причины, по которым работник был положительно отмечен, - победы в профессиональных конкурсах, эффективная социальная работа (например, "По итогам работы за 2013 г. награжден почетной грамотой") и т.п. Обязательно нужно указать достижения работника на занимаемой должности, вклад в развитие организации. Под достижениями можно понимать увеличение продаж, рост производства благодаря этому человеку (например, в цехе), оказанную им помощь в проведении семинаров.  
    Личные качества лучше всего проявляются при общении с коллегами. Обычно, описывая эти качества, используют такие слова, как "доброжелательный", "коммуникабельный", "совестливый", "ответственный", "трудолюбивый", "активно делающий карьеру". Здесь большое значение имеет отношение непосредственного руководителя к характеризуемому.  
    При оценке деловых и личностных качеств работника нужно как можно более точно определить уровень его знаний и навыков. Он может быть:  
    - очень хорошим, высоким (например, "Имеет большой опыт", "Имеет высокий уровень знаний по..." или "Обладает глубокими знаниями в области...");  
    - достаточным (например, "Имеет достаточный опыт или достаточный уровень знаний по...");  
    - небольшим (например, "Недостаточно хорошо знаком с вопросами в области...", "Имеет недостаточно глубокие знания по...");  
    - низким - отсутствие знаний и опыта (например, "Не обладает навыками в области...", "Не имеет опыта в области...").  
    Составляя данный раздел, кадровик должен дать реальное, а не желаемое описание работника. Если у него есть какие-либо недостатки, они должны быть отражены в характеристике, причем сделать это нужно корректно, стараясь избегать явных негативных оценок. Когда документ состоит только из положительных качеств или только из отрицательных, это ставит под сомнение объективность составляющего характеристику. 

Информация о работе Характеристика