Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития делового стиля в делопроизводстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить правила оформления делового письма.
Ознакомиться с характеристикой официально-делового стиля.
Рассмотреть официально-деловой стиль в делопроизводстве.
Введение
Язык как социальное явление выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важной общественной функцией языка является сообщение, присущее официально-деловому стилю.
Официально-деловой стиль выделился ранее других письменных стилей потому, что обслуживал важнейшие сферы государственной жизни: внешние отношения, закрепление частной собственности и т. д. Необходимость письменного оформления законов, договоров, записей долгов начала формировать особый «язык», который, претерпев множество изменений, и в настоящее время сохраняет свои основные отличительные черты.
Целью данной работы является изучение развития делового стиля в делопроизводстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Предметом исследования данной работы является изучение официально-делового стиля. Объектом исследования – составление документов согласно Государственному стандарту и использование делового стиля в информационно-справочных документах.
Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:
Практическая значимость исследования продиктована тем, что история развития делового стиля русского языка прослежена подробно и обстоятельно, на каждом историческом этапе отмечены особенности формирования и изменения словообразования и словоупотребления официально-делового стиля – стиля деловой переписки как одного из важнейших жанров современного документооборота.
Глава 1. История официально-делового стиля
Деловые документы появились на Руси после введения в X в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» - оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. В языке «Русской правды» уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. В «Русской правде» уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правых отношений в Древней Руси: головникъ (убийца), послухъ (свидетель), вира (штраф), добытые (имущество), куна (деньги). Юридические термины представляют важнейший технический пласт языка древних документов.
После «Русской правды» древнейшим документом считается «Грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода 1130 года». Начальная формула этой грамоты «Се азъ…» («Вот я») становится с этого времени обязательным элементом (реквизитом) древнерусских грамот. Заканчивались грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоты своей подписью.
«Веком Екатерины», «золотым веком» назвало русское дворянство годы правления императрицы Екатерины II, падавшие на последнюю треть XVIII в. (1762-1796). Это время – высший пункт развития и расцвета экономики и культуры русского дворянства, его политического господства. Развивается и укрепляется система государственных органов власти, создаются «Учреждения для управления губерний». Для сношений с верховной властью губернаторы используют рапорты, широко используются указы губернского правления подчиненным учреждениям, а также должностным лицам. В результате развития межгосударственных отношений усложняется оформление дипломатической документации. К этому времени уже устанавливаются международные нормы на формуляр и лексический состав дипломатических документов, расширяется структура договорной документации, появляются трактаты, конвенции, протоколы, инструменты. Документооборот и деловая переписка судебных учреждений приобретают ярко выраженное специфическое оформление документации, устанавливается строгий порядок составления и оформления судебных документов.
В «Генеральном регламенте» петровских Коллегий был дана уже законченная система норм документирования. «Генеральные формуляры», т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка всё больше отдаляется от разговорной, живой речи, в неё проникает огромное количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и т. п.) и терминов.
В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться его функциональные разновидности – стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определённый набор реквизитов. С 1811 г., после принятия «Общего учреждения министерств», активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально-логическая организация текста, неличный характер высказываний, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие стандартизация. В результате реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной влажности.
В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. Были разработаны новые правила ведения служебной документации: в 1918 г. введена единая форма бланков делового письма. В 20-е гг. XX в. началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появились трафаретные тексты.
Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри их, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих видов документов. Из этого можно выделить как минимум пять следствий.
При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам:
Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет некоторые ее особенности, и прежде всего – ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым и в стремлении к использованию к стилистически нейтральных и/или книжных элементов. Это, в свою очередь, исключает возможность употребление в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле, - все это противоречило бы требованию точности деловой речи.
Официально-деловой стиль характеризуется:
Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля:
Официально-деловой
стиль закреплен за сферой социально-правовых
отношений, реализующихся в
Информацию в документе несут не только текстовые фрагменты, но и все элементы оформления текста, имеющие обязательный характер, - реквизиты. Для каждого вида документов существует свой набор реквизитов, предусмотренный государственным стандартом – ГОСТом.
Реквизит – это обязательный информационный элемент документа, строго закрепленный на определенным местом на бланке, листе [5, с. 45]. Наименование, дата, регистрационный номер, сведения о составителе и т. д. постоянно располагаются в одном и том же месте – первые три в верхней части, а последний – в нижней части листа после подписи.
Таким образом, высокая степень унификации, стандартизация как ведущая черта синтаксиса, высокая степень терминированности лексики, логичность, безэмоциональность, информационная нагрузка каждого элемента текста, внимание к деталям характерны для языка документов и отличают его от устной, спонтанной деловой диалогической речи.
Глава 2. Основные
требования к оформлению управленческих
(организационно-
Документы состоят из отдельных элементов, которые принято называть реквизитами (от лат. requisitum – требуемое, необходимое) [3, с. 33]. Совокупность реквизитов отражает его форму. Следовательно, для того чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов. От полноты и качества оформления документов зависит их доказательная (юридическая) сила, так как они служат свидетельством, подтверждением конкретных фактов, явлений, событий.
Постановлением Госстандарта
РФ принят и введён в действие от 3 марта
2003 г. ГОСТ P 6. 30-2003 «Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационной документации. Требования
к оформлению документов». Этот стандарт
определяет состав реквизитов организационно-
Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документов. Например, обязательные реквизиты для письма – наименования организации, почтовый адрес, адресат, заголовок к тексту, дата, индекс, текст, подписи, фамилия исполнителя и номер его телефона.
В процессе подготовки и оформления документа состав реквизитов может быть дополнен другими реквизитами, если того требуют назначение документа, его обработка и т. д.
Следует отметить, что часто документы оформляются на бланках трёх видов:
Информация о работе Использование официально-делового стиля в делопроизводстве