Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:18, контрольная работа
Описание работы
Делопроизводство – специфическое направление деятельности, которое занимается процессом документирования (составления, оформления, обработки и хранения документов). Первоначально термин появился в устной речи (предположительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: «дело производить» — решать вопрос, В ходе решения возникала необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято.
Содержание работы
Введение Глава 1. Делопроизводство в Древнерусском государстве. Приказное делопроизводство XV-XVII вв. 1.1 Начало развития делопроизводства, первые места хранения документов, предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства 1.2 Формирование приказного делопроизводства 1.3 Виды документов, первые формуляры документов Глава 2. Система коллежского делопроизводства. Система министерского «исполнительного» делопроизводства XIX – начала XX в. 2.1 Создание новой системы государственных учреждений, появление упорядоченной системы регистрации 2.2 Введение «Табеля о рангах…», замена коллегий на министерства Глава 3. Советское делопроизводство. 3.1 Первый этап развития советского делопроизводства, создание Все-союзного научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) 3.2 Второй этап развития советского делопроизводства Глава 4. Российское делопроизводство. Литература
Видовой состав документов
приказного делопроизводства был довольно
однообразным.
Все существовавшие в этот период
документы группируются в следующие основные
виды:
грамоты (царские указы или
указные грамоты),
приговоры,
наказы,
доклады,
памяти,
отписки,
челобитные.
Однако внутри каждого
вида существовало множество
разновидностей. Отписки это документы,
поступавшие в приказы с мест, от воевод;
грамоты – это царские указы, посылаемые
из приказов на места – боярам, воеводам,
приказным людям. Приказы представляли
царю отписки или доклады; воеводам и другим
местным начальникам царь давал наказы;
приказы между собой сносились памятями;
обращения граждан к центральной власти
оформлялись в виде челобитных. Приказы
по праву можно назвать колыбелью бюрократизма:
зачастую документы проходили множество
ненужных инстанций, подолгу задерживаясь
без необходимости у отдельных исполнителей,
прежде чем попадали по назначению. Старшим
подьячим, наиболее опытным и уважаемым,
и подьячим «средней руки» доверялась
сложная работа, связанная с подготовкой
решений по делам, хранением дел, опечатыванием
архивных сундуков. Младшие подьячие не
пользовались особым доверием. Многие
царские указы XVII в. обращают внимание
на необходимость строго контролировать
их работу. За ошибки, допускаемые в официальных
документах, подьячих строго наказывали:
били батогами, лишали жалованья.
В XV в. дорогостоящий пергамент
вытеснила бумага, которую первоначально
также привозили из западноевропейских
стран, а со второй половины XVII в. – своя,
отечественная. Первоначально бумага
изготавливалась из тряпья, а чернила
делались из солей железа и дубильных
веществ, добываемых из чернильных орешков
– наростов на дубовых листьях. Сочетание
железистых чернил и тряпичной бумаги
делало текст особенно стойким, он почти
не выцветал. Поэтому документы этого
периода, хранящиеся в архивах, достаточно
хорошо читаются.
Инструментами письма служили
гусиные перья, затачиваемые особым образом
перочинным ножом. Гусиные перья применялись
вплоть до второй половины XIX в., хотя металлические
перья появились уже в начале века. Написанный
гусиным пером текст посыпался мелким
кварцевым песком. Московские приказы
пользовались песком, привозимым с Воробьевых
гор, который считался особенно светлым
и чистым. С появлением так называемой
скорописи (начертание округлых букв и
использование графических сокращений
слов и частей слов с вынесением их над
строкой письма) свободно читать такие
тексты стало довольно сложно, требовались
знания и навыки4.
Важнейшим признаком официального
документа является его формуляр – совокупность
устойчивых информационных элементов
(реквизитов, языковых формул) документа,
расположенных в определенной последовательности,
специфической для каждого вида документа.
Формуляр – результат повторяемости управленческих
ситуаций и управленческих действий. В
документах приказного делопроизводства
большинство реквизитов еще не выделилось
из текста, т.е. обращение, адресат, дата
документа, обозначение автора и содержание
документа составляли один сплошной текст.
Как правило, документ начинался с обращения,
даты или обозначения автора и адресата
документа. Например, царские указные
грамоты начинались указанием автора
и адресата (от кого – кому): “От царя и
великого князя Алексея Михайловича, всея
Великой и Малой и Белой России самодержца,
боярину нашему и воеводам князю Якову
Куденетовичу Черкассому…”. Или: “…
князю Ивану Алексеевичу Воротынскому
с товарищами…”, а затем излагалось существо
вопроса.Челобитные и отписки начинались
с обращения: “Царю государю и великому
князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет
челом холоп твой…” Или: “Царю государю
и великому князю Алексею Михайловичу,
всея Великой и Малой и Белой России самодержцу,
бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов…”
При обращении к великому князю
служилые люди писались холопами (“бьет
челом холоп твой”); посадские люди и крестьяне,
их жены, вдовы и дети – сиротами; духовные
лица – богомольцами.
В заключительной части указной
грамоты обозначалась дата ее составления
и место, где она была написана: “Писан
в царствующем граде Москве в наших царских
палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день”.
Челобитная заканчивалась и
заверительной надписью: “К сей челобитной
Демьянко Власов руку приложил”, а также
указывались имена послухов (свидетелей),
место и время составления челобитной.
Кроме этих обязательных элементов
можно говорить о некоторых стабильных
элементах текста для каждой разновидности
документа. Например, изложение просьбы
в челобитных начиналось традиционной
формулой: ”… вели государь мне дать…”,
а заканчивалось: “… царь-государь смилуйся
пожалуй…”5.
Процедура подготовки документов
в приказном делопроизводстве включала
следующие основные этапы:
- поступление документа
на рассмотрение;
- подготовка дела к
“докладу”;
- рассмотрение и решение
дела;
- оформление документа, содержащего
решение.
Рассмотрение дела в приказе
начиналось по инициативе царя или по
жалобе, извету, челобитной или отписке.
Указание царя передавалось им лично кому-либо
из чинов приказа или передавалось в приказ
через кого-либо из тех, кто находился
в это время при царе. По указу царя либо
сразу готовилось решение (“отпуск”),
если приказ располагал для этого нужными
сведениями, либо начиналось исполнение
– рассмотрение вопроса и сбор необходимых
материалов.
Если во исполнение царского
указа нужно было написать грамоту, дьяк
писал ее сам или давал поручение кому-нибудь
из старших подьячих. Если для решения
дела требовалась переписка с другими
приказами, она велась без соблюдения
особых формальностей короткими “памятями”
или записками подьячих одного приказа
подьячим другого приказа.
При поступлении документа
на нем проставлялась дата, и дьяк делал
помету “Выписать”, что означало “Навести
справки”. Фактически это означало начало
рассмотрения дела. Подготовкой дел к
рассмотрению (“докладу”) занимались
столы, или повытья, где дьяк или по его
поручению старший подьячий собирал нужный
материал, составлял проект ответного
документа (решения по делу). Роль докладчика
по делу принадлежала дьяку, а решение
вопроса – думным дьякам. В результате
после вынесения решения дьяк «чернил»
подготовленный документ, т.е. исправлял
его, младший подьячий переписывал набело.
Подьячий «справлял», т.е. сверял беловик
с черновиком, удостоверял («справлял»)
его своей подписью – «справой», которая
выражала ответственность подьячего за
точное соответствие черновику, но еще
не придавала юридической силы документу.
Для этого требовалась «припись» дьяка,
которая свидетельствовала об ответственности
за содержание документа.
Руководители приказов – судьи
и приближенные к ним лица, участвовавшие
в принятии решений, - не ставили своих
подписей на документах. Это входило в
обязанность дьяка, отвечавшего за ведение
делопроизводства приказа: «а на всех
делах закрепляют и помечают думные дьяки,
а царь и бояре ни к каким делам … руки
не прикладывают, для того устроены они,
думные дьяки». Царь и бояре собственноручно
подписывались только на договорных грамотах,
заключаемых с другими государствами.
Подпись, или «припись», дьяка была весьма
своеобразна: если документ состоял из
нескольких листов, дьяк «приписывал»
документ на каждой склейке, проставляя
по одному слогу своей фамилии на каждой
склейке, чтобы буквы захватывали оба
листа, что было узаконено Судебником
1550г. Это предохраняло документ от фальсификации
и подлога.
Таким образом, можно сделать
вывод, что к концу XVII в. работа с документами
в аппарате управления сосредоточилась
в руках особой группы служилых людей
– дьяков и подьячих. В целом приказное
делопроизводство сыграло важную роль
в формировании российского делопроизводства.
Однако установление на законодательном
уровне общих административных и делопроизводственных
правил, регламентация всех сторон деятельности
канцелярий и архивных учреждений были
еще впереди, на следующем этапе развития
системы государственного управления.
Глава 2. Система коллежского
делопроизводства. Система министерского
«исполнительного» делопроизводства
XIX – начала XX в.
2.1 Создание новой
системы государственных учреждений,
появление упорядоченной системы регистрации
Новый этап становления российского
делопроизводства связан с именем Петра
I и его коренными реформами в управлении
государством. В 1699г. Петр I ввел в обращение
гербовую бумагу, в 1700г. издал указы об
отмене столбцовой формы документа и всеобщем
переходе к тетрадной форме (листовой
и книжной). В результате реформ в области
управления (1717-1720гг.) была создана новая
система государственных учреждений:
в центре – Сенат, Синод, Государев кабинет
и 12 коллегий (Иностранных дел, Военная,
Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия,
Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия,
Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная
и Главный магистрат), заменивших собой
более полусотни приказов; на местах –
губернаторы, воеводы, магистраты и другие
органы власти. Каждая из 12 коллегий ведала
определенной отраслью или сферой управления
и подчинялась Сенату. Характерной чертой
новой системы управления была коллегиальность
в принятии решений. Система делопроизводства
в связи с преобразованиями государственного
аппарата управления получила название
коллежской – по названию центральных
учреждений нового типа.
Первоначально коллегии руководствовались
в работе собственными регламентами, затем
законодательной базой их деятельности
стал «Генеральный регламент», подписанный
Петром I 28 февраля 1720г., ставший основой
не только организации деятельности государственного
аппарата, но и важнейшим актом, определившим
развитие делопроизводства в России на
весь XVIII в. Генеральный регламент установил
законченную организационную форму и
систему норм и правил по обеспечению
документирования деятельности коллегий,
получившей название «коллежской». В регламенте
обстоятельно раскрываются структура
и функции канцелярии, приводится отдельная
глава о секретарском чине, который становится
центральной фигурой канцелярии – ее
управляющим6. Секретарь составлял самые
важные бумаги и нес ответственность за
организацию делопроизводства коллегии,
подготовку дел к слушанию, докладывание
дел на заседании коллегии, ведение справочной
работы по делам, оформлению решений и
контроль за их исполнением, хранение
печати коллегии. Остальные документы
готовились канцеляристами.
Кроме секретаря в штат канцелярии
входили нотариус, регистратор, актуариус,
канцеляристы, копиисты, писцы, переводчики,
толмачи (для устного перевода) и вахмистр
(сторож для охраны). Часть документов
составлялась по «генеральным формулярам»,
т.е. обязательным формам документов с
набором соответствующих реквизитов.
Нотариус вел протоколы заседаний и реестр
дел, регистратор отвечал за регистрацию
входящих и исходящих документов, актуариус
вел общий журнал входящих документов
и отвечал за сохранность бумаг. Все сотрудники
канцелярии имели детально расписанные
обязанности и строго отвечали за их исполнение.
Генеральным регламентом были
особо четко оговорены процессы регистрации
входящих и исходящих документов, впервые
определен порядок сдачи в архив законченных
производством дел, а также введено само
понятие архива и установлена должность
архивариуса. Контроль за исполнением
документов возлагался на прокурора коллегии,
были установлены типовые сроки исполнения
отдельных видов документов. Особое внимание
уделялось исполнению указов государя;
их несвоевременное исполнение каралось
строго, в отдельных случаях – смертной
казнью. Предусматривались меры по защите
информации, строгие наказания за подделку
и хищение документов.
Генеральный регламент устанавливал
последовательность рассмотрения дел:
в первую очередь рассматривались государственные
дела, затем – частные. На решение государственных
дел отводилась неделя, частные дела по
жалобам должны были решаться в течение
шести месяцев.
Наиболее тщательно в Генеральном
регламенте были проработаны вопросы
регистрации документов, правильное ведение
которой обеспечивало сохранность документов,
быстрое их нахождение, контроль за движением
документов и их исполнением. Детально
были проработаны и вопросы документирования
и движения дел (документооборота). Новшеством
было введение подписи руководителя присутственного
места на документе и членов коллегии,
принимавших участие в решении вопроса.
Петр I впервые стал лично подписывать
издаваемые им указы (ранее, в 1716г. был
издан указ о подписании главами губернской
администрации доношений в Сенат; позднее
эта норма была введена в Генеральный
регламент).
Генеральный регламент устанавливал
процедуру рассмотрения и решения вопроса:
вступление дела, подготовка дела к слушанию
(рассмотрению и решению), слушание дела
и принятие решения, оформление решения
и доведение его до исполнителя, контроль
за исполнением решения, хранение дел
в архиве.
Все пакеты, адресованные в
адрес коллегии, сдавались дежурному чиновнику,
который расписывался в получении, и, не
распечатывая пакеты, передавал их в присутствие.
Указы, присылаемые из Сената, распечатывались
в присутствии самим президентом коллегии,
а остальные бумаги – старшим членом присутствия.
Далее все поступившие бумаги помечались
секретарем, который обозначал время их
поступления, и сдавались актуариусу для
записи в регистрационных книгах. При
этом на входящем документе проставлялся
регистрационный номер, а в регистрационной
книге помечалось, в какой стол передана
бумага на исполнение. Служащим документы
передавались под расписку, вносившуюся,
в так называемую, квитанционную книгу.
При возвращении дела такие расписки уничтожались,
а в книге отмечалось время возвращения
дела.