В 1969 -1970 гг. была разработана
и утверждена серия государственных стандартов
на управленческую документацию, однако
после их пересмотра и доработки были
утверждены только два: ГОСТ 6.38-72 "Требования
к оформлению документов" и ГОСТ 6.39-72
"Формуляр - образец".
С 1972 г. в СССР стали действовать
единые правила подготовки и оформления
организационно - распорядительных документов
и единые правила организации работы с
документами. Началась активная разработка
отраслевых стандартов и стандартов предприятий,
содержащих требования к документам. Постановлением
от 04.09.73 № 435 Госкомитет СССР по науке
и технике ввел в действие основные положения
ЕГСД. В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1-75 "Унифицированные
системы документации. Система организационно
- распорядительной документации. Основные
положения", определяющий основные
требования к унифицированным фондам
организационно - распорядительных документов.
3.2 Второй этап развития
советского делопроизводства
В 1973г. основные положения Единой
государственной системы делопроизводства
(ЕГСД) были утверждены Государственным
комитетом СМ СССР по науке и технике и
рекомендованы министерствам и ведомствам
для использования в практической работе.
С этого момента начался второй этап становления
и развития делопроизводственного обеспечения
управления в стране, продлившийся вплоть
до разрушения СССР в 1991г.
Целью ЕГСД являлись выработка
и внедрение в практику на единой основе
рациональных форм и методов делопроизводственного
обслуживания.
В течение 70-х годов советское
делопроизводство получило значительное
развитие. Кроме создания ЕГСД был разработан
целый ряд государственных стандартов
первостепенного значения. Среди них:
ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения»; ГОСТ 6.38-72
«Система организационно-распорядительной
документации. Формуляр-образец», подвергшиеся
впоследствии переработке и объединению
в один стандарт (ГОСТ 6.38-90); ГОСТ 6.15.1-75
«Унифицированные системы документации.
Система организационно-распорядительной
документации. Основные положения», определивший
требования к унифицированным формам
организационно-распорядительных документов
(переработан в 1988г.). В середине 80-х годов
ЕГСД была переработана в Единую государственную
систему документационного обеспечения
управления (ЕГСДОУ). С этого времени понятие
«делопроизводство» именуют также термином
«документационное обеспечение управления»
(ДОУ).
В целом развитие делопроизводства
советского периода, в особенности 70-80-х
годов XX в., оценивается учеными-документоведами
весьма положительно. Начав в 20-х годах
с отдельных административных мер по упорядочению
документирования, оно пришло к созданию
общегосударственной системы делопроизводства,
отвечающего на начало 90-х годов соответствующим
требованиям научно-технического прогресса
конца XX в., став основой формирования
современного делопроизводства в Российской
Федерации.
Глава 4. Российское
делопроизводство.
В настоящее время регламентация
делопроизводства, организации и технологии
документационного обеспечения управления
ведется в нескольких направлениях: законодательное
регулирование, стандартизация, разработка
нормативных и нормативно-методических
документов общегосударственного действия.
В действующем законодательстве
содержится значительное количество обязательных
для исполнения норм, правил и требований
к делопроизводству в различных направлений
деятельности государственных и негосударственных
организаций, к оформлению тех или иных
видов документов, их содержанию и структуре
текста.
Исходным правовым актом, определяющим
государственную политику в сфере информационно-документационного
обмена, является Конституция Российской
Федерации. В Конституции записано: «Каждый
имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом…»
(4.4, ст.29). Это положение развито в новейшем
правовом акте – Федеральном законе «Об
информации, информационных технологиях
и о защите информации» от 27.07.2006г. № 149-ФЗ.
Обязательность документирования
информации определена законом "Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации". В нем указанно: «документированная
информация – это зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами,
позволяющими ее идентифицировать. Документирование
информации является обязательным условием
включения информации в информационные
ресурсы. Документирование информации
осуществляется в порядке, устанавливаемом
органами государственной власти, ответственными
за организацию делопроизводства, стандартизацию
документов и их массивов, безопасность
РФ» Нормативно-правовую базу делопроизводства
в современной России составляет совокупность
законодательных актов Российской Федерации,
правовых и нормативных актов и методических
документов, регламентирующих вопросы
создания, технологию обработки и хранения
управленческой документации, а также
регулирующих работу служб делопроизводства
на всех уровнях управления7.
Федеральный закон содержит
ряд важных положений, связанных с документационным
обеспечением управления. Закон регулирует
отношения, связанные с осуществлением
права на поиск, получение, передачу, производство
и распространение информации; применение
информационных технологий; обеспечение
защиты информации; дает определение таких
понятий как документированная информация,
электронное сообщение, конфиденциальность
информации и др.
Приведу ниже лишь некоторые
нормативные акты, которые в настоящее
время имеют первостепенное значение
для организации делопроизводственного
обеспечения управления:
- Государственная система
документационного обеспечения
управления. Основные положения. Общие
требования к документам и службам документационного
обеспечения (ГСДОУ) [5].
- Делопроизводство в федеральных
органах исполнительной власти.
Типовая инструкция по делопроизводству.
Утверждена приказом Министерства
культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации от 8 ноября 2005г. № 536 [11].
- Федеральный закон «Об
архивном деле в Российской
Федерации» от 22.10.2004 №125-ФЗ [16].
Федеральный закон регулирует
отношения в сфере организации хранения,
комплектования, учета и использования
документов Архивного фонда РФ и других
архивных документов независимо от их
форм собственности, а также отношения
в сфере управления архивным делом в РФ
в интересах граждан, общества и государства.
- ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов [4].
Национальный государственный
стандарт России ГОСТ Р 6.30-2003 является
важнейшим нормативным документом по
оформлению служебной документации. Стандарт
принят постановлением Госстандарта России
(теперь – Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии) от 3 марта
2003г. № 65-ст.
В стандарте отражены проверенные
временем требования к оформлению управленческих
документов, оговоренные в ранее действовавших,
а затем отмененных стандартах ГОСТ Р
6.30-97 и его предшественников ГОСТ 6.38-72
и ГОСТ 6.39-72.
Требования ГОСТ Р 6.30-2003 распространяются
на организационно-распорядительные документы,
относящиеся к Унифицированной системе
организационно-распорядительной документации
(УСОРД) – постановления, приказы, решения,
протоколы, акты, письма и другие документы,
включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор
управленческой документации» (ОКУД, класс
0200000). Стандарт устанавливает: состав
реквизитов документов, требования к оформлению
реквизитов документов; требования к бланкам
документов, включая бланки документов
с воспроизведением Государственного
Герба Российской Федерации.
Наша национальная черта –
уважение к подписям и печатям, к форме
документа. И, наверное, совсем не случайно
у нас свирепствует, особенно среди специалистов
ИТ, тяжёлый недуг, когда люди соглашаются
считать электронными документами только
документы, заверенные цифровой подписью
(а лучше несколькими) .
В других странах исходят, прежде
всего, из удобства ведения бизнеса и сокращения
накладных расходов. Хорошим примером
может служить Канада, где в конце 2004 года
вышел стандарт, определяющий требования
к электронным документам и системам электронного
документооборота, с тем, чтобы электронные
документы можно было предъявлять в суде
в качестве доказательств.
В этом стандарте применение
технические средств защиты отдельного
документа (включая ЭЦП), - это лишь один
из возможных способов доказательства
подлинности электронного документа.
Другим, предпочтительным способом доказательства
подлинности документа служит доказательство
целостности системы электронного документооборота,
в которой этот документ находится.
Кроме уже названных нормативно-методических
документов в стране действуют нормы и
правила работы с рядом специфических
документных образований, которые регламентируются
специальными нормативно-правовыми актами.
Речь идет о бухгалтерской, кадровой, торговой
и других видах документации.
Литература
- Российская Федерация. Закон
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федер. Закон от 27 июля 2006 года № 149- ФЗ:[принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом
Федерации 14 июля 2006 г.]. – М.: Ось – 88,2006.-16 с
- Басаков М.И. Современное делопроизводство. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008. - 473 с.
- Бондырева Т.Н. Секретарское
дело. Практическое пособие. М., 1989. – 383
с.
- Делопроизводство(организация и технология документационного
обеспечения управления):Учебник для вузов/Кузнецова
Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; под
ред. Т.В. Кузнецовой, - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-359
С.
- «Документоведение: учебное
пособие»/ Н.С. Ларьков.-М.:АСТ:Восток-Запад, 2008.- 427 с.
- Кудряев В.А. Организация работы с документами. Учебник. М., 2001. – 592 с.
- Кузнецова Т.В. История профессии.
// Секретарское дело. 2003. №1.
- Ларьков Н.С. Документоведение.
Учебное пособие. М., 2006. – 427 с.
- «Организация и технология
документационного обеспечения управления: комплекс учебно-методических
материалов»/ А.Я. Александрова, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2009.-139 с.
1 Бондырева Т.Н. Секретарское дело. Практическое
пособие. М., 1989., с. 14
2 Кузнецова Т.В. История профессии. // Секретарское
дело. 2003. №1., с. 15
3 Бондырева Т.Н. Секретарское дело. Практическое
пособие. М., 1989., с. 16
4 Кудряев В.А. Организация работы с документами.
Учебник. М., 2001. – с. 6
5 Кудряев В.А. Организация работы с документами.
Учебник. М., 2001. – с. 8
6 Басаков М.И. Современное делопроизводство.
Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008. –
с. 19
7 Российская Федерация. Закон «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» федер. Закон от 27 июля 2006
года № 149- ФЗ:[принят Гос. Думой 8 июля 2006
г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006
г.]. – М.: Ось – 88,2006.-с. 3