Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:36, лекция
1. Формирование демографических знаний в XVI – начале XIX веков 1
2. Возникновение и становление демографии как самостоятельной науки в XIX веке 9
3. Демография в России 12
4. Современный этап развития демографии 15
Важное место среди работ политических арифметиков занимает сочинение И.П. Зюсмильха "Божественный порядок в изменениях рода человеческого" (1741), который, обобщив доступные ему данные о рождениях, браках и смертях полагал, что равновесие между рождаемостью и смертностью ради наполнения Земли есть устойчивая закономерность, определяемая провидением.
В конце XVIII в. в Швеции и США, а с начала XIX в. во многих странах Европы начинают проводиться переписи населения. Упорядочивается регистрация рождений, смертей и браков; складывается система учёта населения. Тем самым создаётся источниковая основа исследований, что позволяет изучать колебания брачности, рождаемости и смертности в годы войн, эпидемий, экономических потрясений. Развитие страхового дела (создание системы страховых расчетов аннуитетов) активизирует исследования в области моделирования смертности. Развитие теории вероятности дает возможность применять ее к явлениям человеческой жизни. Так, например, П.С.Лаплас дал строгое теоретико-вероятностное обоснование ряда демографических явлений - порядка вымирания, сохранности брака и т.д.
В середине 19 в. созываются Международные статистические конгрессы, которые способствуют обмену опытом исследований и отработке техники наблюдений и анализа демографических процессов. В 1855 году в названии книги Ж. Гийяра (внука дедушки французской демографии Ж. Бертильона) появляется сам термин демография, который нашёл официальное признание в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии (1882) и получил широкое распространение к концу 19 -началу 20 вв..
Наряду с линией «политической арифметики» содержание демографической науки формируется по линии политико-экономических исследований.
Основоположник английской классической буржуазной политэкономии Уильям Петти (William Petty) (1623-1687), автор книги «Политическая арифметика» (1676) и основатель статистики (фактически создал экономическую статистику, которую он называл политической арифметикой) в своих трактатах о налогах и благосостоянии, обосновывая положения о том, что источником богатства является сфера производства, доказывал вместе с тем, что страна с населением 8 млн. человек вдвое богаче страны с населением 4 млн. человек при той же территории. Малонаселенная страна, по его мнению, не может обеспечить необходимый уровень использования природных ресурсов и производства. Это полностью можно отнести к демографической структуре разнообразных муниципальных образований в России. Помимо этого, своими высказанными как бы между прочим мыслями о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах он заложил основы научной политической экономии и системного подхода к анализу экономической и социальной действительности. Большой заслугой У. Петти было уже то, что он первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистической службы и наметил некоторые основные линии сбора данных. К примеру, в «Политической анатомии Ирландии» (1672) У. Петти анализирует данные о численности населения этой страны, группируя его по национальности, религии, материальной обеспеченности, возрасту, занятиям. Известны его описания Ирландии и сравнительный анализ Великобритании, Голландии, Франции и других европейских стран по экономическим критериям.
Один из виднейших
последователей У. Петти Ч. Давенант
давал такое простое
В истории науки Петти известен как один из основоположников политической экономии, значителен его вклад и в развитие эмпирического изучения общественных явлений. По сравнению с Граунтом, он расширил сферу изучаемых явлений. Помимо вопросов численности и состава населения как основного источника богатства и могущества страны его интересовало состояние экономики страны, которую он понимал как совокупность отдельных домохозяйств. При этом Петти не ограничивался исследованием Англии, но предпринял описание Ирландии, где служил Я должности главного землемера, и сравнительное описание нескольку европейских стран, где также побывал лично. Его описания имели цифровую форму, он оперировал посредством «чисел, весов и мер». Если Граунта по праву считают основателем демографии, то Петти положил начало экономической статистике и экономической географии задолго до немецких государствоведов.
Экономический аспект роста населения, основанный на необходимости оптимизации колебаний численности населения и воспроизводства рабочей силы в развернутом виде представлен в работах другого крупнейшего представителя классической политэкономии Адама Смита (1723 1790).
Исходя из трудовой теории стоимости, А. Смит выводит непосредственную взаимосвязь между динамикой численности населения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы. Он пишет: "Спрос на людей, как и спрос на всякий иной товар, регулирует производство людей, ускоряет его, когда оно происходит слишком медленно, задерживает его, когда происходит слишком быстро. Однако последующие исследования не подтвердили прямой связи воспроизводства населения с заказом на людей.
Но Смит считал, что именно спрос на работников (рабочую силу) регулирует и определяет размножение рода человеческого решительно во всех странах мира, в Северной Америке, Европе и Китае; он вызывает быстрое размножение людей в Первой, медленное и постепенное во второй и держит людей на стационарном уровне в Китае.
Однако в политико-
Наиболее полное и яркое воплощение этой позиции в постановке и решении проблемы взаимосвязи численности населения и имеющихся ресурсов нашло в работах Томаса Мальтуса (1766 - 1834). В своей исторической работе «Опыте о законе народонаселения» он обратил внимание на то, что представлялось ему величайшей проблемой, с которой столкнулось человечество: воспроизводительная способность населения бесконечно более велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования. Закон народонаселения "состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи". Если население растет в геометрической прогрессии, удваиваясь, например, в таких странах,как Англия, Франция и Америка каждые 25 лет, то средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии.
Священник Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную, которая корректируется действием "разрушительных" (войны, эпидемии, голод) и "предупредительных" (христианский аскетизм, безбрачие, позднее вступление в брак и т.п.) социальных Факторов. Отсюда он выводит необходимость добиваться оптимального соотношения населения и средств существования, при котором ещё начали действовать "разрушительные факторы". Он считал, что " предупреждением избытка населения будет уничтожена главнейшая причина и бесспорно, главное средство для исполнения завоевательных планов, а внутри государства будут предупреждены тирания и возмущение". Достоинство работы Мальтуса заключается в предложении математической прогнозной модели развития населения. Преимущества и недостатки модели обсуждаются до сих пор.
Работы Т. Мальтуса оказали сильное воздействие на демографическую науку была значительно расширена тематика (развитие народонаселения, его отрицательные последствия); поставлены проблемы перенаселения и нищеты, оптимума населения; использован комплексный подход к анализу экономико-демографических проблем; теория народонаселения стала рассматриваться как исследование взаимосвязанных факторов динамики населения. В последующей истории демографической науки идеи Мальтуса многократно модифицировались и получили новый импульс жизнестойкости в условиях демографического взрыва во второй половине 20 в.
К. Маркс показал, что существующая при современном ему состоянии капитализма перенаселенность общества носит относительный, характер и является продуктом и условием капиталистического накопления и капиталистического производства. Собственно закону народонаселения Мальтуса К.Маркс противопоставил закон занятости, указав на эастичное поведение границ рынка труда при капитализме.
Следует отметить, что справедливость многих аргументов Маркса против теории Мальтуса в рамках XIX веке была подтверждена практически.
Демографические процессы и потрясения ХХ веке снижение рождаемости в развитых странах, демографические последствия двух мировых войн, демографическая революция, затронувшая все страны мира, и т.п. - послужили мощным стимулом для развития демографических исследований, для методологического, концептуального и методического совершенствования демографии как науки.
Но сначала прямым «потомком» книги Граунта явилась политическая арифметика — наука, стремившаяся изучать количественные (точнее, статистические) закономерности общественных явлений и процессов. В течение последующих столетий к демографическим аспектам жизни общества проявляли интерес выдающиеся ученые и общественные деятели: экономисты и политики, астрономы, физики, математики, биологи, медики, священнослужители и др. Наконец, в XIX в. появилось и название науки, которое дал ей бельгийский ученый Алтай Гийяр (1799—1876), энтомолог по специальности. В 1855 г. в Париже он опубликовал книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография...»3, в которой определил демографию очень широко — как «естественную и социальную историю человеческого рода» и как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского и морального состояния». Так же широко определял круг интересов демографии другой выдающийся ученый XIX в. — Жак Бертийон (по другой транскрипции — Бертильон) (1851—1922, кстати сказать, внук А. Гийяра). В 1880 г. он писал в книге «Статистика движения населения во Франции»: «Демография занимается изучением коллективной жизни. Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются и в конце концов приходят в упадок и погибают. Она рассматривает как физический, так и нравственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства к жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают своих детей и пр. Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, в каком возрасте и в силу каких причин люди умирают»4. Из этих определений можно видеть, что и А. Гийяр, и Ж. Бертийон (а также многие другие выдающиеся ученые) включали в круг вопросов, изучаемых демографией, очень широкий спектр явлений, изучаемых многими науками. И такой широкий взгляд на демографию сохранялся очень долго, вплоть до конца 70-х гг. уже нынешнего века. Да и сейчас еще, пожалуй, не прекратились споры между отдельными учеными о предмете демографии и о ее праве на самостоятельное существование среди других общественных наук. Во второй же половине XIX в. возобладал взгляд на демографию как на синоним статистики либо как на раздел статистики (статистики населения). В немалой степени причиной этого было, как представляется, быстрое становление статистики как самостоятельной и универсальной науки, охватывающей своими методами все области общественного бытия (особенно после начала проведения регулярных переписей населения в промышленно развитых странах), и возрастание спроса на статистические данные о населении в связи с развитием капиталистического рынка. В дальнейшем становление демографии как науки происходило в двух направлениях. С одной стороны, ее предмет постепенно сужался, точнее, конкретизировался, с другой — расширялся круг, воздействующих на этот предмет факторов, которые демография включала в поле своего рассмотрения. Все-таки, очевидно, «изучение коллективной жизни», как утверждал Ж. Бертийон и не он один, — это чрезвычайно широкая область, обнимающая фактически всю общественную жизнь. Одной науке охватить всю общественную жизнь просто не под силу. Поэтому именно по мере развития демографии ее предмет сужался. Постепенно из него исключались вопросы экономики, воспитания и образования, социальной структуры и мобильности, здоровья населения, морали и пр., на самом деле составлявшие предмет исследования для других наук: политической экономии, социологии, педагогики, этнографии, медицины и др. В конце концов к середине 1960-х гг. большинство специалистов стали ограничивать предмет демографии вопросами так называемого естественного движения населения. Движение населения здесь понимается не в физическом, а в более общем виде, как изменение. Различают два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное). Второй из двух названных видов движения (изменения) населения специалисты предпочитают в последние годы называть миграционным движением (это перемещение населения по территории) или еще проще — миграцией населения.
Естественное движение населения — это непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов. В естественное движение населения включаются также и изменения половозрастной структуры населения ввиду тесной взаимосвязи ее изменений со всеми демографическими процессами. Слово «естественное» в приложении к таким явлениям, как рождения, смерти, браки, разводы, осталось нам в наследство от статистики прошлого века, когда они понимались именно как тесно связанные с биологической природой человека, как в основном природные, биологические. Подобный взгляд на рождения, смерти, браки и разводы как на явления биологические в своей основе еще далеко не изжит, особенно среди ученых, занятых в естественных науках. Рассуждая о демографических тенденциях в мире, большинство естественников (а они, к сожалению, слишком часто берутся обсуждать проблемы роста населения без предварительного приобретения необходимых для этого познаний в демографии) трактуют эти процессы почти исключительно как биологические, не проводя различия между человеческим обществом и сообществом животных или даже насекомых. Конечно же, люди имеют биологическую конституцию, которая играет большую роль в их поведении и организации общественной жизни. В то же время люди живут в обществе, в культуре, т.е. в системе социальных норм, информации и традиций. Все процессы в человеческом обществе, конечно же, двойственны, диалектичны, биологическая природа человека опосредована социальными условиями, в которых человек живет и действует. И любое отдельное явление, любой процесс, в котором участвуют люди, имеет социально-биологическую структуру, в которой, однако, чаще всего социальная, культурная сторона преобладает над биологической. Иначе говоря, мы живем в большой степени в искусственной среде, созданной и создаваемой (и разрушаемой) самим человечеством (населением), именуемой культурой, которая оказывает решающее влияние на все поведение, деятельность людей, зачастую даже подавляя их биологическую природу.
Еще относительно недавно, лет 20 назад, в учебниках по демографии иногда предлагалось следующее разрешение противоречия между биологической и социальной сторонами демографических процессов. Утверждалось, что каждое отдельное демографическое событие, к примеру рождение человека или его смерть, — событие биологическое, случайное, но совокупность таких событий становится уже явлением социальным, закономерным. С таким пониманием нельзя согласиться. К примеру, рождение ребенка, роды — акт физиологии. Но не только физиологии. Каждое такое событие происходит в разных общественных условиях и различается в зависимости от того, к примеру, происходит ли оно с участием врача (и в зависимости от квалификации врача), в родильном доме (и в хорошем при этом) или вне его. Имеет значение (для успеха родов), желанный это ребенок или нет (т.е. фактор психологический). Каждое рождение стоит определенных финансовых затрат, а это уже фактор экономический, и т. д. Таким образом, каждое отдельное рождение человека — событие многоплановое имеющее аспекты как биологические, так и экономические, социологические, психологические, медицинские, этнографические и многие другие. Смерть — тоже акт физиологический, но не только. Все люди смертны, но продолжительность жизни существенно зависит от многих условий и обстоятельств в основном социального характера. То же относится и к любому другому демографическому событию. Социальные и биологические факторы тесно сплетены в каждом отдельном человеке, в каждом его поступке. Другое дело, что закономерности любых процессов проявляются лишь в массе случаев, причем не в любой массе, а сгруппированной по однородным характеристикам, по определенным правилам, т.е. в массе фактов статистических.