Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа
Таким образом, целью настоящей работы выступает анализ особенностей технотронных и электронных архивов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:
1. Дать определение понятию техногенных документов;
2. Определить сущность электронных документов;
3. Изучить правила оформления, хранения документов в архивах;
Введение
Управленческая деятельность в России, как и во всех развитых странах, осуществляется с помощью документов, которые одновременно являются источником, результатом и инструментом этой деятельности.
Сегодня
документ является основным
Неоспорима
важность сохранности и
Развитие
информационных технологий в
конце XX века, применение их во
всех сферах жизни общества
привело к возникновению
Электронный
документ фиксируется на
Таким образом, целью настоящей работы выступает анализ особенностей технотронных и электронных архивов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:
1. Дать
определение понятию
2. Определить
сущность электронных
3. Изучить правила оформления, хранения документов в архивах;
Глава 1. Электронные и технотронные архивы
Электронные архивы, хранящие машиночитаемые документы, находятся в стадии становления. Их появление связано со всеобщей компьютеризацией делопроизводства. В 1993 году на базе архива кинофотофонодокументов Москвы был создан Центральный архив документов на специальных носителях.
Электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронной (компьютерной) форме, с реквизитами, необходимыми для признания его действительным (наименование организации, дата, регистрационный номер, должность и фамилия лица, подписавшего документ, электронная цифровая подпись).
Все работы в электронном архиве соответствуют работам в архивах традиционных документов. Специфика работ определяется спецификой хранящихся в архиве документов. Задачей электронных архивов является обеспечение надежного централизованного хранения электронных документов в соответствии с архивными требованиями к их защите и сохранности в сочетании с максимально удобным и простым доступом как с локальных, так и с удаленных компьютеров любой конфигурации.
Основными архивными технологиями хранения электронных документов являются:
- системное ведение архива, включая сохранение всех версий документов после каждого их изменения (при этом версии не уничтожаются, а только исключаются из доступа);
- ведение подробного протокола доступа к документам;
- хранение документов в виде их электронных образцов со всеми атрибутами (подписи, печати, пометки, и др.);
- сохранение форматов вывода (печати) всех созданных документов;
- обязательное описание документа в архивной базе данных;
- полная поисковая и атрибутивная информация (карточка документа, контекст, индекс, строка);
- связанные мультимедийные данные (графика, видео, звук);
- универсальный формат представления электронных документов. Основные направления совершенствования электронных архивов:
В электронном архиве должны обеспечиваться:
- защита электронных документов от несанкционированного доступа и искажений;
- возможность предоставления пользователям доступа к документам;
- возможность подтверждения подлинности документов;
- возможность предоставления документов в виде бумажной копии.
Электронные документы принимаются в архив после проведения экспертизы их ценности, состоящей из экспертизы их содержания и технического состояния. Предпочтение отдается электронным документам, не имеющим бумажных аналогов.
Другим критерием является их читабельность. Рассматривается вопрос о полноте сопроводительной документации, включающей компоновку документа, справочник использованных кодов, примененные при создании документа компьютерные программы.
После экспертизы ценности документов они поступают в архив.
Архивы хранят электронные документы трех уровней:
При подготовке электронных документов для передачи в архив:
- проверяется их техническое состояние;
- проводится их описание;
- на единицах хранения проставляются архивные шифры;
- подготавливается сопроводительная документация, в которой отражаются: название документа, дата его создания, характеристика содержания, электронный формат, физическая и логическая структура, объем.
Все операции, производимые
во время передачи документов
на хранение и во время
Электронные документы поступают в архив через 5 лет после их изготовления. Их хранение производится в виде файлов, совокупности данных, записанных на жестком диске, дискете, стриммере, лазерном диске.
Единицей хранения является физически обособленный носитель файла.
Единицей учета выступает комплект единиц хранения с записью файла или нескольких файлов, составляющих единый программно-информационный объект. Учет производится аналогично учету документов на бумажной основе.
Систематизация документов производится с помощью каталога. При этом происходит структурирование потока информации, деление ее по индивидуальным файлам. При формировании каталога учитываются название файла, сопроводительная документация, информация контейнера с документами, меню файла, сведения, полученные от создателя файла. Заголовок к файлу определяет вид документа, базу данных, наличие параллельного заголовка, расшифровку аббревиатур, наличие АИПС, в которой работает файл, ответственных за файл. Если файл состоит из нескольких частей, на каждую из них создается свой заголовок. Описание файла включает вид данных, количество документов и байт информации. При многочастевом файле указывается приблизительное число программ и байт информации отдельно в каждой части файла.
Физическое описание файла содержит число носителей информации по видам, сообщение о декодировании на звуковоспроизводящем оборудовании или цветном дисплее, другие физические параметры, сообщение о наличии сопроводительных документов.
Для звуковых документов указывается время звучания и его тип. Кроме того, указываются вид содержащейся информации, условия выдачи файлов, их ключевые слова или термины поиска. Особое внимание следует уделять электронной цифровой подписи, предназначенной для защиты информации и определения отсутствия ее искажений.
Хранение электронных документов происходит при температуре 15—20°С и влажности 50—65%. Не допускается хранение на металлических стеллажах и хранилищах с паразитными постоянными или переменными магнитными полями свыше 400 А/м. Каждая единица хранения должна быть уложена в негерметичную индивидуальную упаковку. Проверка состояния документов производится раз в 5 лет.
При долгосрочном и постоянном
хранении необходимо хранить электронные
документы в сопровождении
Научно-справочный аппарат соответствует аналогичному аппарату к документам на бумажной основе. При поиске информации отмечаются ее регистрационный и валовой номер, дата, вид, заголовок, содержание, ключевые слова, имя автора, объем. Использование электронных документов аналогично использованию традиционных документов. Доступ к ним осуществляется при использовании электронной цифровой подписи, определяющей пользователей и закрывающей информацию для других.
Создание электронных архивов оправданно при условии их включения в документальное обеспечение управления для оперативного поиска и использования необходимых в реальной работе документов. Длительное хранение электронных документов параллельно идентичным им бумажным документам требует частых проверок и перезаписи файлов. Необходимость перезаписи возникает в связи с тем, что компьютерные технологии постоянно совершенствуются, а также в связи с опасностью возможных компьютерных вирусов и сбоев электронной техники, что может отразиться на сохранности электронного документа.
1.2 Технотронные архивы
Термин «технотронные
документы» предложен и используется
в архивоведении и
В частности, при классификации документов по способу записи (создания документа) один из видов документа – тот, в котором запись информации осуществлена автоматически, без непосредственного участия человека, с помощью того или иного технического приспособления, может быть назван «технотронным».
Таким образом можно заключить, что технотронные архивы — архивы, хранящие кинофотофоновидео-документы и научно-техническую документацию. Основные виды работы архивариуса в них — комплектование, учет, научно-справочная работа.
Использование технотронных документов сходно с использованием документов на бумажных носителях информации. Специфика работы определяется спецификой носителей информации.
- Кинодокумент — изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом.
- Фотодокумент — изобразительный документ, созданный фотографическим способом.
- Фонодокумент — документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи.
- Видеодокумент — документ, содержащий аудиовизуальную информацию, зафиксированную посредством любой системы видеозвукозаписи.
- Научно-техническая документация — совокупность научных и технических документов, фиксирующих процесс и результаты научных исследований, технических разработок, а также направления и методы их внедрения в производство. К научно-техническим документам относятся научно-исследовательская, конструкторская, технологическая, проектная документация, документация по изобретательству и рационализации. Поскольку носителем научно-технической документации является бумага, то работа с ней более приближена к работе с традиционной документацией.
Ведущими технотронными архивами являются:
В остальных архивах технотронные документы хранятся в специализированных отделах. Кинофотофоновидеодокументы, в зависимости от функционального назначения составляют две группы:
- документы, создаваемые в процессе документирования деятельности фондообразователя включаются в состав их фондов;
- документы, являющиеся результатом деятельности фондообразователя, организуются самостоятельно и учитываются самостоятельно.
При этом их хранение обосабливается
в соответствии с требованиями к
их хранению. Научно-техническая