Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:47, реферат
история коллегиального делопроизводства
При создании коллегий процедуре
регистрации было уделено особое
внимание, так как в этом видели
надежное средство борьбы против главной
бюрократической болезни —
книгу, в которую следовало записывать о делах, «которые вершены и действом исполнены», т. Е. прошли весь круг делопроизводства, а также специальную роспись, которую нужно было «держать на столе» или прибитой к стене, «дабы непрестанно в памяти было — те дела, которые не вершены или и вершены, а действом не исполнены».
Детально оговаривалось и ведение «юрнала» — повседневной записки, дневника, который учитывал все производимые в коллегии дела. Надлежало «по алфавиту, числу и месяцу вкратце выписать» содержание каждого дела «и имя к тому принадлежащих особ и место, к кому и куда дело послано», чтобы «по юрналу легко мочно найти в регистратуре» нужную информацию.12 Записи в «юрнале» были однотипны — дата, порядковый номер, краткое содержание дела. «Юрналы» состояли из нескольких частей-разделов. «Юрнал генваря месяца 1724 года» Военной коллегии имел такие разделы:
«Полученные в коллегию указы, промемории, доношений и челобитные», «Учиненные в коллегии приговоры», «Отпущенные ис коллегии доношений, репорты, промемории, указы», «Присланные репорты о получении указов».13 Регистрационные книги имели пагинацию и «реестры» оглавления.
Генеральный регламент не очень четко говорит об особенностях регистратуры и типах регистрационных документов. Бюрократическая практика выработала как минимум 8 типов книг, общих для всех коллегий:
1. Регистрация рапортов и доношений в вышестоящие учреждения;
2. Регистрация указов в нижестоящие учреждения;
3. Учет присланных промеморий;
4. Учет присланных от царя, Сената и Вышнего суда указов;
5. Регистрация входящих промеморий;
6. Запись присланных челобитен;
7. «Предложения прокурорские»;
8. Протокольные записи.
Во многих коллегиях существовали регистрационные книги учета документов по отраслям ведомства данной коллегии, раздельно велась и регистрация секретной и несекретной корреспонденции.
Кроме регистрационных книг разного типа, существовали сборные книги, которые сшивались из бумаг, поступивших в коллегию или возникших в ходе бюрократической работы. Их было чрезвычайно много, и их типы закон не регламентировал, хотя из Генерального регламента следует, что обязательно требовалось иметь в коллегиях книги-сборники, состоящие из подлинных указов царя, Сената, других учреждений, действующего законодательства, завершенных дел, к которым приплетались отпуски и приложенные дополнительные документы по данному делу.
Итак, перед нами — типичное центральное учреждение, которое поддерживало обширную переписку с местными и другими подчиненными учреждениями, рапортовало в Сенат и получало из него основную массу указов, приводящих в действие весь механизм центрального управления. Обращает на себя внимание то колоссальное количество бумаг, которое прошло через канцелярию коллегии. За год их было почти 4.5 тыс. единиц. Численность служащих Коммерц-коллегии в 1723 г. Была относительно невелика — 131 человек. В Военной коллегии числилось 353 человека, в Адмиралтейской —233, а в Камер-коллегии — 228 человек. Если предположим, что между численностью служащих и объемом канцелярской работы существовала прямая связь, а соотношение бумаг и служащих Коммерц-коллегии признаем репрезентативным, то окажется, что 1.5 тыс. служащих всех коллегий обрабатывали как минимум 207 тыс. бумаг. Соответственно, за первые пять лет работы коллегий число входящих и исходящих должно было перевалить за 1 миллион! Если учесть, что в стране было около 10 млн. жителей, то цифра эта кажется впечатляющей.
Довольно скоро в коллегиях встала проблема хранения многочисленных бумаг и книг. В Генеральном регламенте архиву уделена целая глава (44-я). Было сделано не менее шести редакций главы — такой важной она казалась Петру I. Устанавливалось, что все документы, кроме законодательных и справочных, имеют трехлетний срок хранения, после чего они переносятся в архив, где передаются под расписку архивариусу. Г. Фик предлагал, по шведскому обычаю, создать два архива: Государственный, который, являясь частью Канцелярии-коллегии, хранил бы все материалы по государственному управлению, и Камер-архив — хранилище финансовой документации. В пятой редакции главы, над которой 8 января 1719 г. Много работал Петр I, идея двух архивов сохранилась, но царь решил, что Госархиву следует «быть под надсмотрением Иностранных дел коллегии», а финансовые бумаги хранить Ревизион-коллегии. В таком виде и появилась в Генеральном регламенте глава об архивах как структурном элементе управления.
С конца XVII в. преобразования, происходящие в стране, затрагивают и делопроизводственные документы. Указами от 12 июня и 11 декабря 1700 г. впервые была предпринята попытка упразднения столбцовой формы делопроизводства в приказах и введения тетрадной.14 К осени 1702 г. новая форма делопроизводства полностью вытеснила столбцы из центрального аппарата. Постепенно их стали запрещать и во всех нижестоящих ведомствах.
Как известно, самая крупная
административная реформа Петра I была
связана с заменой
Переход к "управлению
дел" в новых центральных
Наблюдения А.А. Лукашевича над редакциями Генерального регламента позволили сделать важный вывод о том, что составители этого законодательного акта видели свою основную задачу в организации документооборота в новых центральных учреждениях, а порядок составления, оформления и функции отдельного документа не стали (по разным причинам) "объектом всесторонней нормализации". В этих условиях авторы Генерального регламента меньше всего уделяли внимания формулярам документов, хотя попытки создания "образцовых писем" все же были. Так, например, нотариусу предписывалось, "чтоб он... протокол держал... следующим образом: прежде надлежит вверху листа год и число написать, потом присутствующие члены записать", затем - вести записи ("записывать") в строгом соответствии с теми указаниями, которые подробно перечислялись в главе XXX ("О должности нотариуса").16
Процессы, происходившие с документами центрального аппарата, не могли не повлиять на форму и названия документов нижестоящих органов управления, но здесь изменений было значительно меньше. Так, например, по наблюдениям Г.Д. Капустиной, в течение первой четверти XVIII в. среди актов, собранных в Московской крепостной конторе, не возникает новых разновидностей. Однако другие исследователи отмечают появление новых актов (договоров, контрактов), не имеющих еще устойчивой формы.17 Вместе с тем историки единодушно отмечают не только исчезновение некоторых видов актов (таких, как служилые кабалы, поступные, меновные. ссудные записи на крестьян и т.д.), но и то новое, что появилось в актах XVIII в. Бурные петровские преобразования во всех сферах жизни страны уже трудно было отразить в старых формах. Подьячие (писцы), не имея новых нормативных образцов, «не всегда могли отнести тот или иной документ к какому-то одному виду известных им актов и присваивали им произвольные названия». Поэтому в тот период "в одной и той же разновидности актов воплощались разные формы личных отношений, различные формы производства".18 И одновременно разными актами (такими, например, как жилыми, наемными, подрядными записями) нередко оформлялся наем работников, находившихся в равных условиях. Правительство все же пыталось законодательным путем внести некоторые изменения в устоявшийся в течение многих десятилетий формуляр актов, например, отменяются отжившие словосочетания типа "се яз". В целом они становятся менее архаичными.
1 Курносов А.А. К вопросу о природе видов // Источниковедение отечественной истории. 1976. М., 1977. С. 25
2 Источниковедение истории СССР. Учебник. М., 1981. С. 247-248.
3 Чекунова А.Е. О происхождении русских мемуаров // Советские архивы. 1988. № 5. С. 57
4 Ключевский В.О. Сочинения. Т. IV. М.. 1959. С. 95.
5 Петровская И.Ф. Об изучении поместно-вотчинных архивов XVIII -первой половины XIX в. // Проблемы источниковедения. Т. VI. М., 1958. С. 59.
6 Законодательные акты Петра I: Сб. документов / Сост. Н. А. Воскресенский. Л., 1945. Т. 1. С. 411.
7 Муравьев А.В. Актовые материалы // Источниковедение истории СССР: Учебник. М., 1981. С. 87
8 Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР: Учебное пособие. М., 1959. С. 125.
9 Митяев К.Г. Указ. Соч. С. 124.
10 Лукашевич А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII в. (на материале Генерального регламента) // Советские архивы. 1991. № 4. С 37
11 Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX - начала XX в. М., 1979. С. 115.
12 Лукашевич А.А. Указ. Соч. С. 34.
13 История делопроизводства в СССР. Учебн. пособие. Под ред. Лившица Я. 3., Никулина В. А. М., 1974.С. 123.
14 Автократов В.Н. К истории замены столбцовой формы делопроизводства тетрадной в начале XVIII в. // Проблемы источниковедения. Т. 7. М., 1959. С. 278.
15 Лукашевич А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII в. (на материале Генерального регламента) // Советские архивы. 1991. № 4. С. 64.
16 Лукашевич А.А. Указ. Соч. С. 71.
17 Капустина Г.Д. Записные книги Московской крепостной конторы как исторический источник (первая четверть XVIII в.) // Проблемы источниковедения. Т. 7. С. 269.
18 Капустина Г.Д. Указ. соч. С. 265