Контрольная работа по делопроизводству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в том что, последняя треть 20-го столетия ознаменовалась переходом целого ряда стран к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого основная масса работающих занята в сфере информационной деятельности, а главным продуктом производства и товаром является информация. В настоящее время информация стала важнейшим ресурсом общества и приобрела стратегическое значение.

Содержание работы

Стоящая, как и вечный Рим, на семи холмах, Казань - столица древнего народа и древней страны. Расположенная ныне волей судеб чуть ли не в самом сердце современной России, лежащая всего лишь в восьмистах километрах к востоку от Москвы, Казань является столицей совершенно самобытного народа и многонациональной республики, существующей и сегодня между Волгой и Уралом. У этого народа - собственный язык, своя культура, собственные вековые традиции и праздники, своя вера, но прошлое и настоящее его самым драматическим и порой роковым образом переплетается с историей и будущностью России.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_1_kurs_Deloproizvodstvo (1).docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Документоведение испытывает также влияние таких прикладных дисциплин как социология управления, психология управления и делового общения.

В документоведении достаточно широко используются достижения прикладной лингвистики прежде всего с целью унификации текстов документов, стандартизации языковых единиц, а также в процессе редактирования служебных документов.

Особо следует остановиться на связи документоведения с науками  об информации. Стремительное наращивание  информационных ресурсов, бурное развитие компьютерных технологий и активное теоретическое осмысление информационных процессов во второй половине 20 столетия не просто оказали влияние на характер и содержание документоведческих исследований, но и привели к встраиванию документоведения в цикл наук о социальной информации. В результате документоведение оказалось самым тесным образом связано с такими научными дисциплинами, как социальная информатика, документалистика, вычислительная техника и программирование, информационная безопасность и защита информации и др. Лишь совместно с этими науками документоведение имеет возможность на современном этапе эффективно решать теоретические и прикладные задачи, связанные с производством, передачей, потреблением, хранением документированной информации.

Для решения некоторых  своих проблем документоведение широко использует достижения в области  технических и естественных наук, поскольку документ является материальным объектом, носителем информации, обладающим вполне определёнными физическими  свойствами. Кроме того, создание, поиск, хранение документов связаны со средствами документирования и передачи информации, в том числе с использованием сложной современной оргтехники.

Тесная связь документоведения с самыми разными теоретическими и прикладными научными дисциплинами во многом обусловила и методы документоведческих исследований, т.е. способы, приёмы для решения конкретных научных задач. Эти методы разделяются на общенаучные и специальные, частные. К числу общенаучных относятся те из них, которыми пользуются все или большинство наук:

-системный метод;

-метод моделирования;

-функциональный метод;

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-классификация;

-обобщение;

-восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Некоторые из перечисленных  методов, в свою очередь, также могут  классифицироваться. В частности, моделирование  подразделяется на дескриптивное, графическое, математическое, натурное (физическое). Причём большинство из этих разновидностей применяется и в документоведении.

С общенаучными тесно связаны специальные методы. Однако область их применения гораздо уже и ограничена, как правило, одной или несколькими, тесно связанными между собой науками. К специальным методам в документоведении относятся:

-методы унификации и стандартизации документов;

-метод формулярного анализа;

-метод однократности в документировании и делопроизводственных операциях;

-метод экспертизы ценности документов.

 

глава 3. Источники в документоведении

Источниками в документоведческих исследованиях могут выступать практически любые документы, системы документации и комплексы документов. На их основе можно получить определённое представление об уровне работы с документами, способах документирования, о делопроизводственной культуре той или иной эпохи. Однако главную роль играют всё же те документы, в которых зафиксированы правила, нормы, рекомендации, нормативы и т.п., регламентирующие и регулирующие различные направления, способы и формы работы с документами. Это прежде всего законодательные и правовые акты, стандарты, классификаторы, инструкции, методические указания. Источники являются необходимой базой для проведения теоретических исследований, для совершенствования практики документационного обеспечения управления и определения основных тенденций развития документационных процессов.

Документоведческие источники можно классифицировать по нескольким основаниям:

по хронологии (источники  дореволюционного, советского, постсоветского периодов);

по отношению к определённой информационной среде (ретроспективной, оперативной или перспективной);

источники “в обычае” и  источники “в законе” (Н.В.Варадинов) и т.д.

Поскольку документоведение, как уже отмечалось, вырастало  из практических потребностей работы с документами, постольку важную роль в его развитии, особенно на первых порах, играли традиции и обычаи. Затем, по мере осмысления и обобщения, эти обычаи и традиции стали закрепляться в различных законах, нормативных  актах. Соответственно и источники, позволяющие проследить прежде всего историю становления документоведения, можно разделить на две большие группы: это, во-первых, документы, которые вышли непосредственно из делопроизводственной практики и содержат стихийно сложившиеся нормы и правила, отражающие традиции делопроизводства; во-вторых, разного рода правовые акты, на протяжении нескольких столетий законодательно регламентировавшие работу с документами.

К первой группе источников, в которых аккумулирован богатейший опыт, традиции, обычаи российского  делопроизводства, относятся, в частности, издававшиеся до 1917 г. многочисленные сборники образцов документов (так  называемые “письмовники”). Широкое распространение в нашей стране они получили в 18-19 веках. Их предшественниками были “формулярники”, известные на Западе уже в 7 веке, а в России - в первой трети 16 столетия (в частности, формулярники московской митрополичьей кафедры). К настоящему времени известно более 100 таких сборников.

В “письмовниках” регламентировались состав, форма и содержание документов. Весьма примечательны уже сами их названия. Так, одним из первых ещё  в 1765 г. появилось “Наставление как сочинять и писать всякие письма к разным особам”. Два десятилетия спустя был издан “Письмовник, содержащий разные письма, прошения, записки по делу, контракты, аттестаты, одобрения, расписки, пропуски и письменный вид крепостным людям, приказ старосте, форму купеческих ассигнаций, квитанции, расписки, письма посылочные и кредитные” (СПб, 1788). “Письмовники” нередко достигали значительных объёмов. К примеру, имеющееся в фондах Научной библиотеки Томского госуниверситета “Руководство для составления деловых бумаг. Образцы и формы; справочные сведения” В.Максимова (М., 1913) содержит более 2000 тыс. страниц.

К другой группе относятся  источники, представляющие собой законодательно закреплённые правила и нормы  работы с документами. Их появление  отмечено уже с середины 17 столетия, но решающий шаг был сделан Петром 1, утвердившим в 1720 г. “Генеральный регламент”. В этом документе подробно были расписаны структура и делопроизводственная деятельность канцелярий, вопросы регистрации  документов, обязанности сотрудников  и т.д.

К числу важных источников, наряду с “Генеральным регламентом”, относятся также разработанные  в петровские времена “генеральные формуляры” - образцы документов; “Учреждение  для управления губерний”, изданное в 1775 г. Екатериной Второй; “Общее учреждение министерств”, появившееся в1811 г., и  многие другие законодательные акты, регламентировавшие отечественное  делопроизводство на разных уровнях  государственного управления.

Значительный интерес  представляют документоведческие источники периода революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Они имели свою специфику, хотя в основе работы с документами, особенно на территории Белой России, лежали тогда главным образом законодательные акты и традиции дореволюционного делопроизводства.

Большое количество источников оставил после себя советский  период российской истории. Уже в  первые месяцы после прихода к  власти большевиков был подписан декрет Совнаркома “О порядке утверждения  и опубликования законов”, принято  постановление СНК “О форме бланков  государственных учреждений”. Эти  и другие подобного рода документы  впоследствии вошли в учебное  пособие “Сборник законодательных  актов по делопроизводству (1917-1970)” (М., 1973). Важнейшими источниками последних  десятилетий существования советской  власти стали “Основные положения  Единой государственной системы  делопроизводства” (1973), утверждённая в 1988 г. “Государственная система документационного  обеспечения управления”, общесоюзные  классификаторы (в частности, Общесоюзный  классификатор управленческой документации - ОКУД), Унифицированные системы  документации (УСД) и др.

В настоящее время в  Российской Федерации существует достаточно обширная нормативная база документационного  обеспечения управления, которая  одновременно является и важнейшим  источником для исследования документоведческих проблем. В её состав входят:

-нормативные правовые акты федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения управления (Гражданский кодекс РФ, Федеральные Законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О государственной тайне”, “О стандартизации”, “Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах” и др.;

-ведомственные и общеотраслевые нормативные, инструктивные и методические документы, издаваемые органами исполнительной власти различного уровня;

-инструктивные и методические материалы, устанавливающие требования к документам, технологии их создания и обработки на уровне отдельной организации или её структурного подразделения.

В 1990-е годы возродилась  и получила широкое распространение  полузабытая в советский период практика составления и издания  сборников образцов документов. К  настоящему времени опубликованы десятки  таких сборников, в частности: Загорская А.П., Петроченко П.Ф., Петроченко Н.П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции (М., 1992); Сборник типовых договоров (М., 1995); Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству (М., 1996); Андреева В.И. Образцы документов делопроизводства (М., 1997) и многие другие.

 

заключение

в своем развитии документоведение прошло 5 этапов. В каждом из этапов термин рассматривается с разных позиций, и приобретает наиболее значимый характер. Начиная с середины 90-х годов документоведение начинает сращиваться с управленческой наукой, с менеджментом, осмысливаются процессы управленческих функций документно-коммуникационных систем, документоведение, развивается в русле архивоведения и науки о делопроизводстве, активно интегрируя в управленческую науку, по-прежнему неохотно идет на контакты с родственными дисциплинами (библиотековедением, библиографоведением и др.).

Что же такое сегодня документоведение и каков его предмет? В терминологическом  стандарте "Делопроизводство и архивное дело" понятие документоведения не определено. Тем не менее этимологический анализ термина позволяет предположить, что документоведение - это наука о документе. Если исходить из определения документа, данного в стандарте "Делопроизводство и архивное дело" ("Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать"), то документоведение - это наука о документе как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Более адекватный и широкий  подход к документоведению - как к науке об отрасли "Документационное обеспечение управления". Одним из условий существования и развития любой отрасли является наличие в ее структуре рефлексивной части - науки. Не является исключением и отрасль "Документационное обеспечение управления". Одной из ее составных частей является наука "Документоведение". Документоведение, как любая наука, призвано изучать эволюцию, тенденции, закономерности и законы, действующие в отрасли, давать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности различных видов деятельности отрасли, накапливать научное знание об отрасли в целом. При этом широкая трактовка документоведения как науки об отрасли ДОУ не исключает, а, наоборот, предполагает изучение и самого документа как объекта деятельности.

документоведение нельзя назвать сугубо технической наукой. В структуре направлений и  специальностей по образованию специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" до 2000 г. находилась в разделе экономических  наук, что подчеркивало роль делопроизводства в экономике и управлении. Очевидно, что проблема места документоведения в системе наук и системе специальностей по образованию нуждается в теоретическом решении. Поскольку сущностное назначение документа - служить информационным посредником между субъектами коммуникации, документоведение как наука может являться органической частью системы информационно-коммуникационных наук. Однако вполне логичным является и включение документоведения в блок управленческих наук. На основании этого положения можно сделать вывод о междисциплинарной, социально-гуманитарно-технической природе науки документоведения. Какая же наука является мета наукой для всей системы информационно-коммуникационных наук: и социально-информационных, и информационно-технических? По мнению профессора А.В. Соколова, мета наукой для описанной выше системы наук является теория информации, информационный анализ (информация с философской точки зрения). Есть и другие научные подходы к данной проблеме. Так, И.И. Юзвишин выдвигает на роль такой науки информациологию . Говоря о месте документоведения в системе наук, не следует его путать с местом документационной практики в системе отраслей деятельности. Нельзя забывать, что существует два ряда сопоставимых объектов. Первый ряд - области практической деятельности: документационное обеспечение управления (ДОУ), архивное дело, библиотечное дело, библиографическая деятельность, книжное дело, научно-информационная деятельность. Второй ряд - науки: документоведение, архивоведение, библиотековедение, библиографоведение, книговедение, информатика. Каждый ряд объединяет однородные, то есть сопоставимые между собой объекты. Нельзя сопоставлять объекты разных рядов, например документационное обеспечение управления (ДОУ) и информатику или документоведение и архивное дело. Но нельзя и отрывать друг от друга соответствующие объекты разных рядов, так как соотношения между смежными науками определяются в первую очередь соотношениями между объектами изучения, то есть между соответствующими областями практической деятельности. Если взять за сущностную основу документоведения управленческий вектор его развития, то на первый взгляд изменится и его место в системе наук. В соответствии с действующей номенклатурой научных специальностей управление находится в рамках специальности "Экономика и управление народным хозяйством" (отрасль "08.00.00. Экономические науки"). Однако названный перечень нельзя назвать идеальным, поскольку он не отражает современного состояния интеграционных процессов в науке. Так, управление в информационном обществе относится к информационным услугам, его информационная природа никем не подвергается сомнению. Поэтому по своей сути наука об управлении, как и названные выше науки, с которыми взаимодействует документоведение, является информационно-коммуникационной. Очевидно, что в настоящее время проблема понятия и предмета документоведения продолжает оставаться дискуссионной. Полагается, что она нуждается в обсуждении научной общественностью, а результаты дискуссии должны найти отражение в новой редакции терминологического стандарта по документационному обеспечению управления 

Информация о работе Контрольная работа по делопроизводству