Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:45, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том что, последняя треть 20-го столетия ознаменовалась переходом целого ряда стран к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого основная масса работающих занята в сфере информационной деятельности, а главным продуктом производства и товаром является информация. В настоящее время информация стала важнейшим ресурсом общества и приобрела стратегическое значение.
Стоящая, как и вечный Рим, на семи холмах, Казань - столица древнего народа и древней страны. Расположенная ныне волей судеб чуть ли не в самом сердце современной России, лежащая всего лишь в восьмистах километрах к востоку от Москвы, Казань является столицей совершенно самобытного народа и многонациональной республики, существующей и сегодня между Волгой и Уралом. У этого народа - собственный язык, своя культура, собственные вековые традиции и праздники, своя вера, но прошлое и настоящее его самым драматическим и порой роковым образом переплетается с историей и будущностью России.
Документоведение испытывает также влияние таких прикладных дисциплин как социология управления, психология управления и делового общения.
В документоведении достаточно широко используются достижения прикладной лингвистики прежде всего с целью унификации текстов документов, стандартизации языковых единиц, а также в процессе редактирования служебных документов.
Особо следует остановиться на связи документоведения с науками об информации. Стремительное наращивание информационных ресурсов, бурное развитие компьютерных технологий и активное теоретическое осмысление информационных процессов во второй половине 20 столетия не просто оказали влияние на характер и содержание документоведческих исследований, но и привели к встраиванию документоведения в цикл наук о социальной информации. В результате документоведение оказалось самым тесным образом связано с такими научными дисциплинами, как социальная информатика, документалистика, вычислительная техника и программирование, информационная безопасность и защита информации и др. Лишь совместно с этими науками документоведение имеет возможность на современном этапе эффективно решать теоретические и прикладные задачи, связанные с производством, передачей, потреблением, хранением документированной информации.
Для решения некоторых
своих проблем документоведение
широко использует достижения в области
технических и естественных наук,
поскольку документ является материальным
объектом, носителем информации, обладающим
вполне определёнными физическими
свойствами. Кроме того, создание, поиск,
хранение документов связаны со средствами
документирования и передачи информации,
в том числе с использованием
сложной современной
Тесная связь документоведения с самыми разными теоретическими и прикладными научными дисциплинами во многом обусловила и методы документоведческих исследований, т.е. способы, приёмы для решения конкретных научных задач. Эти методы разделяются на общенаучные и специальные, частные. К числу общенаучных относятся те из них, которыми пользуются все или большинство наук:
-системный метод;
-метод моделирования;
-функциональный метод;
-анализ;
-синтез;
-сравнение;
-классификация;
-обобщение;
-восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Некоторые из перечисленных методов, в свою очередь, также могут классифицироваться. В частности, моделирование подразделяется на дескриптивное, графическое, математическое, натурное (физическое). Причём большинство из этих разновидностей применяется и в документоведении.
С общенаучными тесно связаны специальные методы. Однако область их применения гораздо уже и ограничена, как правило, одной или несколькими, тесно связанными между собой науками. К специальным методам в документоведении относятся:
-методы унификации и стандартизации документов;
-метод формулярного анализа;
-метод однократности в документировании и делопроизводственных операциях;
-метод экспертизы ценности документов.
глава 3. Источники в документоведении
Источниками в документоведческих исследованиях могут выступать практически любые документы, системы документации и комплексы документов. На их основе можно получить определённое представление об уровне работы с документами, способах документирования, о делопроизводственной культуре той или иной эпохи. Однако главную роль играют всё же те документы, в которых зафиксированы правила, нормы, рекомендации, нормативы и т.п., регламентирующие и регулирующие различные направления, способы и формы работы с документами. Это прежде всего законодательные и правовые акты, стандарты, классификаторы, инструкции, методические указания. Источники являются необходимой базой для проведения теоретических исследований, для совершенствования практики документационного обеспечения управления и определения основных тенденций развития документационных процессов.
Документоведческие источники можно классифицировать по нескольким основаниям:
по хронологии (источники дореволюционного, советского, постсоветского периодов);
по отношению к определённой
информационной среде (ретроспективной,
оперативной или перспективной)
источники “в обычае” и источники “в законе” (Н.В.Варадинов) и т.д.
Поскольку документоведение, как уже отмечалось, вырастало из практических потребностей работы с документами, постольку важную роль в его развитии, особенно на первых порах, играли традиции и обычаи. Затем, по мере осмысления и обобщения, эти обычаи и традиции стали закрепляться в различных законах, нормативных актах. Соответственно и источники, позволяющие проследить прежде всего историю становления документоведения, можно разделить на две большие группы: это, во-первых, документы, которые вышли непосредственно из делопроизводственной практики и содержат стихийно сложившиеся нормы и правила, отражающие традиции делопроизводства; во-вторых, разного рода правовые акты, на протяжении нескольких столетий законодательно регламентировавшие работу с документами.
К первой группе источников,
в которых аккумулирован
В “письмовниках” регламентировались состав, форма и содержание документов. Весьма примечательны уже сами их названия. Так, одним из первых ещё в 1765 г. появилось “Наставление как сочинять и писать всякие письма к разным особам”. Два десятилетия спустя был издан “Письмовник, содержащий разные письма, прошения, записки по делу, контракты, аттестаты, одобрения, расписки, пропуски и письменный вид крепостным людям, приказ старосте, форму купеческих ассигнаций, квитанции, расписки, письма посылочные и кредитные” (СПб, 1788). “Письмовники” нередко достигали значительных объёмов. К примеру, имеющееся в фондах Научной библиотеки Томского госуниверситета “Руководство для составления деловых бумаг. Образцы и формы; справочные сведения” В.Максимова (М., 1913) содержит более 2000 тыс. страниц.
К другой группе относятся
источники, представляющие собой законодательно
закреплённые правила и нормы
работы с документами. Их появление
отмечено уже с середины 17 столетия,
но решающий шаг был сделан Петром
1, утвердившим в 1720 г. “Генеральный
регламент”. В этом документе подробно
были расписаны структура и
К числу важных источников, наряду с “Генеральным регламентом”, относятся также разработанные в петровские времена “генеральные формуляры” - образцы документов; “Учреждение для управления губерний”, изданное в 1775 г. Екатериной Второй; “Общее учреждение министерств”, появившееся в1811 г., и многие другие законодательные акты, регламентировавшие отечественное делопроизводство на разных уровнях государственного управления.
Значительный интерес представляют документоведческие источники периода революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Они имели свою специфику, хотя в основе работы с документами, особенно на территории Белой России, лежали тогда главным образом законодательные акты и традиции дореволюционного делопроизводства.
Большое количество источников
оставил после себя советский
период российской истории. Уже в
первые месяцы после прихода к
власти большевиков был подписан
декрет Совнаркома “О порядке утверждения
и опубликования законов”, принято
постановление СНК “О форме бланков
государственных учреждений”. Эти
и другие подобного рода документы
впоследствии вошли в учебное
пособие “Сборник законодательных
актов по делопроизводству (1917-1970)”
(М., 1973). Важнейшими источниками последних
десятилетий существования
В настоящее время в Российской Федерации существует достаточно обширная нормативная база документационного обеспечения управления, которая одновременно является и важнейшим источником для исследования документоведческих проблем. В её состав входят:
-нормативные правовые акты федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения управления (Гражданский кодекс РФ, Федеральные Законы “Об информации, информатизации и защите информации”, “О государственной тайне”, “О стандартизации”, “Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах” и др.;
-ведомственные и общеотраслевые нормативные, инструктивные и методические документы, издаваемые органами исполнительной власти различного уровня;
-инструктивные и методические материалы, устанавливающие требования к документам, технологии их создания и обработки на уровне отдельной организации или её структурного подразделения.
В 1990-е годы возродилась и получила широкое распространение полузабытая в советский период практика составления и издания сборников образцов документов. К настоящему времени опубликованы десятки таких сборников, в частности: Загорская А.П., Петроченко П.Ф., Петроченко Н.П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции (М., 1992); Сборник типовых договоров (М., 1995); Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству (М., 1996); Андреева В.И. Образцы документов делопроизводства (М., 1997) и многие другие.
заключение
в своем развитии документоведение прошло 5 этапов. В каждом из этапов термин рассматривается с разных позиций, и приобретает наиболее значимый характер. Начиная с середины 90-х годов документоведение начинает сращиваться с управленческой наукой, с менеджментом, осмысливаются процессы управленческих функций документно-коммуникационных систем, документоведение, развивается в русле архивоведения и науки о делопроизводстве, активно интегрируя в управленческую науку, по-прежнему неохотно идет на контакты с родственными дисциплинами (библиотековедением, библиографоведением и др.).
Что же такое сегодня документоведение и каков его предмет? В терминологическом стандарте "Делопроизводство и архивное дело" понятие документоведения не определено. Тем не менее этимологический анализ термина позволяет предположить, что документоведение - это наука о документе. Если исходить из определения документа, данного в стандарте "Делопроизводство и архивное дело" ("Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать"), то документоведение - это наука о документе как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Более адекватный и широкий подход к документоведению - как к науке об отрасли "Документационное обеспечение управления". Одним из условий существования и развития любой отрасли является наличие в ее структуре рефлексивной части - науки. Не является исключением и отрасль "Документационное обеспечение управления". Одной из ее составных частей является наука "Документоведение". Документоведение, как любая наука, призвано изучать эволюцию, тенденции, закономерности и законы, действующие в отрасли, давать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности различных видов деятельности отрасли, накапливать научное знание об отрасли в целом. При этом широкая трактовка документоведения как науки об отрасли ДОУ не исключает, а, наоборот, предполагает изучение и самого документа как объекта деятельности.
документоведение нельзя
назвать сугубо технической наукой.
В структуре направлений и
специальностей по образованию специальность
"Документоведение и документационное
обеспечение управления" до 2000 г.
находилась в разделе экономических
наук, что подчеркивало роль делопроизводства
в экономике и управлении. Очевидно, что
проблема места документоведения в системе
наук и системе специальностей по образованию
нуждается в теоретическом решении. Поскольку
сущностное назначение документа - служить
информационным посредником между субъектами
коммуникации, документоведение как наука
может являться органической частью системы
информационно-коммуникационных наук.
Однако вполне логичным является и включение
документоведения в блок управленческих
наук. На основании этого положения можно
сделать вывод о междисциплинарной, социально-гуманитарно-