Контрольная работа по «Деловое общение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Переход к преподаванию новой учебной дисциплины – «Деловое общение» невольно заставляет нас заново переосмыслить целый ряд ключевых, с теоретической и методологической точки зрения, вопросов:
Существует ли такая наука и как она соотносится с социальной психологией;
Что составляет ее объект и предмет исследования;
Какова ее структура, включая: принципы, законы и основные категории
Что можно сказать об ее функциях;
И, наконец, как она соотносится с другими общественными науками, прежде всего, философией, общей психологией и социологией, менеджментом.

Содержание работы

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»..........................................................................................................4 -8
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение». ….................................................................................................9-11
Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте............................................12-13
Приложение.....................................................................................................14-16
Список литературы …............................

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕРАЦИИ

ФГОБУ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Деловое общение»

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Содержание

1. Назовите и охарактеризуйте  основные проблемы  дисциплины «Деловое общение»..........................................................................................................4 -8

2. Дайте характеристику основным  категориям дисциплины «Деловое  общение». ….................................................................................................9-11

  1. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным.  Ответ обоснуйте............................................12-13

Приложение.....................................................................................................14-16

Список литературы …....................................................................................17

 

1.Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

Переход к преподаванию новой учебной дисциплины – «Деловое общение» невольно заставляет нас заново переосмыслить целый ряд ключевых, с теоретической и методологической точки зрения, вопросов:

  • Существует ли такая наука и как она соотносится с социальной психологией;
  • Что составляет ее объект и предмет исследования;
  • Какова ее структура, включая: принципы, законы  и основные категории
  • Что можно сказать об ее функциях;
  • И, наконец, как она соотносится с другими общественными науками, прежде всего, философией, общей психологией и социологией, менеджментом.

На первый вопрос можно ответить утвердительно, поскольку есть такая наука, специально изучающая именно социально-психологические проблемы делового общения, наряду с организационными, правовыми, политическими и другими проблемами.

Социальная психология, стремясь одновременно охватить и личность, и общество, пытается ответить на вопрос: как может индивид воздействовать на то, что его окружает – на социальные институты и общество, частью которого оно является – если одновременно это окружение обусловливает его самого ( Пэнто Р., Гравитц М. методы социальных наук, М., 1972, с. 162).

 

Наука «Деловое общение» совпадает с социальной психологией лишь частично, поскольку собственно социально-психологические, т. Е. личностно-групповые стороны общения рассматриваются в ней в тесной связи с культурой и этикой межличностного общения, его управленческо-организационными особенностями. Больше внимание уделяется в ней изучению личностных характеристик, обусловленных индивидуально-типическими чертами взаимодействующих в составе рабочих групп субъектов. Но только этим содержание науки о деловом общении не исчерпывается.

Если под объектом можно понимать все то, что связано с социально-психологическими, этическими и организационными аспектами делового общения, то вопрос, о предмете делового общения в качестве особой отрасли научного знания, во многом остается дискуссионным.

Образ существующих точек зрения по поводу ее теоретического фундамента – социальной психологии, позволяет констатировать многообразие методологических подходов.

Считая динамический подход наиболее удачным, можно дать следующее определение предмета изучаемой дисциплины.

Предметом психологии делового общения  как науки выступает психологическая и нравственная сторона делового общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп. В центре ее внимания – особенности формирования и функционирования психологических, культурно-этнических и организационных (управленческих) отношений между людьми в процессе социальной деятельности.

Иными словами, это объект науки, воссозданный в исторически изменчивом категориальном аппарате. Это научное знание, которое обладает внутренней логикой, своей структурой и развивается по своим собственным законам.

2

Наука о деловом общение существенным образом отличается от обыденных житейских знаний. Более конкретно их различие проявляется в следующем:

  • Научное знание о деловом общении стремится к обобщениям, выявлению закономерностей развития личности и группы, тогда как житейские знания более конкретны, приурочены к единичным ситуациям;
  • Житейские знания о психологии общения обычно носят интуитивный характер, приобретается путем практических проб и ошибок, тогда как научные в большей степени опираются на рационально, логическое мышление;
  • Обыденное, обретенное опытным путем «знание жизни» имеет меньше возможности для передачи информации вследствие уникальности и персонифицированности;
  • Научная психология делового общения использует приемы и методы исследования, типичные для общей психологии и социологии. Среди них – контролируемый групповой эксперимент, психодиагностика, опросы общественного мнения, изучение документов и прямые наблюдения и другие приемы сбора информации. Вследствие этого она располагает уникальным фактическим материалом. В то же время, научное знание «беднее» и суше, чем неповторимый индивидуальный опыт.

Наука «Деловое общение» существует на стыке трех наук: общей психологии, социологии и менеджмента и имеет под собой философский фундамент. (см. приложение №1). Она к тому же тесно связана с аксиологической проблематикой. В ней органически сочетаются психологические, организационные и этнические моменты; есть общие функции с социологией и этикой.

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-либо дела, создающие условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает реализацию таких способов достижения лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Психология делового общения обеспечивает эффективное деловое общение на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни. Деловое общение – это особая форма общественных отношений, непосредственно связанная с экономическими отношениями. Она изучается на трех уровнях:

  • Личностный уровень, т.е. обусловленность общения разными типами личности, из внутренним миром ;усвоенными ими социальными нормами; особенностями некоторых их состояний, например, проявлений воли; становится необходимым изучение причин «девиантного поведения» личности в деловых ситуациях .
  • Межличностный уровень, предполагающий формальное и неформальное общение между коллегами, общение в рамках системы «руководитель – подчиненный», обусловленный выполняемыми ролями и отношением к ним, реальным статусов личности и т.д.
  • Уровень общения между группами, например, в случаях деловых переговоров, приемов делегаций и иных форм сотрудничества.

Непосредственным объектом изучения психологии делового общения выступают социальные субъекты как носители психического, их реальные связи и отношения, а также объективные и субъективные факторы, детерминирующие их социальную деятельность.

Вместе с тем, можно говорить о специфических объектах в качестве которых выступают различные стороны как личности, так и социальной группы (трудовой коллектив, рабочая группа), а также закономерности и механизмы функционирования межличностного общения.

Особенности уровней исследования во многом обусловливает содержание основных блоков исследуемых ею проблем:

  • Предмет и задачи психологии и этики делового общения. Предметом психологии делового общения  как науки выступает психологическая и нравственная сторона делового общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп. В центре ее внимания – особенности формирования и функционирования психологических, культурно-этнических и организационных (управленческих) отношений между людьми в процессе социальной деятельности.
  • Теоретические предпосылки становления психологии делового общения. В последние десятилетия ХХ века происходит активизация исследований в самых различных областях психологии, ее специализации и делению на ряд автономных отраслей: психологию делового общения, военную псиохосоциологию и т.д. Одновременно улучшалась методология и процедура исследования, появлялись новые теоретические концепции. Способствовал исторический фон, особенности генезиса рыночной экономики и ее отражения – общественной психологии, в рамках которых шло формирование научных знаний о закономерностях человеческого общения. Непосредственными предпосылками принято считать психологическое направление в социологии, психология народов, психилогия масс и теория об инстинктах социального поведения. Огромное влияние оказал психопанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939).  Существенное влияние на формирование социальной психологии оказала возникшая в 90-е годы 21 в.психология толпы. Г. Лебон считал, что человек в толпе ведет себя как первобытный дикарь, причиной тому, как считал Г. Тард, является механизм подражания. Л. Выгодский занимался культурно-историческими предпосылками развития психики. С. Рубинштейн изучал роль социальной среды в формировании психики. Д. Узнадзе занимался учением об установке, А. Леонтьев о деятельности и сознании и их соотношении. В. Бехтерев изучал рефлексологию.
  • Психическая структура личности и практика делового общения;
  • Детерминация поведения личности в деловом общении;
  • Психология общения, его структура и виды. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Все средства общения делятся на две группы: вербальные(словесные) и невербальные. (см. приложение №2). Лицо является одним из главных источников информации о психологическом состоянии человека наряду с телом, позой человека. Также источником является жесты, взгляд, визуальный контакт, голос.
  • Деловое общение и психодиагностика: ее сущность, методы и процедуры;
  • Деловое общение в рабочей группе. Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп: общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.
  • Стиль и социально-психолоические проблемы руководства;
  • Деловые переговоры: основные стадии, цели и средства, выбор стратегии. Переговоры – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения. Целью переговоров является договоренность о чем либо или принятие решений. Три основных стадии: подготовка, процесс ведении и анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей.
  • Конфликты в деловом общении, их предпосылки, стадии развития, их типология и структура. Основу конфликтных ситуаций в группе составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями и различными представлениями о способе их достижения. Существует типология конфликта (см приложение №3)
  • Этика делового общения: предпосылки формирования и основополагающие принципы. Если раньше было достаточно преданности идее, принадлежности к правящей партии, умение любой ценой организовать выполнение плана, определенных знаний, то в условиях рыночной экономики требования к руководителю радикально меняются. Современный менеджер должен уметь своевременно принимать правильные решения и добиться его выполнения, для этого нужно обладать рядом качеств, в котором заметно выделяется высокий уровень культуры.
  • Этикет и культура делового общения: правила этикета, особенности вербального общения, правила общения по телефону, деловой переписки. Деловой этикет – важная сторона профессионального поведения предпринимателя. Этикет – это установленный порядок поведения, который формируется в соответствии с нравами и обычаями. Переписка – это общение в миниатюре, овладение ею и труд, порой нелегкий, и искусствою переписка способствует увеличению оборота фирмы, предприятия, улучшению взаимосвязи различных служб, повышению квалификации, установлению прочных связей с потребителями.

Дисциплина «Деловое общение» проявляет взаимосвязь с дисциплиной «Социальная психология» в исследовании закономерностей межличностного общения и в изучении общения в единстве перцепции, коммуникации и интеракции.

Все эти проблемы изучались в рамках основополагающих принципов психологии делового общения, составляющих ее методологическую основу:

Принцип детерминизма --  предполагает изучение закономерностей зависимости психических явлений от порождающих их факторов, рассмотрение их взаимосвязей и взаимообусловленности;

Принцип единства сознания и деятельности – предусматривает формирование, развитие и проявление сущности личности и в процессе ее практической деятельности;

Принципы развития --- признание взаимодействия внешних влияний и внутренний условий психической деятельности, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому;

Принцип системности – ориентирует на целостное изучение человека в единстве его духовных, социальных и природных факторов. Данный подход предполагает также рассмотрение человека в единстве всех уровней и форм его активности, включая не только профессиональную деятельность, но и повседневные отношения, его личностное развитие в целом.

Законы психологии делового общения – существенный элемент в структуре науки – совокупность необходимых и устойчивых причинно-следственных связей между явлениями:

Законы, характеризующие основное содержание и этапы развития отдельных элементов исследуемого социального объекта

Законы, исследующие взаимосвязь между различными сторонами изучаемого явления


 

 

2.Основные категории дисциплины «Деловое общение»

Как и любая наука, психология и этика делового общения имеет свой категориальный аппарат, т.е. определенную совокупность предельно общих, ключевых понятий. Вокруг этого аппарата, составляющего основу науки, сформировалась целая система мене общих понятий, в той или иной мере способствующих уяснению сущности межличностных коммуникаций.

Однако следует заметить, что категориальный аппарат психологии делового общения не является чем-то застывшим. Он постоянно видоизменяется, многие понятия наполняются новым, конкретно-историческим содержанием.

Вместе с тем, существует определенный ряд устаревших понятий, которые в своей совокупности составляют как бы ядро категориального аппарата психологии делового общения. К ним, кроме центральной, предметообразующие личность и малую группу, механизмы их взаимодействия, нравственные нормы и ценности, деловой этикет и т.д.

При этом, с разных сторон описывая межличностное общение, эти понятия в разной степени тяготеют к одному из трех аспектов межличностной коммуникации – психологическому, организационному или этническому.

Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам "Я — Ты" "Я — Мы", "Мы — Они". Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Информация о работе Контрольная работа по «Деловое общение»