Министерство образования
и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Уральский государственный юридический
университет
Институт заочного и ускоренного обучения
Кафедра конституционного
права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Правовая экспертиза нормативных
актов»
Выполнила:
студентка 4 курса з/о
415 группы
Трапезникова Мария Ивановна
г. Екатеринбург
2014г
Содержание
Задание № 1……………………………………………………………………...3
Задание № 2…………………………………….………………………………..6
Список использованной литературы………...…………………………………12
Задание № 1
Перечислите вопросы,
стоящие перед экспертом, исследующим
нормативный правовой акт (проект нормативного
правового акта) на предмет его соответствия
Конституции Российской Федерации.
В соответствии с
Методическими рекомендациями по
проведению правовой экспертизы
нормативных правовых актов можно
выделить следующие вопросы, стоящие
перед экспертом, исследующим нормативно
правовой акт (проект нормативного
правового акта) на предмет его соответствия
Конституции Российской Федерации:
1. правовая оценка формы нормативного
акта;
2. правовая оценка целей
и задач нормативного акта;
3. правовая оценка предмета
правового регулирования;
4. правовая оценка компетенции
органа, принявшего нормативный
акт;
5. правовая оценка норм,
содержащихся в нем;
6. порядок принятия и
обнародования (опубликования).
Конституционным является нормативно-правовой
акт, принятый (изданный) государственным
органом в соответствии с правотворческой
компетенцией, предоставленной ему Конституцией
Российской Федерации. Государственный
орган не вправе принимать (издавать) нормативно-правовой
акт, не имея на то конституционных полномочий,
вторгаться в сферу деятельности другого
органа.
Как закреплено в Конституции
Российской Федерации (ст. 15), законы и
иные нормативно-правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации. Это
относится к нормативно-правовому акту
в целом, а также к отдельным его частям.
Правовые акты, не соответствующие
Конституции Российской Федерации, не
подлежат опубликованию и не вступают
в силу, то есть являются недействительными.
Все нормативно-правовые акты,
исходящие от исполнительных органов
государственной власти, должны иметь
строго подзаконный характер, т.е. основываться
на действующем законодательстве. Всякое
присвоение полномочий конституционных
государственных органов, установленных
действующим российским законодательством,
является неконституционным.
Понятия, термины, содержащиеся
в тексте Конституции, должны рассматриваться
как базовые, общепризнанные в отраслях
законодательства. При подготовке, принятии
и реализации актов они могут служить
основанием для толкования норм права.
Нельзя использовать в тексте нормативно-правового
акта понятия, смысл которых расходится
со смыслом понятий, закрепленных в действующей
Конституции, других конституционных
законах. В правоприменительной практике
иногда возникают затруднения при толковании
понятий аппарата законодательства. Это
объясняется тем, что имеются понятийные
пробелы в самой Конституции. В подобных
случаях толкование правовых понятий
следует осуществлять на основе общепризнанных
принципов и норм международного права.
Конституционность нормативно-правовых
актов обусловлена национально-государственным
устройством. В частности, принцип федерализма
определяет конституционную субординацию
правотворческих полномочий федеральных
органов и органов республик в составе
Федерации, иных ее субъектов. Соответственно
можно различать конституционность нормативно-правовых
актов федерального значения и конституционность
нормативно-правовых актов субъектов
Федерации. При определении конституционности
указанной категории актов, помимо международно-правовых
документов, должны учитываться положения
Конституции Российской Федерации, Федеративного
договора, а также положения конституций
республик в составе Российской Федерации.
В условиях Федерации конституционно
гарантируется верховенство федерального
законодательства. Главное с конституционной
точки зрения заключается в том, чтобы
нормативно-правовые акты федерального
значения не вторгались в конституционно
установленную сферу органов субъектов
Федерации и, напротив, чтобы законодательство
субъектов Федерации не вторгалось в сферу
полномочий федеральных органов на всех
институциональных уровнях.
Правотворческие полномочия
государственных органов, не отнесенные
Конституцией Российской Федерации к
ведению Федерации либо к совместному
ведению Федерации и ее субъектов, осуществляются
последними самостоятельно в соответствии
с конституционным законодательством.
Нормативно-правовой акт является
конституционным, если его положения не
противоречат принципам и нормам международного
права, получившим соответствующее ратификационное
закрепление в системе законодательства.
Соблюдение конкретной формы
(закон, указ, положение, инструкция и т.д.)
служит оптимизации содержания акта с
учетом его места в правовой системе. Несоблюдение
формы влечет за собой признание нормативно-правового
акта неконституционным.
Конституционную значимость
имеет соблюдение процедурных правил
обсуждения и принятия (издания) нормативно-правовых
актов. Такие правила устанавливают необходимую
последовательность действий в правотворческом
процессе.
Все правотворческие процедуры
должны быть строго легитимными, законными.
Какие-либо произвольности, искажения
при обсуждении и принятии (издании) нормативно-правовых
актов недопустимы. Важными конституционными
факторами при обсуждении законопроекта
являются, в частности, проведение необходимых
чтений, утверждение законопроекта надлежащим
большинством, принятие его обеими палатами
в идентичных редакциях, соблюдение порядка
визирования (подписания) законопроекта,
его оглашения, опубликования и др. Не
может быть признан конституционным акт,
принятие которого осуществлено без соответствующего
согласования с заинтересованными государственными
органами, учреждениями, общественными
организациями, как это предусмотрено
действующим законодательством.
Ст.19 Методических рекомендаций
по проведению правовой экспертизы нормативных
актов отмечает типичные противоречия
правовых актов Конституции РФ. Это:
1. ограничение гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами прав и свобод граждан;
2. принятие органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
правовых актов:
- по предметам ведения Российской
Федерации в случае, если это не предусмотрено
федеральным законодательством;
- нарушающих компетенцию Российской
Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации;
- нарушающих принцип разделения
властей;
- по вопросам, отнесенным к
компетенции органов местного самоуправления;
3. нарушение требований федерального
законодательства относительно формы
принятия правового акта;
4. наличие в правовом акте положений,
искажающих содержание и смысл норм Конституции
Российской Федерации и других актов федерального
законодательства.
Задание № 2.
Проведите экспертизу
проекта федерального закона.
Вносится членом
Совета Федерации
А.Г.Лысковым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении
изменений в статью 4 Федерального
закона "О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации"
Внести в статью 4 Федерального
закона "О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
(в редакции Федерального закона от 5 июля
1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74; 1999
№ 28, ст. 3466; 2001, № 32, ст. 3317; 2004, № 25, ст. 2484;
№ 51, ст. 5128; 2005, № 30, ст. 31о4; 2006, № 29, ст. 3124;
2007, № 10, ст. 1151; 2009, № 7, ст. 772, 789; № 20, ст.
2391; 2011, № 31, ст. 4703; № 43, ст. 5975) изменения,
дополнив еѐ частями 6 и 7
следующего содержания:
"6. Полномочия члена
Совета Федерации, депутата Государственной
Думы досрочно прекращаются также
по особым процедурным правилам,
исходя из результатов проведенной
органами Совета Федерации, Государственной
Думы проверки обстоятельств
исполнения соответственно членом
Совета Федерации, депутатом Государственной
Думы условий, установленных частью
второй статьи 6 настоящего Федерального
закона, и полномочий на постоянной
основе, в следующем порядке:
а) инициирование вопроса перед
Советом Федерации, Государственной Думой
о досрочном прекращении полномочий соответственно
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы в связи с нарушением им условий,
установленных частью второй статьи 6
настоящего Федерального закона, препятствующих
осуществлению им своих полномочий на
постоянной основе, вправе сделать группа
членов Совета Федерации, депутатов Государственной
Думы численностью не менее одной пятой
от общей численности соответствующей
палаты Федерального Собрания, депутатская
фракция Государственной Думы в отношении
депутата Государственной Думы, руководящие
органы политических партий, принимавшие
участие в выборах депутатов Государственной
Думы текущего созыва, а также Генеральный
прокурор Российской Федерации, Общественная
палата Российской Федерации и Совет по
правам человека при Президенте Российской
Федерации путем направления соответствующих
материалов Председателю Совета Федерации,
Председателю Государственной Думы;
б) Председатель Совета Федерации,
Председатель Государственной Думы предлагает
соответственно Совету Федерации, Государственной
Думе включить вопрос о поступивших материалах
о досрочном прекращении полномочий члена
Совета Федерации, депутата Государственной
Думы на очередном заседании Совета
Федерации, Государственной Думы, на котором
заслушивается информация о поступивших
материалах и в порядке, определяемом
Регламентами Совета Федерации, Государственной
Думы, создается специальная комиссия
или дается поручение одному из комитетов
соответствующей палаты Федерального
Собрания о проведении необходимой проверки
содержащихся в этих материалах обстоятельств;
в) специальная комиссия или
уполномоченный комитет соответственно
Совета Федерации, Государственной Думы
немедленно приступает к проверке
обстоятельств, изложенных в поступивших
материалах, и осуществляет ее путем проведения
открытых заседаний комиссии или комитета,
рассмотрения в ходе заседаний подлинных
документов или заверенных нотариусами,
руководителями следственных органов
или руководителями органов дознания
копий документов (а в необходимых случаях,
требующих экспертных исследований документов,
после проведения таких исследований),
которые свидетельствуют о нарушении
членом Совета Федерации, депутатом Государственной
Думы условий осуществления своих полномочий,
установленных частью второй статьи 6
настоящего Федерального закона, заслушивания
на заседаниях члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы, в отношении
которых поступили материалы, и граждан,
которые могут подтвердить или опровергнуть
обстоятельства о допущенных нарушениях
условий осуществления полномочий членом
Совета Федерации, депутатом Государственной
Думы, а также путем истребования дополнительных
материалов от юридических лиц, независимо
от их организационно-правовой формы и
вида собственности, и их должностных
лиц;
г) в случаях поступления секретных
документов специальная комиссия или
уполномоченный комитет, которым поручено
проведение проверки, рассматривает их
на закрытых заседаниях с приглашением
члена Совета Федерации, депутата Государственной
Думы, в отношении которого проводится
проверка;
д) проверка поступивших материалов
в отношении члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы проводится в срок,
позволяющий достоверно установить допущенные
им нарушения условий осуществления полномочий,
установленных частью второй статьи 6
настоящего Федерального закона, но не
позднее 30 дней со дня назначения специальной
комиссии или уполномоченного комитета
Советом Федерации, Государственной Думой;
е) по результатам проверки
специальная комиссия или уполномоченный