Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:29, контрольная работа
Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” - отсюда название - летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащие, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….3
1. Летописное дело в Древней Руси…………………………………...5
2. Летописи – основной источник истории Древней Руси …………11
3. Методы изучения летописи……………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. Летописное дело в Древней Руси…………………………………...5
2. Летописи – основной источник истории
Древней Руси …………11
3. Методы изучения летописи………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Летописи, исторические произведения
XI-XVII вв., в которых повествование велось
по годам. Рассказ о событиях каждого года
в летописях обычно начинался словами:
“в лето” - отсюда название - летопись.
Слова “летопись” и “летописец” равнозначащие,
но летописцем мог называться также и
составитель такого произведения. Летописи
- важнейшие исторические источники, самые
значительные памятники общественной
мысли и культуры Древней Руси. Обычно
в летописи излагалась русская история
от ее начала, иногда летописи открывались
библейской историей и продолжались античной,
византийской и русской. Летописи играли
важную роль в идеологическом обосновании
княжеской власти в Древней Руси и пропаганде
единства русских земель. Летописи содержат
значительный материал о происхождении
восточных славян, об их государственной
власти, о политических взаимоотношениях
восточных славян между собой и с др. народами и странами.
Всю историю человечества можно обоснованно
назвать священной книгой народов. Это
– книга их бытия, содержащая откровения
и правила. Она – наследие предков, предназначенное
потомству, пример прошлых ошибок и грандиозных
успехов. История, это то, без чего не может
существовать ни один народ, ни одна нация.
Это наше прошлое, которое мы должны помнить.
Историю своей страны должен знать каждый
человек. Она примиряет нас с несовершенством
настоящего, как с обыкновенным явлением
во всех веках. История помогает людям
избежать ошибок в настоящем, опираясь
на примеры прошлого.
Мы имеем довольно разнообразные и разносторонние
сведения о первых веках нашей истории.
Таковы особенно иноземные известия патриарха
Фотия (IX в.), императора Константина Багрянородного
и Льва Диакона (X) в., сказания скандинавских
саг и ряда арабских писателей тех же веков:
Ибн-Хордадбе, Ибн-Фадлана,
Основным же источником для изучения первого
периода нашей истории является Начальная
летопись. Она представляет сначала прерывистый,
но, чем далее, тем все более последовательный
рассказ о первых двух с половиной
веках нашей истории.
1. Летописное дело в-Древней Руси
Основным видом письменных источников
по истории Руси XI – XVII веков являются летописи.
Письменной истории Руси предшествовала
ее устная история. Устная история Руси
и впоследствии сопутствовала письменной,
питая ее живительными соками. Своим расцветом
летопись непосредственнее всего обязана
этой неписаной истории Руси, хранителем
которой был сам народ.
В самом деле, первые русские летописцы,
воссоздавая предшествующую им историю
Руси, сумели собрать сведения о прошлом
Русской земли за несколько столетий.
Они пишут о походах и о договорах, об основании
городов, дают живые характеристики князьям
и рассказывают о расселении племен. Следовательно,
у летописцев были какие-то устные материалы
об исторической жизни народа в течение
многих поколений. Вглядываясь в состав
тех сведений, которые сообщают летописцы,
мы видим, что этим огромным историческим
источником был для них фольклор. И это
не случайно. Исторические песни, предания
и легенды были той великой неписаной
историей Русской земли, которая предшествовала
летописанию.
В летописи, а также в житиях и проповедях
сохранены многочисленные остатки исторических
преданий, легенд и песен, которыми древнерусские
книжники стремились восполнить недостаток
письменного материала по истории своей
родины. Они-то и явились подлинной основой
для восстановления русской истории древнейшего
периода. В них заключалось то историческое
самосознание народа, которое позволило
вырасти русскому летописанию.
Столетия, непосредственно примыкающие
к деятельности первых русских летописцев
– IX и X, – дали им несравненно больше исторического
материала, заимствованного из исторического
фольклора, чем предшествующие. Нетрудно
различить и главные типы исторических
произведений, использованных летописью.
Их несколько. Один из главнейших - местные
легенды, связанные с урочищами, могильниками,
селами и городами всей великой русской
равнины.
Могильные насыпи издавна и у всех народов
были связаны с историческими преданиями.
Высокие холмы, насыпавшиеся над могилами
вождей, сами по себе свидетельствовали
о стремлении сохранить на многие поколения
память об умерших. Но, кроме того, память
о погребенных поддерживалась тризнами,
совершавшимися на их курганах, культом,
которым были окружены многие из могильных
насыпей.
Характерно, что наиболее древние исторические
воспоминания самым тесным образом связаны
с языческим, дохристианским культом предков,
но чем ближе ко времени, когда уже пишут
летописцы, тем яснее выступают исторические
припоминания сами по себе, тем четче выделяется
интерес к истории родной страны. Историческое
самосознание народа становится все более
интенсивным, вводится в точные хронологические
рамки.
Таким образом, на всем пространстве Руси
от Изборска, Ладоги и Белоозера и до северных
берегов Черного моря, до Корсуни, где
показывали летописцу церковь, в которой
крестился Владимир, и до Тмуторокани
хранилась историческая память об общерусских
героях, о первых русских князьях, «трудом»
своим великим собиравших Русскую землю.
Даже вне пределов Руси, на далеком Дунае,
летописец указывает город (Киевец), основанный
Кием. Летопись – разновидность письменных
источников, реально сохранившееся историческое
произведение, имеющее структуру текста
в виде погодного изложения
Летописание было любимым занятием наших
древних книжников. Начав послушным подражанием
внешним приёмам византийской хронографии,
они скоро усвоили её дух и понятия, с течением
времени выработали некоторые особенности
летописного изложения, свой стиль, твёрдое
и цельное историческое миросозерцание
с однообразной оценкой исторических
событий и иногда достигали замечательного
искусства в своём деле. Летописание считалось
богоугодным, душеполезным делом. Потому
не только частные лица записывали для
себя на память, иногда в виде отрывочных
заметок на рукописях, отдельные события,
совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных
учреждениях, церквах и особенно монастырях
велись на общую пользу погодные записи
достопамятных происшествий. Сверх таких
частных и церковных записок велись при
княжеских дворах и летописи официальные.
Из сохранившейся в Волынской летописи
грамоты волынского князя Мстислава, относящейся
к 1289 г., видно, что при дворе этого князя
велась такая официальная летопись, имевшая
какое-то политическое назначение. Наказав
жителей Берестья за крамолу, Мстислав
прибавляет в грамоте: «…а вопсал есмь
в летописец коромолу их».2 С образованием
Московского государства официальная
летопись при государевом дворе получает
особенно широкое развитие. Летописи велись
преимущественно духовными лицами, епископами,
простыми монахами, священниками, официальную
московскую летопись вели приказные дьяки.
Рядом с событиями, важными для всей земли,
летописцы заносили в свои записи преимущественно
дела своего края. С течением времени под
руками древнерусских книжников накоплялся
значительный запас частных и официальных
местных записей. Бытописатели, следовавшие
за первоначальными местными летописцами,
собирали эти записи, сводили их в цельный
сплошной погодный рассказ о всей земле,
к которому и со своей стороны прибавляли
описание нескольких дальнейших лет. Так
слагались вторичные летописи или общерусские
летописные своды, составленные последующими
летописцами из записей древних, первичных.
При дальнейшей переписке эти сводные
летописи сокращались или расширялись,
пополняясь новыми известиями и вставками
целых сказаний об отдельных событиях,
житий святых и других статей, и тогда
летопись получала вид систематического
летописного сборника разнообразного
материала. Путём переписывания, сокращений,
дополнений и вставок накопилось труднообозримое
количество списков, доселе ещё не вполне
приведённых в известность и содержащих
в себе летописи в разных составах и редакциях,
с разнообразными вариантами в тексте
родственных по составу летописей. Таков
в общих и потому не совсем точных чертах
ход русского летописного дела. Разобраться
в этом довольно хаотическом запасе русского
летописания, группировать и классифицировать
списки и редакции, выяснить их источники,
состав и взаимное отношение и свести
их к основным летописным типам - такова
предварительная сложная критическая
работа над русским летописанием, давно
начатая, деятельно и успешно продолжаемая
целым рядом исследователей и еще не законченная.
Первичные записи, ведённые в разных местах
нашего отечества, почти все погибли; но
уцелели составленные из них летописные
своды. Эти своды составлялись также в
разные времена и в разных местах. Если
соединить их в один цельный общий свод,
то получим почти непрерывный погодный
рассказ о событиях в нашем отечестве
за восемь столетий, рассказ не везде одинаково
полный и подробный, но отличающийся одинаковым
духом и направлением, с однообразными
приёмами и одинаковым взглядом на исторические
события. И делались опыты такого полного
свода, в которых рассказ начинается почти
с половины IX в. и тянется неровной, изредка
прерывающейся нитью через целые столетия,
останавливаясь в древнейших сводах на
конце XIII или начале XIV в., а в сводах позднейших
теряясь в конце XVI столетия и порой забегая
в XVII, даже в XVIII в. Археографическая комиссия,
особое учёное учреждение, возникшее в
1834 г. с целью издания письменных памятников
древней русской истории, с 1841 г. начала
издавать Полное собрание русских летописей и
издала 12 томов этого сборника2.
Характер сводов, который имеют древнерусские
исторические произведения – особенность
не только их формы. Самая форма сводов,
в которые облекались древнерусские исторические
произведения, была тесно связана с особым
историческим сознанием их авторов. Средневековые
своды предшествующего исторического
материала составлялись, прежде всего,
ради сохранения первоначального их текста
как своего рода документа в произведении
новом. Средневековый читатель ценил в
исторических произведениях, прежде всего
их документальность. Древнерусский читатель
в литературных произведениях искал того,
что было «на самом деле», его интересовал
не реализм изображения, а сама реальность,
не фабула, а сами события, хотя в оценке
и понимании исторических событий он нередко
был чужд реализма, принимая за реально
бывшее рассказы о чудесах, знамениях,
явлениях и т. п. В связи с этим древнерусский
историк давал свой новый авторский текст
преимущественно о современных ему событиях,
о тех, которым он мог быть свидетелем
или о которых он мог знать от свидетелей.
Итак, летопись – это свод. Составляя свой
свод, летописец, прежде всего, заботился
о том, чтобы получить в свои руки труды
своих предшественников – таких же летописцев,
затем исторические документы – договоры,
послания, завещания князей, исторические
повести, жития русских святых и т. д., и
т. п. Собрав весь доступный ему материал,
иногда многочисленный и разнообразный,
иногда всего два-три произведения, летописец
соединял его в погодном изложении. Летописи
он соединял год с годом, стремясь избегнуть
повторений, документ помещал под годом,
к которому он относился, житие святого
– под годом смерти этого святого, историческую
повесть, если она охватывала несколько
лет, разбивал по годам и каждую часть
помещал под своим годом и т. д. Построение
летописного изложения по годам давало
ему удобную сеть для разнесения в нее
все новых и новых произведений. Работа
эта не была механической: летописцу приходилось
иногда устранять противоречия, иногда
производить сложные хронологические
изыскания, чтобы поместить каждое событие
под своим годом. Исходя из своих политических
представлений, летописец иногда пропускал
то или иное известие, делал тенденциозную
подборку этих известий, изредка сопровождал
их собственным кратким политическим
комментарием, но при этом не сочинял новых
известий. Закончив свою работу сводчика,
летописец дополнял этот материал собственными
записями о событиях последних лет.
Летописи – это своды, при этом не только
своды предшествующих произведений, не
только своды различных трафаретов писательского
«этикета», но и своды идей. В них получают
свое отражение различные идеологии.
В самом деле, уже давно и бесспорно установлено,
что «рукой летописца управляли политические
страсти и мирские интересы». Сами летописцы
неоднократно заявляют о политической
целенаправленности своих летописей.
Действительно, московская летопись полна
политических выпадов против новгородцев,
тверичей, суздальцев, рязанцев, так же
как и рязанская, тверская, новгородская,
нижегородская летописи – против москвичей.
2. Летописи – основной
источник истории Древней Руси
Главным
летописным памятником Руси является
«Повесть временных лет», сохранившая
нам многие местные легенды, свидетельствует
и о других формах устной исторической
Истоки «Повести временных лет» в значительной
степени определили и направление ее изложения.
Мощное логически стройное, проникнутое
патриотическим подъемом повествование
в своем неуклонном движении от прошлого
к настоящему несло в себе широкое осмысление
политической действительности своего
времени. «Повесть временных лет» сама
стала «исходишем мудрости» для последующих
летописцев. С нее они начинали свое изложение,
ее идеи продолжали, в ее содержании видели
в пору феодальной раздробленности и «злой
татарщины» живое свидетельство единства Русской земли.
«Повесть временных лет» – произведение
родное для всякого русского человека.
Она повествует о начале Русской земли,
о начале русского народа голосом далеких
и вместе с тем близких нам русских людей
XI - начала XII в. К ее спокойному изложению
мы не раз возвращаемся и всегда находим
в нем новые и новые, не замеченные нами
прежде глубины содержания.
Высокие достоинства «Повести временных
лет» возникли на плодотворной почве русской
культуры начала XII в., когда она была создана.
Эти высокие достоинства были связаны
с повышенным интересом к родной истории
во всех слоях общества Киевской Руси
и с высокими качествами русского литературного
языка, оказавшегося способным выразить
и тонкость отвлеченной мысли, и многочисленные
реальные понятия чрезвычайно усложнившейся
в XI в. исторической действительности.
В самом деле, «Повесть временных лет»
принадлежит эпохе, в которой ясно определились
характерные черты феодализма, но еще
живы были и старые традиции эпохи древнерусского
государства. Уже отчетливо деление общества
на господствующую феодальную верхушку
и закабаленные низы городского и сельского
населения, но еще живо воспоминание о
патриархально-общинных отношениях в
рассказах о пирах Владимира, равно открытых
для всех. Уже утрачено политическое единство
Русской земли, втянутой в процесс феодализации,
уже обособились Новгород, Полоцк, Галицко-Волынская
земля, Смоленское и Владимиро-Суздальское
княжества, но еще действенно сознание
единства Руси. Крепнут новые феодальные
полугосударства-княжества, но еще сохраняются
традиции единой Киевской державы. Русская
культура уже развивается в областных
границах, но еще не замкнута в них.
Феодальная раздробленность была неизбежным
этапом исторического развития Руси. Начинавшийся
с конца XI в. распад Киевского государства
был связан с ростом его отдельных частей,
с развитием производительных сил на местах,
с образованием новых областных центров,
городов, с подъемом активности городских
масс населения. Этот процесс политического
дробления Киевского государства и роста
областных центров имел первостепенное
значение в интенсивном культурном развитии
Руси XII века.
Сознание единства Руси и общерусский
размах идей, может быть, еще интенсивнее
давали себя чувствовать именно теперь,
когда реальная социально-экономическая
и политическая почва для этого единства
уходила из-под ног, когда могущественная
держава Владимира отошла уже в прошлое,
хотя еще и сохранялось живое ощущение
Русской земли как единого целого. В этом
соединении стремительного движения вперед
с сохранением лучших традиций прошлого
– основа творческой мощи этого периода.
Оптимизм и патриотизм «Повести временных
лет» были проявлениями силы нового общественного
уклада, в котором еще не успели в полной
мере сказаться печальные политические
последствия раздробленности Руси.
3. Методы изучения летописи
Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии.
Восстановление летописных сводов, предшествовавших «Повести временных лет», принадлежит к увлекательнейшим страницам филологической науки.
Так, например, в начале списков Новгородской первой летописи (кроме Новгородской первой по Синодальному списку, где начало рукописи утрачено) читается текст, частично сходный, а частично различный с «Повестью временных лет».
Исследуя этот текст, А.А. Шахматов
пришел к выводу, что в нем сохранились
отрывки более древней
Так же точно отсутствует в
На основании этих и многих других соображений А.А. Шахматов пришел к выводу, что в основе начальной части Новгородской первой летописи лежит летописный свод более древний, чем «Повесть временных лет». Летописец, составивший «Повесть временных лет», расширил его новыми материалами, различными письменными и устными источниками, документами (договорами с греками), выписками из греческих хроник и довел приложение до своего времени.
Однако свод, предшествовавший «Повести временных лет», восстанавливается по Новгородской первой летописи лишь частично, например, в нем отсутствует изложение событий 1016 - 1052 гг. и 1074 - 1093 гг. Свод, легший в основу и «Повести временных лет», и Новгородской первой летописи, А. А. Шахматов назвал «Начальным», предполагая, что с него именно и началось русское летописание.
Шаг за шагом в различных
Начальный свод составился под свежим
впечатлением страшного половецкого
нашествия 1093 г. Описанием этого
нашествия он заканчивался, размышлениями
о причинах несчастий русского народа
он начинался. Во вступлении к Начальному
своду летописец писал, что бог
казнит Русскую землю за «несытство»
современных князей и дружинников.
Им, алчным и своекорыстным, летописец
противопоставляет древних
Назвав этот свод Начальным, А.А. Шахматов не предполагал, что вскоре это название окажется неточным. Дальнейшие исследования А. А. Шахматова показали, что и в составе Начального свода имеются различные наслоения и вставки. А.А. Шахматову удалось вскрыть в основе Начального свода два еще более древних свода.
Таким образом, история древнейшего русского летописания представляется А.А. Шахматову в следующем виде.
В 1037-1039 гг. была составлена первая русская летопись - Древнейший Киевский свод.
С начала 60-х гг. ХI в. игумен Киево-Печерского
монастыря Никон продолжал
В 1093-1095 гг. в том же Киево-Печерском монастыре был составлен третий летописный свод, условно называемый Начальным. Наконец, в начале ХII в., не сразу, а в несколько приемов, была составлена дошедшая до нас «Повесть временных лет».
А.А. Шахматов не останавливался на выяснении главнейших фактов истории начального русского летописания. Он стремился к восстановлению самого текста каждого из перечисленных выше сводов. В «Разысканиях о древнейших русских летописных сводах» (1908 г.) А.А. Шахматов дал восстановленный им текст древнейшего свода в редакции 1073 г.,- то есть текст свода Никона 1073 г., с выделением в нем при помощи особого шрифта тех частей, которые вошли в него из Древнейшего свода 1037-1039 гг. В более позднем своем труде «Повесть временных лет» (т. 1, 1916) А.А. Шахматов дал текст «Повести временных лет», в котором крупным шрифтом выделил те части ее, которые восходят к Начальному своду 1093-1095 гг.
Необходимо отметить, что в своей
чрезвычайно смелой попытке наглядно
представить всю историю
Поэтому в этой последней части работы А.А. Шахматова - там, где он поневоле должен был, реконструируя текст, решать все вопросы - даже и те, на которые было почти невозможно ответить, - выводы его носили только предположительный характер.
Наряду с крупнейшими