Миграционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

«Миграция населения — столь же древнее явление, как и человек. На протяжении всей истории она являлась двигателем прогресса. Это было обусловлено расширением торговли, распадом и объединением государств. Миграция выступала в виде кочевничества, военных и колониальных переселений, а позже — поиска работы или убежища. Возможность миграции тесно связана с правами человека на свободу передвижения и выбор места жительства».
Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

KSR_-_Migratsionnaya_politika_RB.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Контрольная самостоятельная работа

 

 

                                 студенток 3 курса

                                                 отделения «Экономическая теория»

 Осипчук  Марины,

Пироговой Валерии,

Тимохович Дарьи,

Листопад  Татьяны 

 

 

Преподаватель:

доктор экономических наук  профессор Тихонова Людмила Ефимовна                                                    

 

 

 

                                                  Минск, 2010

   «Миграция  населения — столь же древнее  явление, как и человек. На  протяжении всей истории она  являлась двигателем прогресса.  Это было обусловлено расширением торговли, распадом и объединением государств. Миграция выступала в виде кочевничества, военных и колониальных переселений, а позже — поиска работы или убежища. Возможность миграции тесно связана с правами человека на свободу передвижения и выбор места жительства» [2].

Миллионы людей  ежегодно пересекают границы в целях  поиска работы, учебы, отдыха, общения  с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций. «По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной» [1].

Миграция населения  является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую.

С точки зрения развития человечества, миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран.

В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые  актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.

В то же время миграционные процессы – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников СНГ. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей.

«Принятые Советом глав государств Содружества в октябре 2007 года предложения по согласованной миграционной политике, включая Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, создали необходимые условия для обеспечения конструктивных подвижек на этом весьма важном направлении. И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств-участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена» [3].

В Рабочем плане  Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, определены новые направления и ориентиры в сфере миграции. Так, в соответствии с Рабочим планом продолжено взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, в выявлении и пресечении деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции. В этих целях Советом руководителей миграционных органов стран Содружества заключены протоколы о координации взаимодействия в области миграционной политики с Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.

Продолжается  переговорный процесс с сопредельными государствами и странами СНГ о заключении международных договоров о приеме и передаче лиц через государственную границу, осуществляется ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на 2009–2011 годы.

В рамках международного сотрудничества в сфере миграции 19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции, а 3 февраля текущего года подписан План по его реализации.

В октябре 2010 года на заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ планируется рассмотреть предложения по совершенствованию договорно-правовой базы СНГ, регламентирующей вопросы внешней трудовой миграции.

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают  безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна  как для местного населения, так  и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации.

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Беларусь расположена  непосредственно по соседству с  одной стороны с государствами  Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно  выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

Основные показатели внутренней миграции в Республике Беларусь и  статистический анализ населения страны изучались в ходе переписи населения, проведенной с 14 по 24 октября 2009 года.

«По данным переписи населения 2009 года численность населения Республики Беларусь составила 9 млн 503 тыс. человек, из них численность городского населения составила 7 млн 52 тыс. человек, или 74 % общей численности населения, сельского – 2 млн 437 тыс. человек (26 %). Общая численность населения с 1999 года (согласно переписи населения 1999 года) сократилась на 556 тыс. человек» [1].

Переписью населения 2009 года учтено «4 млн 420 тыс. мужчин и 5 млн 83 тыс. женщин. Численность женщин превышает численность мужчин как в составе городского населения, так и сельского. По предварительным данным, на 14 октября 2009 года на 1000 мужчин приходилось 1 145 женщин.

Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2009 году в республику на постоянное проживание, составило 19 892 человека (в 2008 году – 17 413), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7 643 (в 2008 году – 9 268), миграционный прирост – 12 249 (в 2008 году – 8 145)» [1].

«При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.

За январь –  февраль 2010 года в республику прибыло 2 798 человек и выбыло 1 061, миграционный прирост составил 1 737 человек» [1].

Ежегодно в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь получают 10–13 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства.   В настоящее время в органах внутренних дел состоит на учете «133 277 иностранных граждан и 7 799 лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание, из них:

88 485 граждан России (62,7 %), (2008 г. – 85 537),

18 847 граждан Украины (13,3 %), (2008 г. – 18 902),

3 709 граждан Литвы (2,6 %), (2008 г. – 3 443),

3 532 гражданина Казахстана (2,5 %), (2008 г. – 3 873),

2 837 граждан Узбекистана (2 %), (2008 г. – 2 757),

2 249 граждан Молдовы (1,5 %), (2008 г. – 2 142),

2 066 граждан Израиля (1,4 %), (2008 г. – 2 009),

2 061 гражданин Армении (1,4 %), (2008 г. – 1 848),

1 716 граждан Грузии (1,2 %), (2008 г. – 1 467),

1 644 гражданина Азербайджана (1,1 %), (2008 г. – 1 491),

985 граждан Латвии (0,7 %), (2008 г. – 873)» [1].

В целях стабилизации демографической  ситуации и создания предпосылок  для демографического роста в  Республике Беларусь реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года.

Существенное влияние  на происходящие в государстве миграционные процессы оказывает трудовая и вынужденная миграция.

Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование  регулирования экспорта и импорта  рабочей силы, защиту национального  рынка труда от неконтролируемого  притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей  силы и трудоустройству граждан  Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

В настоящее время 52 лицензиата имеют специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной  с трудоустройством граждан за границей. На деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной  рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).

В связи с мировым экономическим  кризисом изменились потоки внешней  трудовой миграции и в Республике Беларусь. Так, «согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась (в 2007 г. – 7 335, в 2008 г. – 6 204, в 2009 г. – 4 178), а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы, – увеличилось (в 2007 г. – 1 496, в 2008 г. – 2 463, 2009 г. – 4 835)» [1].

Лидерами по приему «трудовых  мигрантов» в 2009 году являются: наиболее промышленно развитый регион Республики Беларусь – г. Минск (2 955 чел.) и Брестская область (727 чел.). Из стран СНГ за указанный период въехали в Беларусь на работу граждане: Украины (1 308), Молдовы (118), Таджикистана (104), Азербайджана (77), Армении (77), Грузии (31). Из других стран в Беларусь прибыли граждане Турции (988), Литвы (786), Китая (399), Вьетнама (180).

Иностранцы в республике преимущественно заняты в качестве сельскохозяйственных рабочих, строителей, на должностях руководителей, в качестве спортсменов-инструкторов, тренеров, поваров и других специалистов.

Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как  в ближнее, так и в дальнее  зарубежье. Как и прежде, основной поток направлен в Россию (2 656 человек). Также граждане Беларуси выезжали в США (1 263), Польшу (116), Чехию (46) и другие страны.

Подавляющее большинство  мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные  с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а  также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

Трудовые мигранты, занятые  на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей численности. Из 4 178 выехавших – 452 руководители и специалисты.

Анализируя распределение  трудовых мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу, люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2009 году более половины (2 512 человек) выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время 4 052 прибывших – лица старше 25 лет.

Таким образом, наблюдается  тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях  осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено прежде всего  складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы.

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь