Миграционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

«Миграция населения — столь же древнее явление, как и человек. На протяжении всей истории она являлась двигателем прогресса. Это было обусловлено расширением торговли, распадом и объединением государств. Миграция выступала в виде кочевничества, военных и колониальных переселений, а позже — поиска работы или убежища. Возможность миграции тесно связана с правами человека на свободу передвижения и выбор места жительства».
Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.

Файлы: 1 файл

KSR_-_Migratsionnaya_politika_RB.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь также  уделяет большое значение проблемам вынужденной миграции: создана целостная система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище, успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов.

Республика Беларусь подписала  в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также присоединилась в 2001 году к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженца, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.

За весь период реализации в Беларуси законодательства в области вынужденной миграции (с 1997 по 2009 год) в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось немногим более 3,5 тыс. иностранцев из 48 государств мира.

В последние два года наметилась тенденция к увеличению количества иностранцев, обращающихся с ходатайством о защите. «Так, в 2008 году с ходатайством о защите обратилось 93 иностранца, что на 63 % больше в сравнении с 2007 годом, в 2009 году – 160 иностранцев, что на 72 % больше в сравнении с 2008 годом и на 180 % больше, чем в 2007 году. Из 160 иностранцев, обратившихся с ходатайством о защите в 2009 году, граждане Афганистана составили 50 % от общего количество обратившихся, Грузии – 11,9, Украины – 9,4, Ирана, России и Пакистана – по 5, других государств – 13,7 %» [3].

Иностранные граждане, которым  предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют все социально-экономические права, а также права в области образования и здравоохранения, которыми пользуются граждане Республики Беларусь. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранцы, которым предоставлена  дополнительная защита в Республике Беларусь, пользуются правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь. Кроме того, они имеют права на медицинское обслуживание и трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, им также предоставлено право на воссоединение семьи, проживание в специально оборудованных местах.

Несовершеннолетние иностранцы, которым предоставлены статус беженца  или дополнительная защита, имеют  право на образование и медицинское  обслуживание наравне с несовершеннолетними  гражданами Республики Беларусь.

Иностранцы, не подлежащие высылке  в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, имеют право на получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь и, соответственно, права, которые  предоставляются указанной категории иностранцев.

«На 1 января 2010 года в Беларуси статус беженца предоставлен 817 иностранцам, 2 иностранцам предоставлена дополнительная защита. Наибольшее количество иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, составляют граждане Афганистана – 577 человек (70,6 %). Граждане Грузии составляют 16,3 % из общего числа беженцев, Таджикистана – 3,9, Азербайджана – 3,5, Эфиопии – 2,8, Палестины – 1,1, Ирана – 0,9, представители еще шести государств (Армения, Индия, Ирак, Камерун, Либерия и Руанда) составляют 0,9 % от общего количества иностранцев, которым предоставлен статус беженца, по каждой из стран» [3].

Важным аспектом работы с  беженцами является создание благоприятных  условий для их интеграции в общество. Решение жилищных проблем, оказание содействия в трудоустройстве, изучении языка и получении образования являются приоритетными направлениями успешной интеграции беженцев, реализация которых осуществляется, в том числе, в рамках проектов международной технической помощи. Наиболее ярким примером полной интеграции является натурализация. По состоянию на 1 марта 2010 года 110 беженцев, что составляет более 13 % от их общего числа, приобрели гражданство Республики Беларусь.

Значительную  помощь республике в решении проблем  беженцев оказывают международные организации, в первую очередь Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Благодаря технической, консультативной и финансовой поддержке  УВКБ ООН в рамках соответствующих  проектов решены многие вопросы оперативного управления в области миграции и беженцев, в том числе созданы и функционируют пункты временного размещения лиц, ищущих убежище, в Витебске (до 30 человек), Национальном аэропорту «Минск» (до 12 человек), Гомеле (26 человек), произведена реконструкция нескольких общежитий в Минске, Могилеве и Минской области, в которых были поселены несколько десятков беженцев, создана компьютерная система учета и регистрации беженцев и лиц, ищущих убежище.

Министерство  внутренних дел Республики Беларусь в 2009 году приступило к реализации двух проектов международной технической помощи: «Повышение эффективности работы со смешанными миграционными потоками на Государственной границе и внутри Республики Беларусь – фаза II», в котором МВД выступает в качестве исполняющей организации – партнера, и «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове и Украине (фаза I)», где МВД выступает в качестве исполняющей организации – национального координатора. Оба проекта реализуются при финансовой поддержке Европейской Комиссии совместно с УВКБ ООН.

В настоящее  время для Республики Беларусь достаточно актуальны проблемные вопросы незаконной миграции.

По  причине прозрачности белорусско-российской границы, а также ввиду своего месторасположения между СНГ и Евросоюзом территория Беларуси активно используется в качестве транзитного коридора нелегальными мигрантами, которые перемещаются на запад из Афганистана, Бангладеш, Китая, Вьетнама, Индии, Пакистана, Ганы, Египта, Нигерии, Конго и других стран. Миграционные потоки, направленные на Запад, упираются в хорошо охраняемую границу Польши, Литвы и Латвии, в результате чего на территории Беларуси оседает все большее количество незаконных мигрантов, которые впоследствии оказывают влияние на состояние правопорядка в республике и ее национальную безопасность.

«В 2009 году на территории Республики Беларусь гражданами иностранных государств совершено 2 239 преступлений, предварительное расследование по которым окончено, из них 16 убийств (2008 г. – 30); 28 тяжких телесных повреждений (2008 г. – 27); 629 краж (2008 г. – 628), 22 разбоя (2008 г. – 30), 73 грабежа (2008 г. – 60), 181 мошенничество (2008 г. – 156)» [3]. Определенная часть из указанных преступлений совершается незаконно находящимися в республике иностранцами.

Анализ имеющихся  сведений о противодействии незаконной миграции свидетельствует о том, что оперативная обстановка на данном направлении в настоящее время  стабилизировалась, однако в то же время  каналы нелегальной миграции стали  более организованными и законспирированными.

На территории Республики Беларусь органами внутренних дел задержано 9 групп незаконных мигрантов общей численностью 41 человек (3 гражданина Афганистана, 13 граждан Вьетнама, 4 гражданина Ганы, 6 граждан Индии, 2 гражданина Камеруна, 5 граждан Пакистана, 8 граждан Шри-Ланки). Органами пограничной службы задержано 211 незаконных транзитных мигрантов, в том числе 37 потенциальных нарушителей границы – незаконных транзитных мигрантов в тыловых районах.

В 2009 году правоохранительными органами выявлено 30 случаев организации незаконной миграции иностранцев, из них органами внутренних дел – 8. Органами пограничной службы выявлено и разрабатывалось 19 каналов незаконной миграции, в проверке находилось 19 организаторов и 18 пособников. Подразделениями органов внутренних дел перекрыто 7 каналов незаконной миграции.

Всего в 2009 году за нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь возбуждено 169 уголовных дел, из них органами внутренних дел – 146, органами государственной  безопасности – 18. За нарушение правил пребывания к административной ответственности привлечено: органами внутренних дел – 15 763 иностранца, органами пограничной службы – 3 786. Органами внутренних дел депортировано (выслано) из республики 2 017 иностранцев, нарушивших миграционное законодательство, из них 925 под конвоем. Органами пограничной службы депортировано 267 лиц.

Во взаимодействии с органами пограничной службы и  государственной безопасности в 2009 году проведены комплекс профилактических мероприятий по реализации Программы «Иностранец» и специальное комплексное мероприятие «Нелегал».

Так, в результате проведения с 8 по 11 апреля 2009 года оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по борьбе с незаконной миграцией  граждан третьих стран и торговлей людьми в Республике Беларусь за нарушение миграционного законодательства органами внутренних дел к административной ответственности привлечено 1 632 иностранца, из них за нарушение порядка въезда-выезда и пребывания – 1 465, за нарушение установленного порядка осуществления трудовой деятельности – 108.

В связи с  нарушением миграционного законодательства Республики Беларусь 220 иностранцев  выдворено за пределы государств – членов ОДКБ.

Кроме этого, в  результате проведения специального комплексного мероприятия «Нелегал» в период с 28 по 30 октября истекшего года к административной ответственности за нарушение Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь привлечено 1 255 иностранцев. За нарушение миграционного законодательства Республики Беларусь 126 иностранцев выдворено, из них 49 – под конвоем. В отношении 49 иностранцев возбуждены уголовные дела по «статье нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь».

Также МВД Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами в октябре 2009 года принято участие в мероприятиях, проводимых в рамках СНГ, по выявлению и пресечению деятельности юридических и физических лиц, транснациональных преступных групп, действующих в сфере незаконной миграции.

В целях защиты национальной безопасности Республики Беларусь, упорядочения миграционных потоков в республике, интеграции и социальной адаптации мигрантов, развития временной трудовой миграции, решения демографических проблем, актуальных для республики, противодействия торговле людьми и нелегальной миграции в Республике Беларусь в настоящее время реализуется Государственная миграционная программа на 2006–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года (две Государственные миграционные программы уже реализованы: на 1998–2000 годы и 2001–2005 годы) и Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2007 года.

Основной целью  Государственной миграционной программы  на 2006–2010 годы является содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь в свете управления миграционными процессами, укрепление государственной безопасности и создание условий для реализации прав мигрантов.

Основными задачами данной Программы на 2006–2010 годы являются:

«совершенствование законодательства в целях управления миграционными процессами на основе системного подхода к проблемам миграции;

повышение эффективности  управления миграционными потоками путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Республики Беларусь;

регулирование иммиграционных потоков в целях создания действенного механизма сдерживания естественной убыли населения;

интеграция  мигрантов в белорусский социум и формирование толерантности к  мигрантам;

обеспечение национальной безопасности, укрепление безопасности государственной границы и соблюдение интересов государства в условиях развития миграционных процессов» [1].

Основной целью  Государственной программы противодействия  торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы является обеспечение плановой и скоординированной деятельности государственных органов и иных государственных организаций при осуществлении организационно-правовых, организационно-практических мероприятий, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение торговли людьми, нелегальной миграции и сопутствующих им противоправных деяний, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления.

Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным  с ними противоправным деяниям на 2008–2010 годы направлена на решение следующих основных задач:

снижение уровня преступности, связанной с торговлей  людьми, нелегальной миграцией, распространением проституции, детской порнографии;

защита и  реабилитация жертв торговли людьми;

повышение эффективности  деятельности государственных органов  по предупреждению, выявлению и пресечению торговли людьми, нелегальной миграции и связанных с ними противоправных деяний;

дальнейшее  совершенствование законодательства в части противодействия торговле людьми, нелегальной миграции, распространению проституции, детской порнографии на основе практики его применения и с учетом положений международных правовых актов;

развитие сотрудничества с заинтересованными государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями в сфере борьбы с торговлей людьми, нелегальной миграцией, распространением проституции, детской порнографии и другими связанными с торговлей людьми противоправными деяниями.

В Республике Беларусь постоянно осуществляется прогнозирование, в том числе с учетом международной обстановки, миграционных процессов для выявления новых каналов незаконной миграции из третьих государств, которое используется при проведении специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий.

В 2009 году Министерством  внутренних дел Республики Беларусь начато изучение опыта работы правоохранительных органов Республики Беларусь и иностранных  государств по анализу рисков в сфере  незаконной миграции. С этой целью  направлены запросы в компетентные органы Литовской Республики и Федеративной Республики Германия.

В рамках реализованного проекта международной  технической помощи «Развитие системы  учета и анализа противоправной деятельности через госграницу»  Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь для экспертов-аналитиков пограничного ведомства Беларуси организовано 2 обучающих мероприятия по вопросу анализа рисков. Кроме этого, двустороннее сотрудничество между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Пограничным агентством Европейского Союза «ФРОНТЕКС» в 2011 году будет осуществляться по такому направлению, как анализ рисков, связанных с незаконной миграцией.

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь