Невербальное общение. Язык телодвижений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1. Классификация невербальных средств общения…………..7
1.1. Кинесические средства……………………………………….7
1.2. Просодические и экстралингвистические средства………..8
1.3. Такесические средства………………………………………..8
1.4. Проксемические средства…………………………………….9
2. Общее представление о языке телодвижений………………11
2.1. Восприимчивость, интуиция и предчувствия………………12
2.2. Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы…………………………………………………………………….13
3. Основные коммуникативные жесты и их происхождение…15
4. Факторы, влияющие на интерпретацию жестов…………....18
Заключение……………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………….24

Файлы: 1 файл

1.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………...3

  1. Классификация невербальных средств общения…………..7
    1. Кинесические средства……………………………………….7
    2. Просодические и экстралингвистические средства………..8
    3. Такесические средства………………………………………..8
    4. Проксемические средства…………………………………….9
  2. Общее представление о языке телодвижений………………11
    1. Восприимчивость, интуиция и предчувствия………………12
    2. Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы…………………………………………………………………….13
  3. Основные коммуникативные жесты и их происхождение…15
  4. Факторы, влияющие на интерпретацию жестов…………....18

    Заключение……………………………………………………………21

    Список  использованной литературы……………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Деловое общение - это, прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения [1]. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. 

      

    А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств [2].

    Особенностью  невербального языка является то, что его проявление обусловлено  импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения [3].

    В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися  индивидами), интерактивную (организация  общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Когда говорят о коммуникации в узком  смысле слова, то прежде всего имеют  ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

    Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые  используются в коммуникативном  процессе, соответственно им можно  построить классификацию коммуникативных  процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

    Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

    Невербальная  коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

    · оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;

    · паралингвистику  и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);

    · организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);

    · визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

    В целом оптико-кинетическая система  предстает как более или менее  отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для  передачи  различных эмоций, едины для всех человеческих существ  вне  зависимости  от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции  человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер  и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней  работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.

    И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из  Нейропсихиатрического  института Лэнгли Портера в штате  Калифорния)  и  Соренсон (из Национального  института неврологических заболеваний  и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

    Они провели свои исследования в Новой  Гвинее, на Борнео, в  Соединенных  Штатах, Бразилии и Японии, среди  представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных  континентах и пришли к  выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были  запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал  среди  представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".

    По  мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного  поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает  удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

    Помимо  этих способов для выражения эмоций  исследователи  перечислили "обусловленные  культурой поведенческие правила,  которые  усваиваются  в начале жизни".

    "Эти  правила, - писали они, - предписывают  как выражать то  или  иное  эмоциональное состояние в различных  ситуациях в обществе; они зависят  от социальной роли человека  и его демографических характеристик;  они  отличаются друг от  друга в зависимости от типа культуры".

    В ходе проведения  своего  исследования  его  организаторы  старались  свести к минимуму посторонние влияния. В  настоящее  время  это  нелегко  сделать из-за повсеместного распространения  телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу  в  изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное  население.  Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода  получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции  благодаря  нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

    Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное - в другом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из  стороны в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать  головой  сверху  вниз, чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным. Движение головой сверху вниз будет означать  отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.

    Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше,  эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Классификация невербальных средств  общения
 

    Невербальное  поведение человека служит средством  выражения его психического состояния, выступает объектом интерпретирования  его внутренних эмоций, переживаний, своеобразной "окраской" передаваемой информации.

    В настоящее время существует множество  классификаций невербальных средств  общения.

    1.1 Кинесические средства

 

    Кинесические  средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

    Особая  роль в передаче информации мимике - движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации [5].

    Также информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

    Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

    Жесты - те разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    · коммуникативные - жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

    · модальные - выражающие оценку и отношение - жесты одобрения и неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности;

    · описательные жесты - жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

    Походка человека - это стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье [6].

    1.2 Просодические и  экстралингвистические  средства

 

    К этим невербальным средствам относят  характеристики голоса. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения [7].

    Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха [8].

    Просодическими  и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. 

    1.3 Такесические средства  общения 

    Это динамические прикосновения в форме  рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения [9].

    1.4 Проксемические средства

 

    Американский  антрополог Э. Холл ввел термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения оказывают прямое влияние культурные и национальные факторы. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры.

    Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

    v интимное расстояние (0-45 см) - общение самых близких людей;

    v персональное (45-120 см) - общение со знакомыми людьми;

    v социальное (120-400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

    v публичное (400-750 см) - при выступлении перед различными аудиториями [10]. 

Информация о работе Невербальное общение. Язык телодвижений