Обоснование выбора корпоративной Автоматизированной Библиотечной Информационной Системы и организация работ по созданию корпоративно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:55, статья

Описание работы

За минувший год отделом НТИ филиала «ПечорНИПИнефть» было предпринято несколько попыток воспользоваться фондами начуно-технической информации других филиалов. Эти попытки оказались не вполне успешными ввиду отсутствия единого поискового аппарата по фондам филиалов. Не у всех филиалов есть электронный каталог, имеющиеся системы разные, не имеющие между собой никикой связи. В итоге мы обращались непосредственно к специалистам ОНТИ филиалов и получали профессиональные пояснения и необходимые документы.

Файлы: 1 файл

№ 27 Гололобова Г.П. Попкова Я.О.вар1.docx

— 608.92 Кб (Скачать файл)

Рис.3.  Выпадающее меню, возникающее при нажатии на значок «Параметры»

АИБС «Абсотек Юникод» является достаточно продвинутой системой, однако нужно было бы потратить довольно много времени на ее доработку.

О системе «Ирбис» имеются хорошие отзывы. Она имеет большое число внедрений, в том числе в институтах РАН. Она имеет большой выбор комплектации различными модулями АРМ для формирования индивидуальных пакетов и дополнительные специализированные модули, например Имидж-каталог для перевода старого фонда. Эта система имеет удобный функциональный пользовательский интерфейс. На рис.4 представлена поисковая форма системы ИРБИС с возможностью отображения полнотекстового документа.


Рис.4.  Поисковая форма системы ИРБИС

В числе недостатков данной системы  можно выделить довольно слабую базовую  СУБД CDS/ISIS.

Очень хорошее впечатление произвела система «OPAC-Global». Система использует мощную коммерческую СУБД ADABAS, модель данных которой хорошо соответствует стандарту RUSMARC. Преимуществом системы является  использование технологии «тонкий клиент». Работа не только читателя, но и библиотекаря ведется через браузер и не требует установки специального ПО на рабочем месте. Интерфейс весьма прост, лаконичен и удобен для библиотекаря. На рис.5 представлена поисковая форма системы

Рис.5.  Поисковая форма системы «OPAC-Global».

На сегодняшний день «OPAC-Global» — это она из лучших АИБС Однако, она и одна из самых дорогостоящих. При этом, поскольку СУБД ADABAS становится все менее популярной, то в перспективе трудно будет найти специалистов, разбирающихся в этой СУБД, для выполнения функций администрирования. Данный момент должен быть боле подробно проанализирован сотрудниками отделов информационных технологий при определении системы для покупки.

По стоимостному критерию в настоящей работе системы сравнивались лишь ориентировочно, чтобы иметь предствление о порядке цен. Точная стоимость конкретной АИБС зависит от набора выбранных функций и дополнительного программного обеспечения и будет определяться на стадии составления ТЗ и получения коммерческих предложений от разработчииков.

 

2. Создание полнотекстовой корпоративной электронной библиотеки и предоставления доступа к этому фонду

За долгие годы существования региональных филиалов в их фондах накопился огромный объем  информационных ресурсов.

Очевидно, что не все издания  из фондов подлежат отцифровке и переводу в корпоративную электронную библиотек (КБЭ). Для наиболее рационального подхода к заполнению КБЭ необходимо разработать ряд решений, повышающих эффективность этой объемной и продолжительной работы.

1. На этапе внедрения и заполнения  корпоративной АИБС во всех  научно-технических библиотеках  филиалов Общества провести ревизию  фондов.

2. Выделить документы и книги,  уже имеющие электронный вид:  сканированные или содержащиеся  в электронных базах (NormaCS, Косультант+ и т.д.), к которым есть доступ у филиалов. Ввести данные издания в КЭБ.

3. Разделить весь объем изданий,  имеющихся только на бумажном  носителе на категории, например:

    • дорогостоящие, особо ценные или ветхие издания (документы) – I кат.
    • документы и издания, пользующиеся повышенным спросом – II кат.
    • остальные – III категория.

Окончательные критерии категорирования  изданий следует принять после  обсуждения со специалистами ОНТИ филиалов Общества.

В соответствии с выделенными категориями  изданий определить очередность  работ по отцифровке. Очевидно, что  в первую очередь перевода в электронный  вид требуют нормативные документы, пользующиеся повышенным спросом, затем  редкие и ветхие издания, а затем  все остальные по плану выполнения работ.

4. Сверить списки отобранных  для перевода в электронный  вид  изданий по филиалам  на предмет выявления совпадения  позиций. Объем работ по отцифровке  совпадающих изданий разделить  между филиалами пропорционально  имеющемуся штату сотрудников  и техническим возможностям филиалов.

5. Создать базу данных по сканированным  содержаниям периодических изданий,  разделив аналогичным образом  работу между филиалами.

6. Дополнительно подключить внешние  электронные ресурсы: готовые  полнотекстовые научно-технические  базы данных, например, заключить  договор с Российской Государственной  Библиотекой (РГБ), ВИНИТИ, ЛИБНЕТ  и др.

 Для создания единых принципов формирования фондов, взаимодействия всех  участников процесса целесообразно разработать следующие документы:

  1. Программа мероприятий по приобретению и внедрению АИБС;
  2. План работ по заполнению АИБС и комплектованию полнотекстовых баз данных, включающий в себя распределение полномочий и объемов работ;
  3. Регламент взаимодействия филиалов и головного офиса Общества в процессе осушествления плана работ по заполнению и эксплуатации АИБС;

 

Заключение

В заключении нужно отметить, что  внедрение корпоративной АИБС и  корпоративной электронной библиотеки предоставит следующие преимущества:

  • создание единого поискового аппарата по интегрированным информационным ресурсам Общества;
  • возможность локального и удаленого доступа специалистов к информационным фондам всех филиалов;
  • сокращение времени выполнения заявок специалистов;
  • возможность восстановить утраченные или пришедшие в негодность экземпляры изданий;
  • возможность обеспечения всех желающих необходимым количеством изданий при недостаточном количестве экземпляров на бумажном носителе;
  • сокращение затрат на приобретение нормативно-технической документации за счет ее распространения по филиалам в электронном виде;
  • сокращение трудозатрат сотрудников ОНТИ филиалов по отцифровке документов при разделении объемов работы по направлениям.

Это принесет видимую пользу конечному  потребителю информационных услуг, т.е. любому сотруднику Общества, который  сможет найти нужный документ и получить его в электронном виде не задаваясь  вопросом, находится он в Москве, Ухте или, например, в Тюмени.


Информация о работе Обоснование выбора корпоративной Автоматизированной Библиотечной Информационной Системы и организация работ по созданию корпоративно