Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:44, реферат
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Природа процесса принятия решений……………………………………. 4
2.Организационные решения………………………………………………... 6
3.Подходы к принятию решений……………………………………………. 8
4.Рациональное решение проблем…………………………………………... 12
5.Этапы рационального решения проблем………………………………..... 13
5.1.Диагностика проблемы……………………………………………. 13
5.2.Формулировка ограничений и критериев принятия решения….. 15
5.3.Определение альтернатив…………………………………………. 16
5.4.Оценка альтернатив………………………………………………... 17
5.5.Выбор альтернативы……………………………………………….. 19
5.6.Реализация………………………………………………………….. 19
5.7.Обратная связь……………………………………………………… 20
6.Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих
решений……………………………………………………………………… 21
7.Среда принятия решения………………………………………………….... 25
8.Информационные ограничения……………………………………………. 30
9.Поведенческие ограничения……………………………………………….. 32
10.Негативные последствия…………………………………………………...33
11.Взаимозависимость решений……………………………………………... 34
Приложение 1…………………………………………………………………. 35
Приложение 2…………………………………………………………………. 36
Приложение 3…………………………………………………………………..37
Приложение 4………………………………………………………………….. 38
Приложение 5…………………………………………………………………. 39
Список литературы…………………………………………………………… 40
В приложении 5 проиллюстрированы три варианта обстоятельств, с которыми может столкнуться руководитель, оценивая затраты и выгоду от дополнительной информации(см.прилож.5). По варианту «А» выгода от каждой дополнительной единицы информации равна затратам на ее получение. (Это напоминает концепцию предельного дохода и пре дельных издержек в экономических науках.) В той мере, в какой руководство готово платить за получение дополнительной информации, оно будет иметь дополнительную выгоду. Однако ограничения временные и интеллектуальных возможностей менеджера в плане усвоения и использования все большего количества информации должны, в конечном счете, сделать покупку дополнительной информации экономически нецелесообразной.
По варианту «В» расходы на получение дополнительной информации перекрываются выгодами до определенной точки, показанной на рис. 7.4. За нею руководству не следует стремиться к получению дополнительной информации, поскольку даже при улучшении решения с ее помощью расходы превысят выгоду.
По варианту «С» выгоды от получения дополнительной информации, очевидно, превосходят затраты на нее. В такой ситуации получение дополнительной информации явно желательно. Тем не менее, и в этом случае временные и интеллектуальные ограничения должны, в конечном счете, резко снизить пользу от приобретения информации. Как показал Рассел Акофф, руководители часто некорректно предполагают, что больше информации — обязательно лучше.
9.Поведенческие ограничения
Многие из факторов, затрудняющих межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители часто по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут также по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения.
Руководители могут быть
настолько перегружены
Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом, менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект. Короче говоря, установлено, что многочисленные психологические факторы и личностные особенности сказываются на процессе принятия решений25. Некоторые из них подробнее рассмотрены в четвертой части книги.
10.Негативные последствия
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в од ном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одно временно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, воз можно, снизится производительность.
Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Необходимо учитывать взаимозависимости внутри организационных переменных .Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получение наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходится выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации Пример: нарушение закона или этических норм. В подобных случаях, когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограничения.
11.Взаимозависимость решений
В организации все решения
некоторым образом
Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и более производительное оборудование для завода, она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом — на отделах сбыта и маркетинга.
Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти. Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность разглядеть взаимозависимость решений, т.е. видеть «всю картину», за частую и становятся кандидатами на повышение.
Приложение 1
Решения, типичные для функций управления
Планирование |
|
Организация деятельности |
|
Мотивация |
|
Контроль |
|
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список литературы.
1 E. Frank Harrison, The Managerial Decision Making
Process, 3rd ed. (Boston: Houghton Mifflin, 1987), p. 1.
2 Robert L., Katz, Management of the Total Enterprise (Englewood
Cliffs, NX: Prentice-Hall, 1970), p. 13.
3 Peter P. Schoderbek, Management Systems, 2nd
ed. (New York: Wiley, 1971), p. 124.
4 Henry Mintzberg, The Nature of Managerial Work (New
York: Harper & Row, 1973).
5 Marjorie A. Lyles and Ian I. Mitroff, «Organization
Problem Formation: An Emprirical Study», Academy of Management Review, vol.
3, no. 4 (1978), pp. 917-922.
6 Roy Rowan, «Those Business Hunches Are More Than
Blind Faith», Fortune, April 23,1979,
p. 114.
7 «Over-achievers Swarm to This Exotic Class», San Francisco Chronicle, February
17,1983, p. 46.
* М.В.А. ( Master of Business Administration ) —
Магистр Делового Администрирования —
весьма распространенная и популярная
в США профессиональная степень в области
менеджмента. Она присваивается на основе
обучения (как правило, двухгодичного)
в одной из высших школ бизнеса лицам,
уже имеющим степень бакалавра (т.е. ранее
окончившим университет). В.В.А. ( Bachelor of
Business Administration ) — Бакалавр Делового Администрирования
— обычное четырехгодичное университетское
образование со специализацией в области
управления бизнесом. В.А. ( Bachelor of Arts ) —
Бакалавр Искусств — гуманитарное (юридическое,
историче ское и т.п.) университетское
образование. { Прим. научи ред.)
8 Gerald Tavernier, «What's the Problem?» International Management, November
1979.
9 David Frost and Michael Deakin, David Frost's Book of the World's
Worst Decisions (New York: Crown, 1983),pp. 21-22.
10 Peter Drucker, Managing for Results (New York: Harper
& Row, 1964). p. 5.
11 Tavemier, op, cit.
12 Russell E. Ackoff, «Management Information Systems», Management Science, December
1967, pp. 147-156.
13 Morris J. Stein, Stimulating Creativity, vol.
2 (New York: Academic Press, 1975).
14 Herbert A Simon, Administrative Behavior, 3rd
ed. (New York: Free Press, 1976).
15 Harrison, op, cit., p. 59.
16 Norman R. F. Maier, «Assets and Liabilities in Group
Problem Solving: The Need for an Integrative Function»,Psychological Review, vol.
74 (1967), pp. 239-249.
17 Harrison, op, cit., p. 63.
18 H. Badr, E.R. Grey, and B. L. Kedia, «An Empirical
Examination of the Relationship Between Persona1 Vaiae Structures
and Decision-Making: A Cross-Cultural Perspective», Southern ManagementAssociation
Preceedings, November 1980.
19 William D. Guth and R. Tagiun, «Personal Values
and Corporate Strategies», Harvard Business Revies, September-October
1965.
20 George W. England, 77ie Manager and His Values: An International
Perspective from the United States, Japan, Korea, India, and Australia (Cambridge,
Mass.: Ballinger, 1975.
21 William Whitely and George W. England, «Variability
in Common Dimensions of Managerial Values Due to Value Orientation and
Country Differences», Personnel Psychology, Spring
1980.
22 John Coten, «How the Marketers Perform a Vital Role
in a Movie's Success», The Wall Street Journal, December 14,1984,
pp. 1,17.
23 E. S. Browning, «Sony's Perseverance Helped It Win
Market for Mini CD Players», The Wall Street Journal, February 27,1986,
pp. 1,17.
24 E. С Dearborn and H. A. Simon, «Selective Perception:
A Note on the Departmental Identification of Executives », Sociometry, vol. 21 (June
1958), pp. 140-144.
25 Harrison, op& cit., pp. 215-324.