Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 07:22, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии роли кадровой службы в организации.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
1. раскрыть сущность кадровой политики;
2. выявить основные принципы построения кадровой службы организации;
3. показать роль службы отдела кадров в управлении персоналом.
Службы управления персоналом в настоящее время должны рассматриваться в числе ведущих структурных подразделений организации.
1.3. Роль и место кадровой службы в достижении целей организации
Роль и значение кадровых
служб повышались по мере возрастания
роли человеческого фактора на производстве,
сложности выживания и
Следует иметь в виду, что кадровая служба на капиталистических предприятиях в течение многих лет считалась вспомогательным подразделением.
В середине XX в. на частных и государственных предприятиях Запада под влиянием профсоюзного движения, социального законодательства, коллективных переговоров и общего экономического роста, позволившего улучшить социальный статус трудящихся, кадровая служба постепенно расширила свои функции. К существовавшим ранее техническим обязанностям сотрудников отделов (управлений) кадров, как-то: прием на работу, организация профессиональной подготовки, изучение квалификации работников, увольнение с работы, юридические вопросы, оформление продвижения по службе и т.п. - добавилась функция "человеческие (социальные) отношения" в качестве самостоятельного направления работы.
По мере образования специальных
отделов и управлений по вопросам
социальных отношений (человеческих отношений,
трудовых отношений) стала вырисовываться
политически значимая функция работников
службы кадров, которым надлежит вступать
в контакты с профсоюзными организациями,
предупреждать возникновение
По мнению западных ученых
и специалистов, когда на современных
предприятиях возникают технологически
замкнутые системы
Начиная с 70-х годов в США утвердилось понятие "человеческие (людские) ресурсы", а большинство фирм и компаний отказалось от традиционного наименования кадровых служб "управление персоналом", заменив его на "управление людскими ресурсами". Смена названия отразила расширение функций кадровых служб и возросший профессионализм "кадровиков", а также закрепила ряд нововведений в методах кадровой работы.
Для многих эффективно функционирующих
организаций главным сегодня
является вопрос о том, как преодолеть
разрыв между развитием инновационных
стратегий, созданием новых продуктов,
организационных структур, с одной
стороны и правильного
Происходящие изменения не означают, что традиционные функции отделов кадров исчезнут. Набор на работу, подготовка, вопросы, связанные с заработной платой, распределением льгот, а также отношениями в промышленности (industrial relations), по-видимому, всегда останутся в ведении служб управления персоналом. Вместе с тем радикально трансформируется "контекст", в котором выполняются эти функции. Так, в связи с повышением значения децентрализованного принятия решений, планов участия рабочих в управлении и капитале при одновременном сокращении уровней управления отдел кадров должен обеспечить как рядовых сотрудников, так и руководство активным линейным участием и услугами консультационных служб. Службы управления персоналом, вероятно, станут меньше по размеру, но при этом будут укомплектованы более квалифицированными людьми с высоким уровнем образования. Эти службы призваны обеспечить более полное сочетание интересов работников с интересами организации, повышение их заинтересованности в росте эффективности труда и улучшении количественных и качественных его показателей. Одновременно эти службы должны следить за ростом кадров, их подготовкой к постоянно меняющимся условиям производства.
Службы управления персоналом в настоящее время должны рассматриваться в числе ведущих структурных подразделений организации.
1.3. Функции, полномочия и основные роли кадровых служб
Основным содержанием
работы КС стало, во-первых, обеспечение
организации трудовыми
Об этом можно судить по
перечню направлений
Обращает на себя внимание тот факт, что функция ведения учета и делопроизводство не превышают 10% в общем фонде времени кадровой службы, несмотря на возросший объем перерабатываемой и учитываемой информации.
Четвертая часть времени
приходится на "программы управления
персоналом", т.е. на углубленную
разработку и реализацию специальных
мероприятий социально-
Как видно из приведенных данных, в обязанность кадровой службы входит разработка систем оплаты труда (в каждой организации она имеет индивидуальные отличия, специфические черты). При этом организация проводит аналитическую оценку и тарификацию работ, разрабатывает собственную шкалу должностных окладов, систему премий и разнообразные формы дополнительных выплат по результатам работы и систему внутрифирменных льгот, а также системы социального страхования с привлечением на долевой основе собственных средств. Одновременно кадровая служба в большинстве фирм занимается вопросами, связанными с начислением заработной платы.
При известном упрощении
можно следующим образом
1. Осуществление прогнозирования,
2. Осуществление
3. Организация рациональной системы учета кадров и их движения внутри организации.
4. Осуществление процедуры подбора и расстановки кадров.
5. Формирование и проведение кадровой политики при найме, продвижении, перемещении, вознаграждении и пр.
6. Индивидуальное изучение работников номенклатуры того руководителя, которому подчинен отдел кадров.
7. Постоянный анализ структуры и состояния кадров, невыходов на работу, аварий, текучести, жалоб и претензий.
8. Организация планомерной оценки (аттестации и пр.) кадров представительными комиссиями.
9. Разработка мероприятий
по повышению квалификации
10. Формирование кадрового резерва и работа с ним.
11. Контроль и координация
кадровой работы по всей
12. Систематический анализ
структуры аппарата управления,
выработка рекомендаций по
13. Составление учебно-
14. Организация медицинского обслуживания, пожарной и прочей охраны служебных зданий, организация работы приемных и пр.
15. Организация социального обеспечения персонала (страхований и пенсий).
16. Осуществление расчета и выдачи заработной платы сотрудникам и контроль за этой функцией.
17. Проведение конкурсов на вакантные места.
18. Организация процесса адаптации новых работников.
19. Тарификация рабочих мест.
20. Оценка уровня безопасности, комфортабельности и условий труда.
21. Выработка правил оценки результатов труда.
22. Определение условий социального обеспечения.
23. Установление компенсаций и льгот.
24. Контроль затрат на персонал.
25. Содействие улучшению психологического климата в коллективах.
26. Управление трудовыми отношениями.
27. Документирование работы
с кадрами. Обработка, выдача
и хранение соответствующих
Вышеперечисленные функции могут быть разделены на традиционные (подбор и расстановка, повышение и награждение; оценка, контроль, документирование) и новые (определение потребностей в кадрах на известный период, составление программ подготовки, автоматизированный учет состояния кадров и пр.), а также на основные (прогнозирование потребности, подбор, подготовка и контроль кадров) и вспомогательные (консультирование, анализ организационных структур, обеспечение медицинского обслуживания и пр.).
1.4. Варианты включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией
В зависимости от размера
компании, специфики ее деятельности
и традиций число и название подразделений
службы управления персоналом могут
меняться. Так, одна организация может
иметь отделы заработной платы, льгот,
отношений с работниками (в случае
существования сильных
С точки зрения организации
управления персоналом по вертикали
в крупных организациях кадровые
службы могут существовать на всех
уровнях, вплоть до отдельного самостоятельного
подразделения. При такой структуре
возникает проблема двойного подчинения
- вышестоящей кадровой службе и
руководителю подразделения. Но при
этом организации стремятся избегать
дублирования функций. Так, кадровые службы
штаб-квартиры выполняют главным
образом контрольно-
Для координации работы высшей
администрации в области