Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе содержаться решения упражнений по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Содержание работы

1. НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ…………………………3
2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ………………………...4
3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ………………………………………………………5
4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ………………………………………………………………7

Файлы: 1 файл

русский контр.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)

 

Факультет – юридический

Специальность – юриспруденция

Кафедра «Литература и русский язык»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

Вариант 5

 

 

студентки 1 курса, группы ЮЗС-101

Киселевой Дианы Александровны

 

Преподаватель

к.филолог.н.,

Опарина Алла Викторовна

 

 

 

Дата сдачи:_________________

 

Оценка:_____________________

 

 

 

Тольятти 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1.       НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ…………………………3

2.       НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ………………………...4

3.       НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ………………………………………………………5

4.       НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ………………………………………………………………7

5.        

 

 

15



1. НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ

 

Упражнение. В тексте вставьте пропущенные буквы (там, где это нужно), раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре или в пособиях по орфографии и пунктуации.

Образец: Беда только в том , что люди не способны без по­мощи слов обмениваться мыслями , делиться ими друг с другом.

 

Когда вы сейчас читаете цирковую афишу о «Вы­ступлении труппы лилипутов», вам и в голову не приходит задать себе вопрос: а откуда взялось в языке это странное слово – «лилипут»? Вам оно кажется совершенно таким же обычным словом, как «карлик», «малютка», «гном» и тому подобное. Между тем, конечно, у каждого из этих слов свое, и даже очень интересное, происхождение. Но лили­пут отличается от них от всех. Это одно из тех ред­чайших слов человеческой речи, про которые можно положительно и наверняка утверждать, что оно «соз­дано из ничего», просто выдумано. И выдумано при­том совершенно определенным, всем известным человеком.

В 1727 году впервые вышла в свет в Англии зна­менитая доныне сатира - книга Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Автор среди прочих фан­тастических чудес описывал в ней сказочную страну, населенную крошечными, с мизинец, человечками, которым он придал племенное имя «лилипутийцы».

Свифт вовсе не собирался вводить в английский язык новое слово. Он просто нарисовал народец-крошку, людей которого звали «лилипутами», как англичан – «англича­нами», а немцев – «немцами».

Но сделал он это с такой силой и правдоподо­бием, что в устах каждого читателя книги вскоре слово «лилипут» стало само по себе применяться ко всем маленьким малорослым людям. А постепен­но - и не в одном английском языке только - оно просто стало значить то же самое, что и «карлик».

Можно сказать наверняка: сейчас в мире несрав­ненно больше людей, которые помнят и постоянно применяют слово «лилипут», чем таких, которые знают Свифта и его книгу.

Слово это ушло из книги и зажило самостоятельной жизнью. В английском «лиллипьюшен» и во французском «лиллипютьен» всё-таки еще чувствуется значение - «житель Лиллипутии». А в рус­ском эта связь давно исчезла.

Откуда Свифт сам взял такое причудливое слово? Об этом можно только гадать. Правда было несколько попыток сооб­разить, что он мог по­ложить в его основу, но твердо установить ни­чего не удалось.

(Л.В. Успенский «Слово о словах»)

 

 

 

a.                 2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ

 

Упражнение 1. Расставьте ударения в словах, обращаясь к словарям.

Образец: избалованный, бунгало (допуст. бунгало).

 

Ветеринария, включим, донельзя, знамение, иконопись, камбала (допуст. камбала) , квартал, костюмированный, оптовый, предвосхитить, уравненный (уравнённый) в правах, углублённый, транспортировать, феномен (допуст. феномен), ходатайствовать, диспансер, избаловать, загнутый, заиндеветь (допуст. заиндеветь), закупорить.

 

Упражнение 2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям. Запишите их частичную транскрипцию.

Образец: Булочная – [чн, шн], боа – [о], партер – [тэ].

 

Шо­фер - [а],  консервы- [а],   коттедж - [атэ], безнадёжный - [д’о], , повлёкший - [л’о], поблекший - [л’э], гравёр - [в’о] , оседлый - [с’э], блеф - [л’э], декан - [дэ], форель- [рэ], интервью - [тэ], турне - [нэ], экспресс - [рэс], горничная - [чн, шн], подсвеч­ник - [чн, шн], скворечник - [чн, шн], что - [ шт], дождь- [ шт’], изжить - [сж].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b.                3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

 

Упражнение 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.

Образец: Кольраби (ж.р.) – свежая кольраби, МГУ (м.р.) – известный МГУ, Сан-Франциско (м.р.) – шумный Сан-Франциско.

 

Ранчо (с.р) – красивое ранчо, бери-бери , кольраби (ж.р.) – свежая кольраби, жабо (с.р.) – кружевное жабо, цунами (с.р.) – разрушительное цунами, денди (м.р.) – лондонский денди, кабальеро (м.р.) -  , фламинго (м.р.) – розовый фламинго, НЛО (м.р.) -  , ОРЗ (с.р.) – опасное ОРЗ, РИА (с.р.) – известное РИА, Тбилиси (м.р.) – старый Тбилиси, Лимпопо (ж.р.) – живописная Лимпопо, плакса (общ.р.) – вредный плакса, маленькая плакса, тюль (м.р.) – капроновый тюль.

 

Упражнение 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных имен существительных.

Образец: бананы – бананов, арабы – арабов.

 

Джинсы - джинсов, туфли - туфель, гектары - гектаров, граммы - граммов, рельсы – рельсов и допуст. рельс, гусары - гуса́р (преимущественно при собирательном значении) и допустимо гуса́ров (преимущественно при обозначении отдельных лиц), мичманы – мичманов, румыны - румын, татары - татар, гольфы -гольфов, баклажаны - баклажанов, бананы бананов, сапоги -сапог, шорты - шорт.

 

Упражнение 3. От данных глаголов образуйте форму 2 лица ед. ч. настоящего времени. Расставьте ударения.

Образец: звонить – звонишь.

Звонить - звонишь, кашлянуть - кашляешь, зачерстветь - черствеешь, нормировать – нормируешь (допуст. нормируешь), одобрить - одобряешь, пломбировать - пломбируешь, ободрить - ободряешь, принудить - принуждаешь, включить - включаешь, поместиться - помещаешь.

 

Упражнение 4. Устраните ошибки, вызванные неправильным употреблени­ем неопределенных местоимений.

Образец: Кто-либо, дайте мне книгу – Кто-нибудь, дайте мне книгу. (Местоимение кто-либо имеет значение «безразлично кто». Необходимо заменить на местоимение кто-нибудь со значением «неизвестно кто из присутствующих»).

1. В командировку кто-либо уже уехал. - В командировку кто-то уже уехал. 2. Какие-нибудь журналы я для тебя нашел. – Кое-какие журналы я для тебя нашел.3. Тебя спрашивает кое-какой человек. - Тебя спрашивает какой-то человек. 4. Дайте мне что-то поесть. - Дайте мне что-нибудь поесть.5. Кто-либо за океаном мечтает о новой войне. –Кое-кто за океаном мечтает о новой войне. 6. Кое-что обязательно случится.- Что-то обязательно случится. 7. Когда на него напали, он стал звать кого-то на помощь. - Когда на него напали, он стал звать кого-нибудь на помощь. 8. Я на днях купил какие-то книги по специальности. - Я на днях купил кое-какие книги по специальности. 9. Врач дает пациенту какие-то советы. - Врач дает пациенту кое-какие советы.

 

Упражнение 5. Образуйте формы единственного числа женского рода и множественного числа от следующих имен прилагательных.

Образец: Досужий – досужая фантазия, досужие домыслы.

Черепаший – черепашья ферма, черепашьи острова, патриарший – патриаршая особа, Патриаршие пруды, росомаший – росомашья муфта, росомашьи шкурки, княжий – княжья воля, княжьи дети, монарший – монаршая особа, монаршие династии, лисий –лисья нора, лисьи следы, охотничий – охотничья сумка, охотничьи трофеи, волчий- волчья стая, волчьи ягоды, отчий – отчая забота, отчие заботы, человечий – человечья душа, человечьи голоса, крокодилий – крокодилья морда, крокодильи слезы, орлий – орляя шея, орлие гнезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c.                 4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ

 

Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.

Образец: ортодоксальный – неуклонно следующий какому-либо учению (Свободный человек должен отказаться от своих ортодоксальных убеждений).

 

Априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него (Люди, кото́рые априо́ри считают, что Баха, Шостаковича, Моцарта слу́шать скучно, скорее всего ошибаются).

 

Бинарный - двойной, состоящий из двух компонентов. (Наиболее простыми являются смеси, состоящие из двух жидкостей – бинарные смеси).

Декларация –

1. Официальное или торжественное заявление (Декларация советской делегации на мирной конференции).

2. Особо торжественное заявление учредительной власти, устанавливающее принципы последующих законодательных мероприятий (Советские декларации прав народов России).

3. Оглашаемое правительством в парламенте заявление о своей политической платформе (Правительственная декларация).

4. Название некоторых официальных документов, заключающих заявление с сообщением требуемых сведений (Подал декларацию в налоговую инспекцию).

Конфронтация - противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (Одной из главных составляющих военной конфронтации была идеология).

Пакт – международный договор, обычно крупного политического значения (Советский Союз в августе 1939 года подписал с Германией пакт о ненападении).

Cпонсор – лицо или предприятие, выступающее в качестве финансирующей стороны, а также в качестве поручителя или устроителя чего-либо (Спонсор клуба выделяет приличный бюджет).

Кредо – 

1) в католической церкви - исповедание, символ веры (Кредо было выработано на двух первых вселенских соборах).

2) убеждения, взгляды, основы мировоззрения (Вы определились со своим жизненным кредо?).

Инфантильный -

Рефлексия –

Мейнстрим -

 

 

 

Упражнение 2. Объясните значение паронимов, укажите чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.

Образец: главный – заглавный: главный – основной, ведущий (главный конструктор); заглавный – начальный в какой-либо части (заглавная буква).

 

Динамический – динамичный:

динамический - 1. прилагательное от слова «динамика» - отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил (Динамическая машина); ход развития, изменения какого-нибудь явления под влиянием действующих на него сил (Динамическое развитие); 2. богатый движением, действием; проявляющий наличие внутренней силы (Динамическая музыка);

динамичный - наполненный движением; активно действующий или находящийся в процессе постоянного движения, изменения (Динамичная работа).

 

Демократический – демократичный:

демократический - 1. прилагательное от слова «демократия» - форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения (Демократический образ правления); 2. свойственный широким слоям народа, не принадлежащим к привилегированным классам (Демократический образ жизни);

демократичный - свойственный широким слоям трудового народа, простой. (Демократичное обращение с подчиненными).

 

 

Тактический – тактичный:

тактический - 1. связанный с осуществлением войсками задач, возлагаемых тактикой (Тактические учения); 2. обусловливаемый тактикой, вытекающий из тактики - совокупности методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели (Тактическое руководство);

тактичный – обладающий чувством меры в поведении, поступках, умением вести себя; деликатный (Тактичный человек).

 

Методический – методичный:

методический- 1. следующий системе правил, изложению методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы (Методический прием, методическое пособие); 2. Следующий строго-выработанному, логически-последовательному плану (Методическое изучение предмета, методическое исследование явлений);

Информация о работе Русский язык и культура речи