Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе содержаться решения упражнений по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Содержание работы

1. НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ…………………………3
2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ………………………...4
3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ………………………………………………………5
4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ………………………………………………………………7

Файлы: 1 файл

русский контр.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

методичный - строго последовательный, систематичный, точно следующий заранее установленному плану, системе (Методичная работа).

 

Фактический – фактичный:

фактический - 1. произошедший в действительности, действительный, подлинный (Фактическое событие); 2. являющийся материалом для какого-нибудь заключения, вывода или служащий проверкой предположения, теории. (Фактическое изложение, фактические данные).

фактичный - соответствующий фактам, отвечающий требованиям документальной точности (Фактичное изложение).

 

Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).

Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями – Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные – тавтология).

1. В отделе кипит горячая работа. - В отделе кипит работа (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: кипит, горячая – плеоназм).

2. Драгоценные сокровища Приуралья ждут своих открывателей - Сокровища Приуралья ждут своих открывателей (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: драгоценные, сокровища – плеоназм).

3. Наука непрерывно овладевает скрытыми тайнами природы - Наука непрерывно овладевает тайнами природы (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: скрытыми, тайнами – плеоназм).

4. Хоро­шая товарищеская дружба спаяла членов нашего коллектива - Хоро­шая дружба спаяла членов нашего коллектива (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: товарищеская, дружба – плеоназм).

5. Необычный феномен могли наблюдать жители Тольятти - Феномен могли наблюдать жители Тольятти (соединение иноязычного и исконного слов, дублирующих значения друг друга: необычный, феномен – скрытая тавтология).

6. Он рассказал нам о своих планах на будущее - Он рассказал нам о планах на будущее (определяемый предмет определяется через самого себя: он, своих  - тавтология).

7. Весной цветение будет протекать на этих побегах цветов - Весной цветение будет протекать на этих побегах (повтор однокоренных слов: цветение, цветов – тавтология)

8. Он начал постигать слесарное дело с самых начальных азов - Он начал постигать слесарное дело с самых азов (сочетание одних и тех же или близких по смыслу слов: начальных, азов – тавтология) .

 

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).

Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. – На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово «амплуа» употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).

1. Он применял достаточно эффектные методы - Он применял достаточно эффективные методы.

2. Крепостники жестко обращались с придворными - Крепостники жестоко обращались с крестьянами (Слово «жестко»  употреблено вместо паронима «жестоко». Слово «придворные» употреблено без учета его лексического значения «в России должностное лицо при царском дворе, а также при дворах членов царской семьи»).

3. Обе стороны заключили двойной союз  - Стороны заключили двойной союз.

4. Меня перевели работать в отсталую бригаду - Меня перевели в отсталую бригаду.

5. Оплату за обучение нужно вносить своевременно.

6. Из глаз Сони беззвучно текли слезы-  Из глаз Сони безостановочно текли слезы (Слово «беззвучно» употреблено без учета его лексического значения «Не издавая звуков, неслышно»)..

7. Провинциальный город изображен в постылых тонах.

8. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.

9. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

10. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

 

 

d.                5. НОРМЫ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

 

Упражнение 1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Ответ оформите в виде таблицы.

Образец:

Фразеологизм

Происхождение

Значение

Употребление

Ахиллесова пята.

Мать героя-полубога Ахиллеса, желая сделать сына бессмертным, окунула младенца в воды реки Стикс, держа его за пятку. При осаде Трои именно эту пятку поразил стрелой Парис.

Уязвимое место.

Любопытство – это моя ахиллесова пята.

 

 

 

Фразеологизм

Происхождение

Значение

Употребление

Нить Ариадны

Дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра.

Способ выйти из затруднительного положения, разобраться в сложной ситуации, ключ к решению трудной проблемы

Идя в лес, мы оставляли за собой след из крошек, что бы на обратном пути он послужил нам нитью Ариадны.

Фразеологизм

Происхождение

Значение

Употребление

Вот где собака зарыта

У австрийского полководца Сигизмунда Альтенштейга был любимый пес, который спас хозяина, пожертвовав своей жизнью. Альтенштейг устроил торжественные похороны, а могилу украсил памятником.

Но через пару веков найти памятник могли только местные жители 

Именно в этом истинная причина, суть дела; в этом заключается главное.

Я долго думал о нашем разговоре, прежде чем понял, где собака зарыта.

Прокрустово ложе

В греческой мифологии ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: у высоких обрубал те части тела, которые не помещались, у маленьких растягивал тела.

Желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.

Он хочет уложить содержание книги в прокрустово ложе своих требований

Почивать на лаврах

Лавр - любимое дерево бога поэзии и искусств. Аполлона. Ветвями лавра и лавровыми венками увенчивали победителей поэтических, музыкальных, спортивных состязаний и награждали за военные подвиги. Дословно «почивать на лаврах» - «успокоиться и заснуть после победы»

Перестать стремиться к дальнейшим успехам, успокоиться на уже достигнутом.

Для желающих почивать на лаврах, то есть лентяев, он был нестерпимый учитель.

Камень преткновения

Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в Сионе. Об этот камень спотыкались неверующие и не соблюдающие законы

препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи

Курс юаня может стать камнем преткновения в мировой экономике.

Кричать во всю ивановскую

Раньше на Ивановской площади Московского Кремля специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую»

Кричать с предельной силой, изо всех сил, очень громко, чтобы все слышали.

Он храпит во всю ивановскую.

Играть в одни ворота

«Игра в одни ворота» буквально означает нечестную или неправильную игру, когда ворота одной из команд убраны с поля.

Нечестность ситуации и неравноправие сторон (например, когда во время спора или конфликта одной стороне дают высказаться, а другой — нет).

Выступить может только единственный представитель - это все равно, что играть в одни ворота.

Сматывать удочки

 

Раньше, когда не было катушек, леску на удочке наматывали на мотовильце или проволочные крючки, размещённые на удилище. Сматывали, перед тем как уйти с водоёма. Выражение "Сматываем удочки" означает окончание какого-нибудь действа и покидание места самого действа.

Поспешно удаляться, уходить, отступать.

Командир приказал сматывать удочки, пока не поздно.

 

 

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).

Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета – Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).

 

1. Не бери ни с кого дурные примеры – Дурной пример заразителен (изменение  состава и грамматической формы слов в составе фразеологизма).

2. У матери отлегло сердце, когда она увидела сына живым и невредимым. - У матери отлегло от сердца, когда она увидела сына живым и невредимым (изменение  грамматической формы слов в составе фразеологизма).

3. Он умеет брать быков за рога.

4. После приезда сестры жизнь у нас стала бить другим ключом. - После приезда сестры жизнь у нас стала бить ключом (изменение  состава фразеологизма).

5. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся матерчатым волком. - Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся матерым волком (неоправданная замена компонентов фразеологизма).

6. Он говорил такое, что у всех уши завяли.

7. Мы помчались туда очертив голову. - Мы помчались туда, очертя голову

 

 

 

 

 

e.                6. НОРМЫ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

 

Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем  заключаются ошибки.

Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. – Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).

1. Жигулевская кругосветка проводиться на реке Волга. - Жигулевская кругосветка проводиться на реке Волге.

2. Плащ-палатка лежал в свернутом виде. - Плащ-палатка лежала в свернутом виде.

3. Провела семинар заведующая отделением Казарина.

4. Удобный диван-кровать подходит для небольших комнат. - Удобная диван-кровать подходит для небольших комнат

5. Большинство собравшихся были против предложенного соглашения. - Большинство собравшихся было против предложенного соглашения.

6. На выполнение всей работы понадобятся шесть месяцев. - На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.

7. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. - У меня кончились чернила, и я не могу больше писать.

 

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем  заключаются ошибки.

Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. – Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).

1. Написанная рукопись мелким почерком читалась с большим трудом. – Рукопись, написанная мелким почерком, читалась с большим трудом.

2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

3. Граждане, не застроящие полученные участки в те­чение трех лет, лишаются права на их владение.

4. Лидировав на протяжении всего сезона, груп­па все же уступила первенство.

5. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом кон­курсе.

6. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по до­мам.

 

15



Информация о работе Русский язык и культура речи