Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:23, контрольная работа
В контрольной работе содержаться решения упражнений по дисциплине "Русский язык и культура речи".
1. НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ…………………………3
2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ………………………...4
3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ………………………………………………………5
4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ………………………………………………………………7
методичный - строго последовательный, систематичный, точно следующий заранее установленному плану, системе (Методичная работа).
Фактический – фактичный:
фактический - 1. произошедший в действительности, действительный, подлинный (Фактическое событие); 2. являющийся материалом для какого-нибудь заключения, вывода или служащий проверкой предположения, теории. (Фактическое изложение, фактические данные).
фактичный - соответствующий фактам, отвечающий требованиям документальной точности (Фактичное изложение).
Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).
Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями – Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные – тавтология).
1. В отделе кипит горячая работа. - В отделе кипит работа (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: кипит, горячая – плеоназм).
2. Драгоценные сокровища Приуралья ждут своих открывателей - Сокровища Приуралья ждут своих открывателей (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: драгоценные, сокровища – плеоназм).
3. Наука непрерывно овладевает скрытыми тайнами природы - Наука непрерывно овладевает тайнами природы (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: скрытыми, тайнами – плеоназм).
4. Хорошая товарищеская дружба спаяла членов нашего коллектива - Хорошая дружба спаяла членов нашего коллектива (повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению: товарищеская, дружба – плеоназм).
5. Необычный феномен могли наблюдать жители Тольятти - Феномен могли наблюдать жители Тольятти (соединение иноязычного и исконного слов, дублирующих значения друг друга: необычный, феномен – скрытая тавтология).
6. Он рассказал нам о своих планах на будущее - Он рассказал нам о планах на будущее (определяемый предмет определяется через самого себя: он, своих - тавтология).
7. Весной цветение будет протекать на этих побегах цветов - Весной цветение будет протекать на этих побегах (повтор однокоренных слов: цветение, цветов – тавтология)
8. Он начал постигать слесарное дело с самых начальных азов - Он начал постигать слесарное дело с самых азов (сочетание одних и тех же или близких по смыслу слов: начальных, азов – тавтология) .
Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).
Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. – На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово «амплуа» употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).
1. Он применял достаточно эффектные методы - Он применял достаточно эффективные методы.
2. Крепостники жестко обращались с придворными - Крепостники жестоко обращались с крестьянами (Слово «жестко» употреблено вместо паронима «жестоко». Слово «придворные» употреблено без учета его лексического значения «в России должностное лицо при царском дворе, а также при дворах членов царской семьи»).
3. Обе стороны заключили двойной союз - Стороны заключили двойной союз.
4. Меня перевели работать в отсталую бригаду - Меня перевели в отсталую бригаду.
5. Оплату за обучение нужно вносить своевременно.
6. Из глаз Сони беззвучно текли слезы- Из глаз Сони безостановочно текли слезы (Слово «беззвучно» употреблено без учета его лексического значения «Не издавая звуков, неслышно»)..
7. Провинциальный город изображен в постылых тонах.
8. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.
9. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
10. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.
Упражнение 1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Ответ оформите в виде таблицы.
Образец:
Фразеологизм | Происхождение | Значение | Употребление |
Ахиллесова пята. | Мать героя-полубога Ахиллеса, желая сделать сына бессмертным, окунула младенца в воды реки Стикс, держа его за пятку. При осаде Трои именно эту пятку поразил стрелой Парис. | Уязвимое место. | Любопытство – это моя ахиллесова пята. |
Фразеологизм | Происхождение | Значение | Употребление |
Нить Ариадны | Дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра. | Способ выйти из затруднительного положения, разобраться в сложной ситуации, ключ к решению трудной проблемы | Идя в лес, мы оставляли за собой след из крошек, что бы на обратном пути он послужил нам нитью Ариадны. |
Фразеологизм | Происхождение | Значение | Употребление |
Вот где собака зарыта | У австрийского полководца Сигизмунда Альтенштейга был любимый пес, который спас хозяина, пожертвовав своей жизнью. Альтенштейг устроил торжественные похороны, а могилу украсил памятником. Но через пару веков найти памятник могли только местные жители | Именно в этом истинная причина, суть дела; в этом заключается главное. | Я долго думал о нашем разговоре, прежде чем понял, где собака зарыта. |
Прокрустово ложе | В греческой мифологии ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: у высоких обрубал те части тела, которые не помещались, у маленьких растягивал тела. | Желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным. | Он хочет уложить содержание книги в прокрустово ложе своих требований |
Почивать на лаврах | Лавр - любимое дерево бога поэзии и искусств. Аполлона. Ветвями лавра и лавровыми венками увенчивали победителей поэтических, музыкальных, спортивных состязаний и награждали за военные подвиги. Дословно «почивать на лаврах» - «успокоиться и заснуть после победы» | Перестать стремиться к дальнейшим успехам, успокоиться на уже достигнутом. | Для желающих почивать на лаврах, то есть лентяев, он был нестерпимый учитель. |
Камень преткновения | Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в Сионе. Об этот камень спотыкались неверующие и не соблюдающие законы | препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи | Курс юаня может стать камнем преткновения в мировой экономике. |
Кричать во всю ивановскую | Раньше на Ивановской площади Московского Кремля специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал «во всю Ивановскую» | Кричать с предельной силой, изо всех сил, очень громко, чтобы все слышали. | Он храпит во всю ивановскую. |
Играть в одни ворота | «Игра в одни ворота» буквально означает нечестную или неправильную игру, когда ворота одной из команд убраны с поля. | Нечестность ситуации и неравноправие сторон (например, когда во время спора или конфликта одной стороне дают высказаться, а другой — нет). | Выступить может только единственный представитель - это все равно, что играть в одни ворота. |
Сматывать удочки
| Раньше, когда не было катушек, леску на удочке наматывали на мотовильце или проволочные крючки, размещённые на удилище. Сматывали, перед тем как уйти с водоёма. Выражение "Сматываем удочки" означает окончание какого-нибудь действа и покидание места самого действа. | Поспешно удаляться, уходить, отступать. | Командир приказал сматывать удочки, пока не поздно. |
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).
Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета – Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).
1. Не бери ни с кого дурные примеры – Дурной пример заразителен (изменение состава и грамматической формы слов в составе фразеологизма).
2. У матери отлегло сердце, когда она увидела сына живым и невредимым. - У матери отлегло от сердца, когда она увидела сына живым и невредимым (изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма).
3. Он умеет брать быков за рога.
4. После приезда сестры жизнь у нас стала бить другим ключом. - После приезда сестры жизнь у нас стала бить ключом (изменение состава фразеологизма).
5. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся матерчатым волком. - Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся матерым волком (неоправданная замена компонентов фразеологизма).
6. Он говорил такое, что у всех уши завяли.
7. Мы помчались туда очертив голову. - Мы помчались туда, очертя голову
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. – Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).
1. Жигулевская кругосветка проводиться на реке Волга. - Жигулевская кругосветка проводиться на реке Волге.
2. Плащ-палатка лежал в свернутом виде. - Плащ-палатка лежала в свернутом виде.
3. Провела семинар заведующая отделением Казарина.
4. Удобный диван-кровать подходит для небольших комнат. - Удобная диван-кровать подходит для небольших комнат
5. Большинство собравшихся были против предложенного соглашения. - Большинство собравшихся было против предложенного соглашения.
6. На выполнение всей работы понадобятся шесть месяцев. - На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.
7. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. - У меня кончились чернила, и я не могу больше писать.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. – Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).
1. Написанная рукопись мелким почерком читалась с большим трудом. – Рукопись, написанная мелким почерком, читалась с большим трудом.
2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
3. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение.
4. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство.
5. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе.
6. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам.
15