Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:50, контрольная работа
Номенклатура дел – это многофункциональный документ, используемый для разных целей: номенклатура используется как схема классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела (папки). Заголовки дел, закрепленные в ней, переносятся затем на обложки дел; каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, включенных в него. Таким образом с ее помощью намечают ориентировочные сроки хранения документов, что является первым этапом экспертизы ценности документов; номенклатура дел используется при построении информационно-поисковой системы по документам предприятия.
Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Номенклатура дел……………………………………………………………....4
1.1. Общие требования к номенклатуре…………………………………..4
1.2. Виды номенклатур…………………………………………………….4
1.3.Разработка номенклатуры дел…………………………………….…..5
2. Составление номенклатур дел……………………………………...………..14
2.1. Графа первая – «Индекс дела»……………………………………...14
2.2. Графа вторая – «Заголовок дела (тома, части)»……………………17
2.3. Графа третья – «Количество дел (томов, частей)»…………………21
2.4. Графа четвертая – «Срок хранения дела (тома, части) и номера статей по перечню»………………………………………………………22
2.5. Графа пятая – «Примечание»……………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
Практическая часть
Порядок индексирования подразделений должен быть изложен в основном нормативном документе по документационному обеспечению управленческой деятельности – инструкции или стандарте предприятия по ведению делопроизводства в организации. Однородным (типовым) делам, имеющим в большинстве структурных подразделений (копии приказов руководителя организации, планы и отчеты о работе отделов, положения об отделах, должностные инструкции, распоряжения начальников подразделений, документы с грифами «Для служебного пользования», «Конфиденциально», номенклатуры дел структурных подразделений и описи дел, передаваемых в архив и т.п.), целесообразно присваивать единые индексы. Так, например, во всех подразделениях, дело с копиями приказов руководителя организации, будет учтено под одним номером -05. такой порядок индексирования дел значительно облегчает работу с документами как управленческого, так и производственного персонала при поиске информации по документам, при учете и формировании дел.. Экспертизе ценности документов (в частности, при отборе документов с временными сроками хранения к уничтожению) и т.п.
2.2. Графа вторая – «Заголовок дела (тома, части)»
В эту графу включают
заголовки дел (томов, частей), отражающих
документируемые участки и
Если организация подлежит
ликвидации и в составе ее дел
оказались незавершенные
В номенклатуру включают также справочные картотеки, журналы и картотеки регистрации документов (входящих, исходящих, внутренних, с грифом «Для служебного пользования», учета печатей и штампов и т.п.), дела с размноженными для работы копиями документов.
Заголовки дел (в том числе картотек и журналов), не завершенных в течение одного года или ряда лет, являются «переходящими». Их вносят в номенклатуру дел следующего года с тем же индексом. При этом в графе 5 – «Примечание» делают отметку – «переходящее».
Заголовок в обобщенной форме должен четко отражать состав и содержание документов дела.
Пример: «Приказы руководителя организации по основной деятельности»;
«Документы (договоры, соглашения, планы, отчеты и др.) об установлении производственных связей с организациями».
Не допускаются формулировки типа: «Исходящая переписка», «Общая переписка», «Входящие письма», «Разное» и т.п.
Элементы заголовка
располагают в следующей
- название вида документа (приказ, протокол, план и т.п.);
- название вида дела (переписка, документы, журнал, картотека и т.п.);
- название автора документа (организации, структурного подразделения, должностного лица);
название организации,
которой будет адресован или
от которой будут получены документы
(адресат или корреспондент
- краткое содержание документов дела;
название местности, с которой связано содержание документов дела;
- даты (период) документов
дела («План проведения научно-
Если разные документы по какому-либо одному вопросу связаны между собой последовательностью делопроизводства, то заголовки на такие дела, как правило, начинаются с термина «Дело» или «Документы».
Термин «Документы» применяют и в тех случаях, когда они связаны между собой процессом решения одного или нескольких взаимосвязанных вопросов.
Личные дела вносят в номенклатуру под общим заголовком.
Пример: «Личные дела сотрудников, принятых на работу в 2010 году».
В заголовках дел, содержащих распорядительные документы одной разновидности, название последней указывают во множественном числе. Название организации – автора документа записывают кратко или указывают ее общее видовое название (завод, институт, инспекция, лаборатория и т.п.).
Пример: «Приказы директора института о приеме, перемещении и увольнении сотрудников»
Если ожидается, что дело будет состоять из нескольких томов (частей), и содержание его будет уточняться в процессе управленческой и производственной деятельности, то к нему составляют общий заголовок.
При необходимости в заголовок дела в конце года можно вносить дополнения и уточнения (проставить номера документов, даты, географические названия, уточнить тематику и т.п.).
В заголовках дел, содержащих переписку, указывают название корреспондента и вопрос, по которому она ведется. Если корреспондентов несколько, то можно указать одного или двух – основных. Возможен вариант и без указания корреспондентов.
Пример: «Переписка с АО «Двигатель» о поставке продукции»;
«Переписка об организации совещаний, семинаров, обмене опытом и научно-технической пропаганде».
В делах, содержащих плановую и отчетную документацию, указывают период (месяц, квартал, год), на (за) который составлен данный документ.
Пример: «Отчет о проведении научно-исследовательских работ института за 1 квартал 2010 года».
Важным этапом работы является систематизация заголовков дел. В настоящее время в номенклатурах организаций преобладает принцип систематизации дел в соответствие с утвержденной структурой организации.
Названия разделов номенклатуры при таком построении обычно соответствуют названиям отделов, отделений, цехов, самостоятельных лабораторий, секторов, общественных организаций и т.п.
Первый раздел номенклатуры
соответствует подразделению
В пределах подразделений
заголовки располагают в соответствии степенью важности
документов и их взаимосвязью. В начале
располагают дела с организационно-
В организациях с небольшим объемом документооборота или имеющих структурного деления номенклатуры строятся в соответствии содержанием управленческих функций и направлениями деятельности.
Сроки хранения в типовом и ведомственном перечнях могут быть разными на одни и те же документы1. В делопроизводстве подавляющего большинства организаций образуется ряд документов, сроки хранения которых перечнями не предусмотрены. В таких случаях сроки хранения определяют в результате совместного решения государственной архивной службы и Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) или ЭК организации. Вместо срока хранения по перечню в номенклатуре проставляют срок хранения, предусмотренный решением ЭК, а вместо номера статьи – ссылку на решение ЭК (дату и № протокола)
2.3. Графа третья
– «Количество дел (томов,
Эту графу номенклатуры заполняют по окончании календарного года. Она предназначена для фиксации факта заведения дел. Ее данные используются при составлении итоговой записи к номенклатуре о категориях и количеств дел, заведенных в определенном году в организации (рис. 2). В состав годовой записи входят сведения о категориях и количестве дел, образовавшихся в организации в течение года, в том числе по срокам хранения – постоянного, временного (свыше 10 лет), временного (до 10 лет включительно, «переходящих» и с отметкой «ЭПК»). Службы делопроизводства и архивы используй эти данные для определения состава и объемов образующихся ежегодно дел что позволяет планировать мероприятия по совершенствованию работы с документами, определять объемы дел разных категорий, а следовательно, перспективы использования и расширения архивных площадей и т.п.
По срокам хранения |
Всего |
В том числе | |
переходящих |
с отметкой «ЭПК» | ||
постоянного |
|
|
|
временного (свыше 10 лет) |
|
|
|
временного (до 10 лет включительно) |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Наименование должности руководителя Расшифровка службы делопроизводства организации Подпись подписи
Дата Рис. 3. Итоговая запись к номенклатуре.
Периодически эти сведения вносят в "Паспорт архива учреждения, организации, предприятия" по состоянию на 1 января следующего года. Паспортизация архивов проводится под методическим руководством местных архивных учреждений России.
Федеральная Архивная Служба Российской Федерации обобщает и анализирует данные, представляемые архивными учреждениями России, для совершенствования работы по развитию архивного дела в стране.
2.4. Графа четвертая – «Срок хранения дела (тома, части) и номера статей по перечню»
В этой графе указывают срок хранения дела и номера статей по перечню (типовому, ведомственному).
В настоящее время основным нормативным пособием при определении сроков хранения документов в процессе составления номенклатур и отборе документов на государственное хранение и к уничтожению является "Типовой перечень". Его полное название - "Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения". Перечень содержит сведения по срокам хранения типовых документов, образующихся при документировании управленческой, научно-технической и производственной деятельности, в большинстве организаций.
Действующим ныне является также ряд ведомственных перечней, разработанных в 1970-1980 годах большинством министерств и ведомств на основе типовых общегосударственных перечней.
Ведомственные перечни дополняют и конкретизируют состав документов для определенных отраслей, устанавливают сроки хранения специфических, свойственных конкретной отрасли, документов.
При определении сроков хранения документов и дел целесообразно использовать типовой и ведомственный (при его наличии) перечни. При этом за основу в каждом конкретном случае принимают один из перечней (как правило, ведомственный).
Как показывает практика
работы по экспертизе ценности документов,
сроки хранения отдельных категорий
документов (в частности, финансовой,
первичной отчетно-
При определении сроков хранения подобной документации организациям необходимо руководствоваться распоряжениями вышестоящих органов. В таких случаях в графе 4 следует давать ссылку на соответствующий распорядительный документ, в котором зафиксирован срок хранения документов данной группы.
2.5. Графа пятая – «Примечание»
В графу 5 вносят сведения о «переходящих» делах, об утрате, об уничтожении дел, о передаче дел в другие структурные подразделения или организации. В данной графе при необходимости можно указывать фамилии, ответственных за формирование и ведение какой-либо группы или отдельно взятого дела, проставлять отметки о заведении дел, о включении новых дел, о переносе информации по документам, содержащимися в деле, на машинные носители и т.д.
В этой графе также дают ссылки на решения ЭК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От того, насколько правильно составлена и оформлена номенклатура дела, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческих решений. В номенклатуре отражается и учитывается деятельность организации, фирмы, предприятия. Поэтому ведение номенклатур дел предписано законами. При проверке работы организации, проведения ревизий проверяют номенклатуры, в которых деятельность организации или фирмы зафиксирована.
Номенклатура дел используется с целью создания методической основы для рациональной организации документов в делопроизводстве, упорядочения учета, поиска и обеспечения сохранности документов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ