Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений.
Задачи исследования:
- рассмотреть реформы Сперанского;
- выявить проблемы делопроизводства в Сибири в XVIII в.;
- провести сравнительный анализ делопроизводства Сибири и Российской империи.
В исследовании, наряду с методами исторического анализа, применяются общенаучные методы научной объективности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Реформы Сперанского…………………………………………………….4
1.1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского…………….4
1.2. Кодификационная работа М.М. Сперанского ……………………………......9
Глава 2. Делопроизводство в Сибири в XVIII веке ……………………………..14
2.1. Делопроизводство на предприятиях в Сибири в XVIII веке ………………14
2.2. Делопроизводство в Сибири при проведении реформ Сперанским……….20
Глава 3. Анализ делопроизводства Сибири и Российской империи……………23
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы……………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)




Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Омский государственный  университет им. Ф.М Достоевского»

Кафедра дореволюционной  отечественной истории и документоведения

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование делопроизводства сибирских уездных  учреждений

 

 

курсовая работа

 

 

 

 

 

Выполнила: М.Н. Щегорцова,

гр. ИДС-041з

Научный руководитель:

Н.Г. Суворова

 

 

 

 

 

Омск

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Реформы Сперанского…………………………………………………….4

1.1. Проекты государственных  преобразований М.М. Сперанского…………….4

1.2. Кодификационная работа  М.М. Сперанского ……………………………......9

Глава 2. Делопроизводство в Сибири в XVIII веке ……………………………..14

2.1. Делопроизводство  на предприятиях в Сибири в XVIII веке ………………14

2.2. Делопроизводство  в Сибири при проведении реформ Сперанским……….20

Глава 3. Анализ делопроизводства Сибири и Российской империи……………23

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованных источников и литературы……………………………..27

 

Введение

Историков многих поколений  интересовали источники формирования и регулирования делопроизводства. По этой проблеме написано достаточно большое количество исследований. В то же время в научной практике изучение комплекса законодательных актов и делопроизводственных материалов в Сибири в историческом аспекте до сих пор не является частым объектом специального исследования.

Отдельные аспекты проблемы затрагивались как в  источниковедческих, так и конкретно-исторических работах. Важность изучения делопроизводственной документации и законодательства XVIII в. объясняется тем, что введение коллежского делопроизводства означало переход от стихийно развивающегося делопроизводства к сознательно устроенному, регулируемому законом. Кроме того, процесс развития и результаты делопроизводственной сферы могут быть раскрыты более наглядно на основе анализа ситуации: в границах отдельно взятого региона.

Становление новой системы  делопроизводства в Российской империи  связано с началом сложной и противоречивой эпохи государственных преобразований.

Объект исследования - процесс развития делопроизводства.

Предмет исследования –  делопроизводство в Сибири в XVIII в.

Цель исследования – проанализировать совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений.

Задачи исследования:

- рассмотреть реформы  Сперанского;

- выявить проблемы делопроизводства в Сибири в XVIII в.;

- провести сравнительный  анализ делопроизводства Сибири  и Российской империи.

В исследовании, наряду с  методами исторического анализа, применяются  общенаучные методы научной объективности.

 

Глава 1. реформы Сперанского

11. Проекты  государственных преобразований  М.М. Сперанского.

Проекты государственных  преобразований Сперанского опираются  на глубокое теоретическое обоснование.

В его записях и  проектах ( 1802-1803 гг.) подчеркивается, что  любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляет войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами  не правильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большом количестве, чем позволяет себе народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит инфляцию), обильное расточение почестей-неуважаемые чины и ложные отличия.

Концепция истинной монархии Спренаского является первым всеобъемлющим  планом реформы политической системы  России, проектом правового государства  с принципом разделения властей, элементами демократии и «представляет  собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появлялись на рубеже XVIII-XIX вв.».  Он считал синтез абсолютизма и гражданского  общества, единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности.  Политическая философии Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государства мыслилось как следствие просвещения народа.

 

Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу1.

Истинная монархия –  это цель и средство социального  преображения, обусловленные социально-политической реальностью, конкретными культурно-психологическими и историческими факторами развития российского общества и ментальностью россиянина. Исходя из этого,  реформатор предложил Александру I два проекта. Первый -  для срединного общества,  в котором судная и законодательная власти еще во многом зависят от власти исполнительной, а народовластие в значительной степени формально. Этот проект, по Сперанскому, предназначен для народов, своевольных и анархических, и там есть только вид закона, но не сам закон. Для народов же с «добрым смыслом, простым и твердым разумом» возможен идеал истинной монархии. Власть исполнительная поставлена в ответственность от власти законодательной, и все постановления, на которых управляется истинная монархия, исходят из общечеловеческих принципов.

Политическим идеалом  Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а так же права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Представленный во « Введении к Уложению государственных законов» проект реформы государственной системы России воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев Империи.

Основываясь на своем  жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации  центральных органов управления.

М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных  преобразований проводилась мысль  о верховенстве закона над самодержавной  властью.

 

Сперанский отмечал, что  в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Конституция, считал он, была способна ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершится по инициативе императора.

Однако план Сперанского  не предусматривал введение конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, Фомами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом речь шла о модернизации российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, сохранении самодержавной власти монарха.

В плане Сперанского  в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Сперанский разработал струйную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости -  первичной административной единицы.

Все силы государственные  – законодательная, судебная и исполнительная – представляются в трех сословиях. В Совете их действия соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату – суд. Министерству – управление.

Его идея состояла  в  создании двухпалатного парламента с высшей палатой (Государственным Советом) и низшей выборной (государственной Думой), а также в строгом разграничении деятельности законодательной власти – четырехступенной избираемой  Государственной Думы, верховного судилища- Сената – и Министерств2.

 

Особая  роль  принадлежала  Государственному  Совету

законодательному органу, учрежденному в 181О г. при императоре для согласования работы законодательной, исполнительной и судебной властей. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма.

Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям.

План должен был осуществляться в следующей последовательности: с учреждения Государственного Совета, затем реорганизация Министерств и Сената и завершался он призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских, а также Государственной Думы.

По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.

В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов.

Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета - объединенном заседании всех департаментов.

Преимуществом новой  системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:

- установление законодательного  сословия России, выражающего мнение  народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, в во втором - законодатели должны зависеть от «державной власти»;

- учреждение четкой  системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;

- формирование судебной  власти, подконтрольной монарху  или же полностью самостоятельной.

К числу важнейших  инициатив Сперанского следует  отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его  предполагалось разделить на Правительствующий  и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.

Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.

В числе экономических  начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810-1812гг. (план Сперанского- БалугьянскогоМордвинова), который заключался в следующим: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

Во внешней  политике Сперанский стал инициатором  ряда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов. По существу речь шла о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.

Информация о работе Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений