Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений.
Задачи исследования:
- рассмотреть реформы Сперанского;
- выявить проблемы делопроизводства в Сибири в XVIII в.;
- провести сравнительный анализ делопроизводства Сибири и Российской империи.
В исследовании, наряду с методами исторического анализа, применяются общенаучные методы научной объективности.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Реформы Сперанского…………………………………………………….4
1.1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского…………….4
1.2. Кодификационная работа М.М. Сперанского ……………………………......9
Глава 2. Делопроизводство в Сибири в XVIII веке ……………………………..14
2.1. Делопроизводство на предприятиях в Сибири в XVIII веке ………………14
2.2. Делопроизводство в Сибири при проведении реформ Сперанским……….20
Глава 3. Анализ делопроизводства Сибири и Российской империи……………23
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы……………………………..27
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М Достоевского»
Кафедра дореволюционной
отечественной истории и
Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений
курсовая работа
Выполнила: М.Н. Щегорцова,
гр. ИДС-041з
Научный руководитель:
Н.Г. Суворова
Омск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Реформы Сперанского……………………………
1.1. Проекты государственных
преобразований М.М. Сперанског
1.2. Кодификационная работа
М.М. Сперанского ……………………………..
Глава 2. Делопроизводство в Сибири в XVIII веке ……………………………..14
2.1. Делопроизводство
на предприятиях в Сибири в XVI
2.2. Делопроизводство в Сибири при проведении реформ Сперанским……….20
Глава 3. Анализ делопроизводства Сибири и Российской империи……………23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..27
Введение
Историков многих поколений интересовали источники формирования и регулирования делопроизводства. По этой проблеме написано достаточно большое количество исследований. В то же время в научной практике изучение комплекса законодательных актов и делопроизводственных материалов в Сибири в историческом аспекте до сих пор не является частым объектом специального исследования.
Отдельные аспекты проблемы затрагивались как в источниковедческих, так и конкретно-исторических работах. Важность изучения делопроизводственной документации и законодательства XVIII в. объясняется тем, что введение коллежского делопроизводства означало переход от стихийно развивающегося делопроизводства к сознательно устроенному, регулируемому законом. Кроме того, процесс развития и результаты делопроизводственной сферы могут быть раскрыты более наглядно на основе анализа ситуации: в границах отдельно взятого региона.
Становление новой системы делопроизводства в Российской империи связано с началом сложной и противоречивой эпохи государственных преобразований.
Объект исследования - процесс развития делопроизводства.
Предмет исследования – делопроизводство в Сибири в XVIII в.
Цель исследования – проанализировать совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений.
Задачи исследования:
- рассмотреть реформы Сперанского;
- выявить проблемы делопроизводства в Сибири в XVIII в.;
- провести сравнительный
анализ делопроизводства
В исследовании, наряду с методами исторического анализа, применяются общенаучные методы научной объективности.
Глава 1. реформы Сперанского
11. Проекты
государственных
Проекты государственных преобразований Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.
В его записях и проектах ( 1802-1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляет войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами не правильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большом количестве, чем позволяет себе народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит инфляцию), обильное расточение почестей-неуважаемые чины и ложные отличия.
Концепция истинной монархии Спренаского является первым всеобъемлющим планом реформы политической системы России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии и «представляет собой наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появлялись на рубеже XVIII-XIX вв.». Он считал синтез абсолютизма и гражданского общества, единовластия и правового, законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Политическая философии Сперанского может быть определена как самодержавный либерализм, сочетающий характерные особенности менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государства мыслилось как следствие просвещения народа.
Правовым виделось государство, построенное на принципе уважения всех членов общества к закону и его субъекту-самодержцу1.
Истинная монархия –
это цель и средство социального
преображения, обусловленные социально-
Политическим идеалом Сперанского была монархия, сочетающая сильную власть и законодательство, а так же права и свободы граждан, гарантирующая их равенство перед законом. Представленный во « Введении к Уложению государственных законов» проект реформы государственной системы России воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев Империи.
Основываясь на своем жизненном и обширном административно-управленческом опыте, Сперанский пришел к убеждению, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления.
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью.
Сперанский отмечал, что в России есть только два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Конституция, считал он, была способна ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени; появились бы элементы правового государства, определенные конституционно-правовые пределы, а гарантом гражданских прав и законов уже выступала бы конституция; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершится по инициативе императора.
Однако план Сперанского не предусматривал введение конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, Фомами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом речь шла о модернизации российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, сохранении самодержавной власти монарха.
В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Сперанский разработал струйную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости - первичной административной единицы.
Все силы государственные – законодательная, судебная и исполнительная – представляются в трех сословиях. В Совете их действия соединяются и через него восходят к государю. Государственной думе вверяется закон. Сенату – суд. Министерству – управление.
Его идея состояла в создании двухпалатного парламента с высшей палатой (Государственным Советом) и низшей выборной (государственной Думой), а также в строгом разграничении деятельности законодательной власти – четырехступенной избираемой Государственной Думы, верховного судилища- Сената – и Министерств2.
Особая роль принадлежала Государственному Совету
законодательному органу, учрежденному в 181О г. при императоре для согласования работы законодательной, исполнительной и судебной властей. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма.
Объективно это означало
некоторое ограничение самодерж
План должен был осуществляться в следующей последовательности: с учреждения Государственного Совета, затем реорганизация Министерств и Сената и завершался он призванием народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских, а также Государственной Думы.
По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.
В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов.
Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета - объединенном заседании всех департаментов.
Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:
- установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, в во втором - законодатели должны зависеть от «державной власти»;
- учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;
- формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной.
К числу важнейших инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.
Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.
В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810-1812гг. (план Сперанского- БалугьянскогоМордвинова), который заключался в следующим: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.
Во внешней политике Сперанский стал инициатором ряда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов. По существу речь шла о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.
Информация о работе Совершенствование делопроизводства сибирских уездных учреждений