Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:58, контрольная работа
Является важной мерой повышения конкурентоспособности.
Сертификация – Деятельность по подтверждению соответствия продукции, процессов или услуг установленным требованиям. Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно».
Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия – изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.
1. Сущность и содержание сертификации ........................................................... 3
2. Цели и задачи, схемы сертификации................................................................. 5
3. Методы и средства сертификации...................................................................... 9
4. Обязательная и добровольная сертификация .................................................. 10
Список литературы .................................................................................................11
Федеральное государственное
профессионального образования
«Калининградский
Контрольная работа по
Тема № ______________________________
______________________________
______________________________
(полное название темы)
Выполнил (а) студент (ка) __________________
Учебной группы ______________ шифр __________
Контрольная работа
сдана ____________________
(дата)
на доработку _______________
Допустить к защите:________
__________________________
Контрольная работа зачтена
__________________________
(дата и подпись преподавателя)
Калининград 2012 г.
1. Сущность и содержание
2. Цели и задачи, схемы сертификации..................
3. Методы и средства сертификации..................
4. Обязательная и добровольная
сертификация ..............................
Список литературы ..............................
1. Сущность и содержание сертификации
Сертификация – комплекс действий, в результате которых посредством специального документа – сертификата или знака соответствия – подтверждается соответствие продукции требованиям международных или национальных стандартов. Является важной мерой повышения конкурентоспособности.
Сертификация – Деятельность по подтверждению соответствия продукции, процессов или услуг установленным требованиям. Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно».
Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия – изготовителя продукции с целью повышения конкурентоспособности продукции или по требованию продавца, а также потребителя.
Обязательная сертификация является прерогативой государства и направлена на обеспечение качества и безопасности продукции.
Существуют две формы сертификации:
● Самосертификация: гарантирование соответствие продукции установленным требованиям самим производителем;
● Сертификация независимыми органами. Госстандарт национальный орган России по сертификации.
Основные понятия
Оценка соответствия - любая
процедура, прямо или косвенно используемая
для определения соответствия продукции
требованиям технических
Контроль - частное понятие оценки соответствия. Оценка соответствия путем измерения конкретных характеристик.
Проверка соответствия - подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным требованиям посредством изучения доказательств.
Надзор за соответствием - повторная оценка с целью убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям.
Обеспечение соответствия (заявление поставщика о соответствии, сертификация) - процедура, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.
Аккредитация - процедура, с помощью которой уполномоченный (в соответствии с законодательными актами) орган официально признает возможность выполнения конкретных работ в заданной области.
Аттестация организации - проверка организации с целью определения ее соответствия критериям аккредитации.
Субъекты сертификации (участники сертификации):
Первая сторона – производители продукции, поставщики, продавцы (при реализации товара).
Вторая сторона – Заказчики, продавцы (как получатели продукции), покупатели.
Третья сторона – Лицо или орган независимый ни от поставщика ни от покупателя (орган, производящий сертификацию соответствия).
Объекты сертификации.
1. Продукция – Результат
деятельности или процессов,
● Материальная – Сырье, материалы, полуфабрикат, готовые изделия.
● Нематериальная – Информация.
2. Процесс – Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют входящие элементы в выходящие (ГОСТ Р ИСО 8402-96).
● Сырье -> Полуфабрикат -> Готовая продукция.
3. Услуга – результат
непосредственного
● Материальный результат – Кулинарные изделия на заказ
● Нематериальный результат – Обслуживание.
Продукция, процесс, услуги бывают стандартные и нестандартные.
2. Цели и задачи, схемы сертификации.
1.Создать условия для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
2. Содействовать потребителям в компетентном выборе продукции.
3. Защитить потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя).
4. Контролировать безопасность продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей.
5. Подтверждать показатели качества продукции, заявленные изготовителем.
Задачи сертификации
1. Создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции, с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений.
2. Определение перечня (номенклатуры) обязательных показателей:
● безопасности для потребителей и окружающей среды;
● совместимость;
● взаимозаменяемость;
Введение их в стандарты и другие виды нормативных документов.
1. Поэтапное внедрение обязательной сертификации.
2. Аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых.
3. Подготовка и аккредитация экспертов.
4. Разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым к сертификации продукции, процессов и услуг.
5. Модернизация стандартных методов испытаний.
6. Установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации.
7. Международное и региональное сотрудничество в области сертификации.
8. Заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
Схемы сертификации – состав и последовательность действий органа сертификации при проведении сертификации. В международной практике приняты 8 схем:
№ схемы |
Объекты испытания |
Место отбора объектов |
Место проведения испытаний |
Результат |
1 |
Товар |
Изготовитель и/или продавец |
Лаборатория |
Сертификат на товар |
2 |
Товар |
Продавец |
Лаборатория |
Сертификат на товар |
3 |
Товар |
Изготовитель |
Лаборатория |
Сертификат на товар |
4 |
Товар |
Изготовитель и продавец |
Лаборатория |
Сертификат на товар |
5 |
Товар и производство |
Изготовитель и продавец |
Лаборатория и производство |
Сертификат производства и знак соответствия |
6 |
Производство |
- |
Производство |
Сертификат производства и знак соответствия |
7 |
Выборка из партии товара |
Изготовитель и/или продавец |
Лаборатория |
Сертификат на товарную партию |
8 |
Каждое изделие |
Изготовитель и/или продавец |
Лаборатория |
Сертификат и знак соответствия на товар |
Схема 1 - испытания в аккредитованной лаборатории типа (т.е. типового образца, взятого из партии товара).
Схема 1 а - Схема 1 + анализ состояния производства.
Схема 2 - испытания образца (после
чего заявитель уже получит
Схема 2 а - схема 2 + анализ состояния производства до выдачи сертификата.
Схема 3 - испытания образца, после выдачи сертификата -инспекционный контроль (для испытания образцы отбираются на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю). Образец испытывается в аккредитованной лаборатории.
Схема За - испытание типа и анализ состояния производства до выдачи сертификата + инспекционный контроль по схеме 3.
Схема 4 - испытание типа + инспекционный контроль (для испытания образцы отбираются на складе изготовителя и у продавца).
Схема 4а - схема 4 + анализ состояния производства до выдачи сертификата.
Схема 5 - типовые испытания образцов
продукции в испытательных
- периодические контрольные
- сертификацию производства или сертификацию системы качества изготовления
- контроль стабильности условий
производства и
Схема 6 - оценивается действующая на предприятии система качества (т.е. если сертификат на систему предприятие уже имеет, то ему достаточно представить заявление-декларацию).
Схема 7 - испытание партии товара. Партия, изготовленная на предприятии, отбирается по установленным правилам.
Схема 8 - проведение испытания каждого изделия, изготовленного на предприятии.
Схема 9 - при сертификации небольшого
объема импортируемой продукции, выпускаемой
фирмой, зарекомендовавшей себя как
производителя продукции
Схема 9а - для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся спросе.
Схемы 10 и 10а - для сертификации продукции, производимой небольшими партиями, но в течение длительного периода времени.
Наиболее распространены 3-я и 5-я схемы.
На первой ступени развития сертификации в стране будет использоваться более простая схема - 3-я.
На второй ступени - 5-я схема более сложная и дорогостоящая. Определенная часть продукции уже сейчас проходит сертификацию по 5 схеме. Это касается предприятий, стремящихся выйти на рынок развитых капиталистических стран. По требованию страны-импортера в качестве гарантии стабильности продукции проводится оценка системы обеспечения качества с позиции международных стандартов ИСО серия 9000.
Система сертификации продукции располагает собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Может действовать на международном, региональном и национальном уровне. Российская система сертификации, предназначенная для проведения обязательной сертификации, введена 1 мая 1992 года Законом РФ «О защите прав потребителей».