Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 14:29, курсовая работа
Исходя из этого целью курсовой работы, является изучение вопроса использования документов государственного и ведомственного архива.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Изучение понятия государственный архив и ведомственный архив;
Изучение основных задач государственного и ведомственного архива;
Изучение направления использования документов государственного и ведомственного архива;
Изучение форм использования документов государственного и ведомственного архива.
Введение
Глава 1. Архивы
1.1 Государственный архив
1.2 Ведомственный архив
1.3 Общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами
Глава 2. Формы использования архивных документов
2.1 Информирование руководства и структурных подразделений организации о наличии в архивах тех или иных документов и их содержании
2.2 Исполнение запросов социально-правового характера
2.3 Использование документов в средствах массовой информации
2.4 Организация информационных мероприятий
2.5 Предоставление документов пользователям в читальный зал
2.6 Выдача подлинных документов и дел во временное пользование
2.7 Публикация документов
Глава 3. Направления использования архивных документов
3.1 Цели использования архивных документов
Глава 4. Задачи архивов
4.1 Функции архива
Заключение
Список источников
Тематический перечень документов - систематизированный перечень заголовков дел или документов с указанием дат и поисковых данных.
Тематическая подборка документов - комплекс копий документов или цитат из документов на данную тему.
Тематический обзор документов - информационно-поисковый справочник, содержащий подробную характеристику документов нескольких архивов, нескольких фондов одного архива или части фонда по определенной теме[9, c. 184].
В соответствии с законодательством помимо архивных справочников гражданам для защиты прав и интересов могут быть выданы подлинные документы из архивных дел. Для этого гражданину необходимо написать заявление на имя директора архива. Решение о выдаче подлинных документов осуществляется должностными лицами всегда в соответствии с законодательством РФ. При этом вносятся изменения в учетные документы архива[10, c. 31.].
2.3 Использование документов в средствах массовой информации
Организация использования архивной информации через СМИ (печать, радио, телевидение, кино) включает в себя информирование широкого круга потребителей ретроспективной документной информации о составе и содержании документов Архивного фонда РФ в целом, группы архивов, отдельного архива, информирование о работе Федеральной архивной службы и предоставляемых ею услугах, формирование потребностей общества в архивной информации.
Для периодической печати могут быть подготовлены газетные и журнальные подборки архивных документов, документные очерки, газетные и журнальные статьи, тематические газетные полосы, корреспонденции, информации и пр.
Газетные и журнальные подборки архивных документов представляют собой публикацию полностью или извлечение нескольких документов на одну тему, помещаемых в газете или журнале под общим заголовком и расположенных в тематическом или хронологическом порядке.
Документальный очерк представляет собой статью, на основании архивных документов, конкретных исторических событий или описание деятельности конкретных людей.
Корреспонденция - сообщение с места события, например, о выставке архивных документов, присланное в газету от корреспондента данного издания.
Тематические газетные полосы представляют собой газетную страницу, отведенную для освещения какой-либо темы. Тематические газетные полосы могут быть посвящены историческим событиям большого масштаба.
Информация - краткое сообщение о текущих событиях архивной жизни, о выявлении, поступлении в архив новых документов, конференциях архивистов, работе научных советов государственных архивов и пр.
Архивные учреждения организуют также использование информации по радио и телевидению в виде тематических бесед и бесед-интервью, докладов, лекций, репортажей, пресс-конференций, рекламы и пр. Передачи могут быть как единичными, так и объединенными в циклы, постоянные рубрики. Для создания радио (теле) передач подготавливаются сценарные планы.
Архивные документы широко используются при создании документальных и научно-популярных, и учебных фильмов[15, c. 42].
2.4 Организация информационных мероприятий
Информационные мероприятия включают организацию выставок документов, организацию встреч с общественностью, экскурсии в архивы, презентации, дни открытых дверей, лекции и доклады, читательские конференции, уроки для студентов и школьников.
Выставка - художественно оформленная подборка документов, предназначенная для их публичной демонстрации.
По масштабу деятельности выставки бывают международными и внутрироссийскими, которые в свою очередь делятся на межархивные, региональные и всероссийские.
По времени функционирования различают: постоянно действующие (композиция или ее часть меняется раз в полгода), временные (со сроком действия от 2 недель до нескольких месяцев), краткосрочные (от 1 до 10 дней).
Встречи с общественностью проводятся в виде вечеров встреч, экскурсий в архивы, лекций, докладов и пр.
В деятельности государственных архивов сложились два вида встреч: тематические и информационные (обзорные). Тематическая встреча предполагает выступления на определенную тему с краткой характеристикой содержания документов архива. Информационная встреча предполагает информирование общественности о составе документов архива, группы фондов, о новых поступлениях.
Дни открытых дверей служат популяризации состава и содержания фондов архива, работы его основных отделов. В программу дня могут быть включены методические консультации по актуальным вопросам работы государственных архивов: по комплектованию, по выдаче архивных справок, по приему работ исследователей, по организации текущего делопроизводства в архивах, по подготовке дел к сдаче в государственный архив.
Экскурсии организуются в соответствии с планом, в котором указывается тема экскурсии, ее содержание, порядок и сроки проведения. План проведения экскурсии согласовывается с заинтересованными учреждениями.
Тематические экскурсии сопровождаются информацией о функциях архива, его истории, составе документов.
Доклады и лекции направлены на подготовку слушателя к восприятию архивных документов. Тексты лекций, докладов, а также тексты сообщений на вечерах-встречах должны быть литературно обработаны, т.е. текст должен быть доступен данной категории слушателей, занимателен, обеспечивать максимальное сохранение содержания лекции, доклада в памяти слушателя.
2.5 Предоставление
документов пользователям в
В целях создания условий для работы специалистов (пользователей) непосредственно в архиве создается читальный зал (просмотровый зал, компьютерный зал, помещение для прослушивания фонодокументов и др.), оборудованный соответствующими техническими средствами для работы с микрокопиями, электронными аудиовизуальными и иными документами.
Распорядок работы читального зала устанавливает руководитель архива.
В читальном зале архива могут работать как сотрудники организации, так и исследователи из научных и иных организаций или частные лица.
Пользователи допускаются в читальный зал на основании личного заявления; пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, представляют письмо направившей их организации; сотрудники организации допускаются в читальный зал по предъявлении служебного удостоверения.
В личном заявлении или письме указываются фамилия, имя, отчество пользователя, должность, научное звание, ученая степень, тема и хронологические рамки исследования.
Разрешение на работу в читальном зале дает заведующий архивом на необходимый пользователю срок, но, как правило, на 1 год со дня оформления. При необходимости продления срок согласовывается с заведующим архивом или сотрудником читального зала.
После ознакомления с печатными изданиями исследователям предоставляется научно-справочный аппарат архивов: описи, обзоры, каталоги.
При первом посещении государственного архива на каждого посетителя заводится дело, в которое подшиваются:
все письма-направления и заявления пользователя;
анкета исследователя с подпиской о знакомстве с правилами работы читального зала и обязательством их выполнять;
заказы на выдачу описей и дел;
заказы на копирование документов.
В ведомственном архиве на каждого пользователя заводится карточка с указанием основных сведений о должности, месте работы, цели и темы исследования, заказанных делах и пр.
Отказ или отсрочка в выдаче документов допускаются в случаях:
их плохого физического состояния;
ограничений на использование, установленных законодательством РФ
или фондообразователем при передаче документов на хранение;
пользования документами сотрудниками архива для выполнения служебных заданий;
выдачи документов во временное пользование или другому пользователю в читальном зале.
Отказ архива в предоставлении документов должен быть выдан в письменной форме и содержать причины отказа, срок действия ограничений, юридическое основание ограничений, а также порядок обжалования отказа[6, п.8.1.п.п.8.3.3].
2.6 Выдача подлинных документов и дел во временное пользование
Подлинные дела и документы выдаются либо фондообразователям, передавшим их на хранение, либо органам суда, прокуратуры, ФСБ или МВД в случаях, когда в целях защиты законности или государственной безопасности необходим именно подлинник документа.
Дела выдаются во временное пользование на основании запроса (заявления) фондообразователя, а также его наследников или правопреемников, в котором указывается для каких целей и какие именно документы должны быть выданы.
Выдача дел во временное пользование другим организациям по их письменному запросу оформляется актом. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается получателю, а другой остается в архиве. Акт подписывается руководителями организации, передающей документы, и организации-получателя; подписи скрепляются гербовыми печатями организаций.
Дела выдаются на срок не более трех месяцев.
При выдаче дел во временное пользование каждое дело заносится в книгу выдачи дел из хранилища, а на место выдаваемого дела помещается отдельная для каждого дела карта-заместитель. Карты-заместители хранятся в архиве до минования надобности. Состояние возвращаемых в архив дел должно быть проверено в присутствии лица, возвращающего дело.
Каждое выдаваемое из хранилища для временного использования дело должно иметь лист использования дела[6, п.8.1.п.п.8.4.2]..
2.7 Публикация документов
Публикация архивных документов - совокупность работ по подготовке документов к изданию.
Существуют различные типы, виды и формы публикаций документов.
Типы публикаций:
научный (предназначен для научного исследования и заменяющие непосредственное обращение к источнику. В них приводится история текста, его внешние особенности);
научно-популярный (рассчитан на широкую аудиторию. К изданиям прилагается справочный аппарат);
учебный (предназначен для освоения учебных программ).
Виды публикаций:
пофондовые: публикуются из документов одного архивного фонда;
тематические: публикуются из документов различных фондов, но по одной теме;
публикации документов одного вида;
публикации документов одного лица.
Формы публикации:
корпус - свод источников по определенной теме;
том - часть продолжающегося или многотомного издания;
серия - часть периодического издания;
часть, раздел - часть одной книги.
Публикация готовится в несколько этапов:
Предварительный отбор.
На этом этапе определяется тип, вид и форма публикации. Проводится расследование на предмет того, были раньше подобные публикации. Изучаются все документы, использовавшиеся в подобных публикациях.
Выявление и отбор документов.
Выявление проводится во всех хранилищах, где могут храниться документы. На этапе отбора предпочтение отдается подлинникам документов и обобщающим материалам.
Археографическое оформление и составление научно-справочного аппарата к публикации.
На этом этапе определяются цели, задачи публикации, описываются порядок и принципы отбора документов.
Могут добавляться указатель, приложения.
Способ передачи текста
Существуют следующие способы:
факсимильный (дословное воспроизведение документа);
дипломатический (передача части особенностей документа);
критический (определенная обработка текста, сам текст не редактируется, устраняются очевидные ошибки).
5) Формирование макета публикации.
После создания макета, публикация передается в издательство[7].
Глава 3. Направления использования архивных документов
Использование документов архива - это комплекс работ по обеспечению информационных потребностей общества в ретроспективной документной информации.
В современном архивоведении основными направлениями использования архивных документов являются:
1. Укрепление российской государственности;
2. Удовлетворение информационных потребностей общества;
3. Обеспечение законных прав и интересов граждан.
В процессе использования документов архива участвуют две стороны - архив, хранящий информацию, и пользователь, которому нужна информация. Пользователями информации государственного архива могут быть органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, министерства, ведомства, предприятия и организации, воинские части, научные, культурные, учебные учреждения, средства массовой информации, негосударственные объединения, предприятия и фирмы, в том числе общественные организации, а также граждане.
Использование документов основывается на принципах открытости и доступности. Это значит, что любой отказ в предоставлении информации должен быть основан на законе. Для архивиста одинаково важно обеспечение информационных потребностей государства и отдельной личности. С этим связана проблема доступа к документной информации, засекречивания и рассекречивания архивных документов[9, c. 177].
3.1 Цели использования архивных документов
Цели использования документов могут быть управленческими, политическими, экономическими, научными, культурно-просветительскими, социально-правовыми.
Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного ведомства или организации, решение с помощью архивных документов вопросов, возникающих в его деятельности, повышение эффективности управления.
Использование архивных документов
в политических целях осуществляется
при разработке законопроектов, программ
реформ, в политической борьбе различных
партий и группировок, для пропаганды официальной идеологии
и политики правительства, для укрепления
государственности, для укрепления государственной
безопасности, при проведении национально-территориального
размежевания и изменения административно-
Использование документов в экономических целях применяется при прогнозировании и планировании экономического развития, при осуществлении проектных и опытно-конструкторских работ, при осуществлении научных и прикладных исследований, для оптимизации производственных и технологических процессов.