Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий, форм реализации системного подхода в управлении.
Для реализации цели мною поставлены следующие задачи:
– изучить теорию природы систем;
– рассмотреть место системного подхода в эволюции управления как научной дисциплины;
– рассмотреть системное видение организации;
– рассмотреть формы реализации системного подхода.
Рис.1 Алгоритм принятия управленческого решения
Эти системы с помощью специальных алгоритмов и технологий позволяют аналитику получить из «сырах» данных, хранящихся в учетной системе, целостную картину состояния дел на предприятии в разрезе различных показателей, построить прогноз развития компании, смоделировать различные сценарии – оптимистичный или пессимистичный, в зависимости от различных параметров. Интерес к BI-системам постоянно растет, т.к. их применение дает новые возможности менеджерам и руководителям улучшить бизнес-результаты. Например, понятие «эффективность» является довольно расплывчатым. Одни эксперты склоняются к тому, что рассматривать эффективность исключительно с точки зрения размеров прибыли. При этом, очевидно, что, забирая весь доход их предприятия и не вкладывая ничего, собственник получит максимальную прибыль. Но через некоторое время компании обанкротится. Другие аналитики определяют эффективность как оптимальное отношение результатов производства и необходимых для его получение затрат. В автотранспортном бизнесе принято использовать ряд технико-эксплуатационных показателей для оценки эффективности перевозочного процесса. К ним относятся, например, среднесуточный пробег, средняя техническая скорость, средняя длина ездки с грузом, грузооборот, коэффициент технической готовности, коэффициент использования грузоподъемности, себестоимость и пр. Вообще говоря, формулы для расчета этих показателей несложны, но вот сам расчет вручную достаточно трудоемкий, т.к. приходится обрабатывать большой массив первичных документов. Специально адаптированная для автопредприятий BI-система за несколько секунд даст менеджеру в графическом виде наглядное представление о результатах деятельности компании (Рис. 2)
Рис. 2 Транспортно-эксплуатационные показатели по месяцам
Показатели эффективности характеризуют
списочный и ходовой состав парка подвижного состава;
время работы подвижного состава и степень его использования;
грузоподъемность и вместимость подвижного состава и степень ее использования;
результаты работы подвижного состава, его производительность.
При анализе транспортно-
Рис. 3 Анализ динамики перевозочного процесса
Например, объем перевозок за январь сравнивается с объемом перевозок за февраль, объем перевозок за февраль сравнивается с объемом перевозок за март и т.д. Тоже самое касается и грузооборота. Аналогично сравниваются результаты наблюдений по годам. В этом случае, когда каждый следующий уровень сравнивается с предыдущим, показатели называют цепными.
Абсолютный прирост – это разность последующего и предыдущего уровней. Например, если Qя - объем перевозок за январь, а Qф – объем перевозок за февраль, то абсолютный прирост Aпр= Qф- Qя.
Для характеристики интенсивности развития объема перевозок и грузооборота за длительный период рассчитываются средние показатели динамики.Средний абсолютный прирост объема перевозок за n лет (месяцев) равен
Эти средние показатели динамики можно использовать в простейших методах прогнозирования для целей оперативного и перспективного планирования. Например, по данным темпам роста, представленным на Рис. 3 можно спрогнозировать объем перевозок на следующий год по формуле
Такой метод прогнозирования следует использовать с определенной осторожностью при выполнении ряда условий. Однако, он очень прост и его может применять любой менеджер. Существуют и более сложные методы прогнозирования, например на основе трендовых моделей. Эти методы в большинстве своем основаны на идее экстраполяции. Т.е. предполагается, что закономерность, по которой протекал процесс в прошлом и настоящем, будет распространяться и в будущем. Скептически настроенные представители автопредприятий могут возразить, что вовсе необязательно заказы на перевозки могут поступать согласно какой-то логике. Конечно, здесь может влиять много факторов, в том числе и макроэкономическая ситуация в нашей стране и других государствах, если рассматривать международные перевозки. Но автобизнес очень разнообразен. Очевидно, что дистрибьютеры продуктов питания, пива или прохладительных напитков в меньшей степени подвержены воздействию негативных последствий экономического кризиса, поскольку населению всегда хочется пить и есть. Вот как раз здесь и возможно применение различных методов прогнозирования, учитывающих, например, сезонные факторы. Это же касается и пассажирских перевозок, возможно даже в большей степени, поскольку следует учитывать и зависимость пассажиропотока от времени суток, возраст пассажиров и их социальный состав, степень насыщения городских кварталов магазинами и развлекательными центрами, и др. Кроме того, руководитель автопредприятия может ставить перед своей компанией какие-то задачи, например, достичь такой-то суммы валового дохода. Таким образом, от этой коммерческой задачи можно начинать планирование деятельности организации.
Таким образом, исходя из прогнозируемого объема работ, целесообразно составить трансфинплан АТП. В социалистической экономике формирование трансфинплана было обязательным для каждой организации, занимающейся перевозками грузов или пассажиров. Поскольку топливо, запчасти и расходные материалы, да и сами транспортные средства распределялись централизовано, то трансфинплан каждого автопредприятия фактически являлся очень маленькой частью пятилетнего плана всей страны. Но и в рыночной экономике функции трансфинплана остались прежними – это развернутая программа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия, обеспечивающая освоение намеченного объема перевозок при наиболее полном использовании производственной мощности предприятия, систематическом повышении эффективности производства и получении максимальных результатов при наименьших затратах. Трансфинплан включает в себя следующие разделы
план перевозок грузов и пассажиров;
производственная программа по эксплуатации подвижного состава;
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
план повышения эффективности производства;
план по труду и заработной плате;
план себестоимости перевозок;
финансовый план.
Поскольку автотранспортные предприятия советской эпохи представляли собой большие автокомбинаты и управления, то они имели штатного экономиста или целый плановый отдел, который занимался разработкой трансфинплана, а также контролем за его выполнением. В настоящее время, когда происходит модернизация нашей экономки, роль целого планового отдела призвана заменить BI-система или система поддержки принятия решений. Например, одним из наиболее важных, но трудоемких процессов является планирование или калькуляция себестоимости. Как правило, при калькуляции себестоимости выделяют следующие основные статьи:
заработная плата водителей;
затраты на топливо для автомобилей;
затраты на смазочные материалы;
затраты на восстановление и ремонт шин;
затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
амортизация подвижного состава;
накладные расходы;
При этом к накладным расходам относятся следующие группы затрат:
административно-управленческие (зарплата менеджеров, бухгалтеров, диспетчеров и других управленцев, командировочные, оплата охраны офиса, почтовые расходы и пр.);
общепроизводственные (содержание и ремонт здания и территории АТП, расходы на водоснабжение и канализацию, арендную плату, расходы на противопожарные мероприятия и пр.);
расходы на содержание вышестоящей организации (если таковые имеются).
Обобщенным показателем о себестоимости транспортных услуг является процент затрат, приходящийся на 1 руб. доходов от перевозок.
При изменении цены горючего, стоимости запчастей, заработной платы, тарифов и пр. также меняется процент затрат на 1 руб. доходов. Важной частью планирования и анализа является определения влияния различных факторов на этот показатель. В конечном итоге, оценка деятельности предприятия сводится к тому, чтобы процент затрат на 1 руб. доходов не превысил критическую запланированную величину, утвержденную в организации (Рис. 4).
Рис. 4 Калькуляция себестоимости
Важной особенностью является то, что BI-система дает возможность рассчитать несколько вариантов трансфинплана в зависимости от входных параметров, которыми могут быть среднесписочное количество автомобилей, средняя цена горючего, величина грузооборота и пр. Таким образом, менеджер может получить различные прогнозы деятельности предприятия при изменении положения дел, и соответственно, заранее подготовить варианты оптимальных решений при возникновении той или иной ситуации. Кроме того, в процессе работы аналитические данные, полученные по первичным документам из информационной системы, можно сравнивать с плановыми показателями, осуществляя своевременный контроль и выявляя факторы, приведшие к отклонениям.
Очевидно, что современные
условия ведения бизнеса
Система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. Основными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий; связи и взаимодействия элементов; целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда); сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.
Нельзя не согласиться с мнением Э. М. Короткова о том, что «в практическом использовании понятия «система» есть некоторая двойственность»9. Так, с одной стороны, это понятие используется для обозначения определенного реально существующего явления, а с другой стороны, оно применяется как метод изучения и представления этого явления. При первом подходе система трактуется как конкретно-предметное понятие, которое используется для обозначения реально существующего явления, которое нас интересует, которое мы хотим исследовать и которое лишь условно можно назвать системой
Системный подход, являющийся одним из эффективных методов решения сложных управленческих задач, имеет ограниченное распространение в связи с несовершенством механизма его реализации. Отмеченное положение обуславливает актуальность проблемы совершенствования упомянутого механизма, причем вся совокупность его составляющих должна удовлетворять требованиям универсальности, т.е. возможности использования при решении широкого спектра управленческих задач.
Использование системного подхода связано с моделированием производственной системы, при этом разрабатываемые модели являются избыточными и, следовательно, относятся к классу теоретических. До настоящего времени пользователи системного подхода не располагают методиками трансформации теоретических моделей в прагматические (реальные). Таким образом разработка соответствующей методики может иметь не только теоретическое, но и практическое значение.
Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.
Мною был сделан следующий вывод: