Анализ денежных потоков организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Сбыт продукции – это один из аспектов коммерческой деятельности промышленного предприятия. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.
Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности).

Файлы: 1 файл

Роль сбыта продукции на предприятии.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


25

 

1.      Роль сбыта продукции на предприятии

 

      Сбыт  продукции  – это  один  из  аспектов  коммерческой   деятельности промышленного предприятия. Сбыт является средством  достижения  поставленных целей предприятия и  завершающим  этапом  выявления  вкусов  и  предпочтений покупателей.

      Сбыт продукции для предприятия  важен  по  ряду  причин:  объем  сбыта определяет  другие  показатели  предприятия  (величину   доходов,   прибыль, уровень  рентабельности).  Кроме  того,  от  сбыта  зависят  производство  и материально-техническое  обеспечение.  Таким  образом,  в   процессе   сбыта окончательно определяется  результат  работы  предприятия,  направленный  на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

      Коммерческая деятельность по сбыту  продукции  на  предприятии  весьма многогранна,   она   начинается   с   координации   интересов   предприятия- производителя с требованиями рынка. Производитель продукции заинтересован  в снижении издержек производства, а это возможно достичь при  больших  объемах производства и небольшой номенклатуре выпускаемой  продукции.  Однако  рынок требует другого: потребители заинтересованы в большом  выборе  качественной, разнообразной  продукции  с  различными   потребительскими   свойствами   по приемлемой цене. В конечном итоге  производственная  программа  предприятия, номенклатура,   качество   продукции   должны   определяться   доходами    и платежеспособным спросом потребителей: предприятий, фирм и населения.

      Производителю товара необходимо знать зависимость  между  предложением своего товара на рынке и его сбытом.  Предложение  товара  определяется  его ценой,  ценами   других   аналогичных   товаров,   применяемой   технологией изготовления товара,  уровнем  налогов  и  дотаций,  природно-климатическими условиями. Спрос потребителей на товар предприятия, а следовательно, и  сбыт этого товара зависят в основном от цены  данного  товара,  уровня  дохода  и благосостояния  покупателей,  вкусов  и   предпочтений,   а   также   мнений покупателей о своих перспективах, сезонности потребления товара.[3]

      Большое  значение  имеет  оперативно-сбытовая  работа,   связанная   с приемкой  готовой  продукции   от   цехов-изготовителей   и   отгрузкой   ее покупателям, ибо именно  эта  завершающая  часть  сбыта  продукции  приносит предприятию реальные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Общая характеристика сбытовой политики

 

Для анализа сбыта необходимо, прежде всего, составить схему каналов сбыта, которые используются на анализируемом предприятии или в состав которых входит это предприятие. Схема должна быть, не абстрактной (производитель - оптовик - розничный продавец и т. п.), а конкретной. Участников канала сбыта необходимо назвать более точно (типы посредников, типы предприятий, если возможно, то их название). Делается общее описание того, как функционирует на практике каждый канал сбыта, как товар проходит через него.

При интенсивном сбыте предприятие стремится представить свои товары в продаже как можно более широко, то есть по возможности в большем числе торговых точек. Соответственно, такое предприятие сотрудничает с любым посредником, который желает заняться реализацией данного товара, и каких-либо особых требований ему не предъявляет.[6]

При избирательном сбыте предприятие сотрудничает не с любыми посредниками, а с отобранными по определенным критериям. Критериями отбора могут быть: наличие у посредников квалификационного персонала, специального оборудования, достаточных ресурсов; репутация фирмы и т. п. При этом предприятие не стремится, чтобы его товар продавался повсюду. Его задача - обеспечить определенный уровень торгового и послепродажного обслуживания покупателей. Если анализируемое предприятие применяет избирательный сбыт, укажите, какие требования предъявляются к партнерам по сбыту.

При исключительном сбыте предприятие заключает договор только с одним посредником в каждом географическом регионе (в стране, области, городе) и представляет ему права на сбыт своей продукции в этом регионе. Предприятие поддерживает ограниченный по количеству сбыт товара. Если используется такой тип сбыта, укажите, какие требования предъявляются посреднику и каковы условия сотрудничества с ним (распределение прав и обязанностей).

Факторы, благоприятствующие интенсивному сбыту:

товар простой, недорогой, часто употребляемый;

для покупателей главное не обслуживание, а близость торговой точки, возможность приобрести товар без особых хлопот.

Факторы, благоприятствующие избирательному сбыту:

товар требует специальных условий продажи (например, замороженные продукты питания);

товар неповседневного спроса;

покупка товара связана со сложным выбором для покупателя (например, аудио-видеоаппаратура). По этим причинам для покупателя главное не близость продавца, а предоставленный сервис.[3]

Факторы, вызывающие необходимость исключительного сбыта:

товар специального, узкого применения или очень дорогой, поэтому спрос на него ограничен, то есть у товара узкий сегмент покупателей, поэтому достаточно одного посредника на определенной территории;

товар престижный и для поддержания его престижности продажа должна быть ограниченной, неповсеместной, а магазин тоже должен быть престижным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Планирование ассортимента продукции

 

      Коммерческая деятельность по  сбыту  продукции начинается с координации интересов предприятия-производителя с  требованиями рынка. Для  этого  предприятие  должно  прежде  всего  определить  структуру спроса, исследовать товарный рынок по следующим направлениям:

-o изучение товара;

-o определение потенциала и емкости рынка;

-o анализ конъюнктуры рынка;

-o изучение потребителей и сегментация рынка;

-o анализ деятельности конкурентов;

-o изучение основных форм и методов сбыта товаров.

      Главной целью изучения товара является производство  предприятием  тех товаров,  которые  максимально  удовлетворяли  бы  запросы  потребителей   и приносили высокие прибыли. В основе решения этой задачи  лежат:  определение соответствия выпускаемой или намечаемой к производству  продукции  вкусам  и требованиям  покупателей,  выявление  недостатков  и  достоинств  продукции, сравнение качеств и свойств товаров данного предприятия  с  соответствующими характеристиками товаров конкурентов, прогнозирование  перспектив  изменения требований рынка  к  характеристикам  и  качеству  выпускаемых  предприятиемизделий.

      Большое значение имеет прогнозирование рынка, т.е.  выработка  научно-обоснованного суждения о перспективах его развития, поскольку  конъюнктурное прогнозирование  имеет   цель   обеспечить   наилучшую   тактику   поведения предприятия на рынке.[7]

      В  процессе  планирования  ассортимента  продукции  следует  учитывать жизненный цикл изделия. Любой товар имеет жизненный цикл,  который  включает пять стадий пребывания его на рынке: внедрение, рост,  зрелость,  насыщение, спад.  Каждый  период  (стадия)  жизненного  цикла  изделия  характеризуется колебаниями объема реализации и получаемой прибыли, в каждой  из  них  перед предприятием стоят определенные задачи.

      На стадии внедрения товар  впервые  появляется  на  рынке,  постепенно увеличивается объем продаж. Эта стадия характеризуется тем, что  предприятие практически не получает  прибыли,  поскольку оно  несет  большие  издержки, обусловленные внедрением товара на рынок. Стадии внедрения изделия на  рынке предшествует  фаза  его  разработки.  Это  период  инвестиций,   которые   в последующем должны окупиться за счет выручки от реализации товара.

      Стадия роста (или развития рынка)  –  это  период  завоевания  товаром рынка и роста  прибыли  от  реализации.  На  стадии  зрелости  объем  продаж достигает максимума. Стадия насыщения  рынка продолжается  до  фактического спада.

      Стадия спада – это по существу  сокращение  рынка.  На  данной  стадии производитель должен решить проблему: либо  снять  изделие  с  производства, когда оно будет неэкономично, либо отыскать  новые  средства  для  продления периода его рентабельности.

      На  каждой  стадии  жизненного  цикла  товара  должна   быть   выбрана определенная стратегия. На  стадии  внедрения  новый  товар  конкурирует  со старыми,  поэтому  важным  средством  закрепления  товара  на  рынке  служит реклама,  которая  должна  быть  направлена  на  информацию  покупателей   о преимуществах данного товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Прогнозирование сбыта продукции

 

 

      Рыночное прогнозирование объема сбыта  продукции  возможно  с  помощью неколичественных и количественных методов.

      Неколичественные методы прогнозирования основаны на экспертных оценках руководителей  высшего  звена,  мнениях  торговых  агентов   и   покупателей (настоящих и будущих). Эти методы прогнозирования имеют свои преимущества  и недостатки. Прогнозирование сбыта  продукции  на  основе  экспертных  оценок руководителей  высшего  звена  предприятия  имеет  следующие   преимущества: возможность оценки различных точек  зрения,  что  сравнительно  недорого,  а также  оперативность  получения  результатов.   Недостатком   этого   метода является распыление ответственности между руководителями.

      Преимущество  прогноза  сбыта  на  основе  мнений   торговых   агентов заключается в том,  что  такой  прогноз  может  быть  дифференцированным:  в разрезе товаров, территорий и  покупателей.  Недостатком  указанного  метода прогноза может быть вероятность неправильной оценки  сбыта  из-за  неполноты знания торговыми агентами экономических факторов и планов компании.[8]

      Прогнозирование сбыта продукции на  основе  мнений  покупателей  имеет недостаток – субъективный  подход.  Например,  покупатель  товара  не  может ответить с достаточной степенью точностью, какое количество этого товара  он собирается приобрести в обозримом будущем.

      В условиях неопределенности  внешней  среды  промышленные  предприятия могут  применять   уровневое   прогнозирование   объема   сбыта.   Уровневое прогнозирование  это  предсказание  уровня  объема  сбыта  по  трем  точкам: максимальный,  вероятный,  минимальный.  Уровневое   прогнозирование   имеет следующие   достоинства.   Во-первых,   фирма    может    подготовиться    к пессимистическому варианту объема продаж. Во-вторых,  можно  заблаговременно выявить факторы, ведущие к минимальному объему сбыта. В  третьих,  выявление таких факторов дает  возможность  разработать  ситуационный  план.  Сущность разработки такого плана заключается в том, что для каждого вида  выпускаемой продукции  отбирается  несколько  ключевых  допущений,  иных,  чем  наиболее вероятная ситуация.  В  качестве  допущений  может  быть  принят  не  только наихудший, но и случайные  варианты.  Ситуационный  план  предписывает,  что должен делать каждый сотрудник в той или иной ситуации и  каких  последствий следует ожидать в  результате.  Ситуационное  планирование  сбыта  позволяет предприятию быстро действовать в неблагоприятной ситуации и подготовиться  кнеожиданностям.

      Любые прогнозы являются  лишь  рабочими  гипотезами  о  тех  или  иных показателях развития в будущем, поэтому их достоверность  полностью  зависит от той информации, на которой они базируются. Обычно прогнозирование  объема сбыта   продукции   возлагается   на   отдел   сбыта   или   маркетинга,   а ответственность за подготовку прогноза – на руководителей предприятия.

      Прогноз объема сбыта служит составной частью плана сбыта.

 

4.1 Составление плана сбыта

 

      Важной составной частью планирования сбыта  является  система  планов, включающая стратегический (долгосрочный) и среднесрочный планы  предприятия, а также годовой и краткосрочные планы сбыта предприятия.

      Стратегический  план  предприятия  должен  определять  на  перспективу важнейшие  рынки  сбыта,   разработку   перспективных   технологий,   выпуск важнейших  видов  продукции,  основные  принципы  взаимодействия  с  внешней средой   деятельности   на    рынках.    Ответственность    за    разработку стратегического плана несет руководство предприятия.

      Среднесрочный план конкретизирует стратегический план предприятия.

      Годовой  план  сбыта  продукции  целесообразно  разрабатывать  в  трех вариантах:   пессимистический,   оптимистический   и   наиболее   вероятный.

Пессимистический  вариант  предполагает  наихудшие  внешние   и   внутренние условия деятельности и по существу может  обеспечить  выживание  предприятия при  неблагоприятном  развитии  конъектуру  рынка.  Оптимистический  вариант плана нацелен на благоприятную  конъектуру.  Этот  план  должен  быть  целью отдела  сбыта  предприятия.  План,  разработанный  для  наиболее  вероятного развития рынка, является по существу плановым  заданием  для  отдела  сбыта.[2]

Этот  план  должен  быть  обсужден  в  отделах,  имеющих  отношение  к   его разработке и выполнение: отделе маркетинга, производственном отделе,  отделе сбыта.  При  этом  осуществляется  координация  годового   плана   сбыта   с производственной  мощностью  предприятия,  производственный   отдел   должен подтвердить возможность выполнения плана  сбыта  с  учетом  производственной мощности. После обсуждения плана сбыта,  согласования  его  с  возможностями предприятия план подлежит утверждению руководством  предприятия  и  передаче отделу сбыта для выполнения.

      Квартальные  планы  базируются  на  годовом  плане  сбыта  и   анализе фактических данных по  сбыту  продукции  за  предшествующий  период,  данных прогноза объемов сбыта, ограничениях ресурсов.

Информация о работе Анализ денежных потоков организации