Анализ среды предприятия ОАО «Мегафон» с использованием SWOT-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: получить представление о деловой среде и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- провести анализ деловой среды организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления в ОАО «Мегафон».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие стратегического управления, его основные элементы……5
1.2 Этапы стратегического управления на предприятии………………..7
1.3 Методика проведения SWOT-анализа …………………………….....9
2 ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ОАО «МЕГАФОН» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT-АНАЛИЗА………………………………………………….…...14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мега-фон»…………………………………………………………….………………...14
2.2 Оценка деловой среды организации с использованием SWOT-анализа на примере ОАО «Мегафон»………………………………………….18
3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «МЕГАФОН».......28
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического управления в ОАО «Мегафон»………………………………………………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……..35

Файлы: 1 файл

Анализ деловой среды Мегафон с использованием SWOT-анализа.docx

— 106.98 Кб (Скачать файл)

Что касается рентабельности, то на данном рынке  она находится на высоком уровне, об этом мы можем судить по финансовым показателям операторов-лидеров на данном рынке (табл. 2).

Таблица 2- Финансовые показатели компаний «большой тройки» в первом квартале 2012 г. [25]

 

Выручка, млрд долл.

Рост, %

Чистая прибыль, млн долл.

Рост, %

Рентабельность по EBITDA, %

МТС

2,38

37

610

36

49,4

«Билайн»

2,1

41,7

601

117

53,4

«МегаФон»

1,6*

41,6*

393*

67*

50


Финансовые показатели компаний в  первом квартале 2012 года показывают данные о прибылях компаний «Большой тройки»:

  • МТС  Прибыль составляет  610 млн. долл., с рентабельностью 49,4%
  • «Билайн»  Прибыль составляет 601 млн. долл., с рентабельностью 53,4%
  • «Мегафон» Прибыль составляет 393 млн. долл., с рентабельностью 50%  соответственно. 

По анализу  организационно-экономической характеристики, можно сделать вывод, что ОАО  «Мегафон» является одной из ведущих  компаний сотовой связи в России, получившая за последнее десятилетие очень высокое развитие.

2.2. Оценка деловой среды организации с использованием SWOT-анализа на примере ОАО «Мегафон»

Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: - сила, - слабость, - возможности, - угрозы. После проведенного анализа составляется таблица SWOT-анализа с указанием: возможностей, угроз, сильных и слабых сторон. 

Поэтому для оценки деловой среды ОАО  «Мегафон» определим следующие показатели ( табл. 3).

Таблица 3- Матрица SWOT-анализа ОАО «Мегафон»

 

Strengts:

1.Большая рыночная доля.

2.Самый высокий уровень ARPU среди конкурентов.

3.Широкий выбор тарифных планов.

4.Большое количество предоставляемых  услуг.

5.Большая зона обслуживания.

6.Высокое качество работы  абонентской службы.

7. Эффективная рекламная  компания

8.Наличие кредитного рейтинга международного инвестиционного уровня.

Weaknesses:

1.Низкий уровень качества  сети.

2.Низкий уровень инвестиций.

3.Отсутствие покрытия  стран СНГ.

4.Конфликт собственников

Opportunities:

A.Рост абонентской базы.

B.Возможность роста из-за резкого роста спроса.

C.Выход компании на рынок СНГ.

D.Выход на IPO.

E.Развитие монобрендовых салонов («Сеть Мегафон-ритейл»)

F.Развитие технологий.

2,3,4,5-A

7-D

8-E,F

1-D,F

2-D

3-C,D

Threats:

A.Насыщение рынка.

B.Отсутствие лояльных рынков.

C.Ужесточение конкуренции между операторами «большой тройки».

D.Увеличение доли рынков региональных операторов.

E.Угроза со стороны IP-телефонии.

1-A

2,3,4,5-B,C,D

6-C

1-B,C,D

2-E

3-A,C


Сильные стороны:

  1. Большая рыночная доля

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, входит в так называемую «большую тройку» сотовых операторов и занимает третье место после «МТС» и «Билайн» по выручке и абонентской базе.

  1. Самый высокий показатель ARPU среди конкурентов

Среднемесячная  выручка на абонента (ARPU) в 2011г. достигла 373 руб. Если по числу абонентов и объему выручки «МегаФон» проигрывает своим конкурентам по «большой тройке», то по показателю ARPU лидирует среди них.

  1. Широкий выбор тарифных планов

Компания  «МегаФон» предоставляет огромный выбор тарифных планов и опций. Каждый абонент может выбрать наиболее удобный для него тариф: посекундная тарификация, дешевые звонки внутри сети, дешевые звонки в другие регионы и т.д. Кроме того, стоит отметить наличие выгодного безлимитного и корпоративного тарифа. Корпоративный тариф «МегаФона» считается одним из самых доступных тарифных планов для юридических лиц.

  1. Большое количество предоставляемых услуг

Каждый  абонентский пакет «МегаФона» состоит  из базовых и дополнительных услуг сети. Обязательными услугами являются: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка в SMS, ожидание/удержание вызова, определение номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных.

Дополнительные  услуги: SMS-услуги, услуги мультимедиа, SIM-меню, мобильный интеренет WAP и GPRS, мобильное позиционирование, SMS-игры, Java-игры, административные, информационных, развлекательные голосовые услуги. Кроме того, стоит отметить, что только компания «МегаФон» имеет предложение безлимитного беспроводного интернета (3G Мегафон-модем).

  1. Большая зона обслуживания

Зона  охвата сети «МегаФон» на сегодняшний день включает все 86 регионов России и расширяется с каждым днем. В то время как ближайшие конкуренты еще не охватили всю территорию России («Вымпелком» - 77 регионов, «МТС» - 85 регионов). На сегодняшний день ведется строительство базовых станций в Таджикистане. Кроме того, стоит отметить, что абоненты сети «МегаФон» обслуживаются за пределами России с помощью услуги международного роуминга, который работает практически по всему миру.

  1. Высокое качество работы абонентской службы

Компания «МегаФон» постоянно работает над повышением качества работы абонентской службы. В ближайшее время ожидается модернизация оборудования абонентской службы, что позволит сократить время ожидания ответа операторов, повысит качество работы автоинформаторов. Однако и на данный момент работа абонентской службы компании является более эффективной, чем у конкурентов. По статистике абоненты «МегаФона» чаще дозваниваются до оператора и быстрее получают ответ на интересующий вопрос.

  1. Эффективная рекламная кампания

Во-первых, компания «МегаФон» принимает участие  во множестве социально-ответственных проектов. Компания была спонсором многих спортивных трансляций, а также сборной России по футболу в 2008-2010 годах. Кроме того, компания постоянно участвует в экологических акциях («Зеленый субботник»), в культурных акциях («МегаФон» - генеральный спонсор художественного проекта "Будущее зависит от тебя. Новые правила"), в благотворительных акциях (SMS-акция «Миллиард мелочью»), в партнерских акциях ведущих российских ВУЗов («Покори Воробьевы горы», «Моя дорога в ТОГУ»).

Во-вторых, «МегаФон» - генеральный партнер ХXII зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Кроме того, компании «МегаФон» был присвоен статус «Мобильный партнер/Мобильный оператор XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи». В соответствии с подписанным Договором о партнерстве МегаФон также имеет статус Генерального партнера Олимпийского комитета России и Генерального партнера Олимпийской сборной России 2010, 2012, 2014 и 2016 годов.

  1. Наличие кредитного рейтинга международного инвестиционного уровня

Компания  «МегаФон» - первая и единственная телекоммуникационная компания в России с кредитным  рейтингом международного инвестиционного уровня. Высокая кредитоспособность обеспечивает оптимальную гибкость в балансировании между органическим ростом и потенциальными приобретениями в качестве стратегий для будущего развития. Положительная денежная позиция компании является сильнейшей в отрасли и позволяет нам продолжать активно инвестировать в строительство сети 3G, что является одним из приоритетных направлений стратегического развития компании.

Слабые  стороны:

  1. Низкий уровень качества сети

Меньшее по сравнению с конкурентами количество базовых станций. Кроме того, частоты, которые использует «МегаФон» имеют  более плохое качество связи, чем  конкуренты.

  1. Низкий уровень инвестиций

«МегаФон» является единственной компанией  из «большой тройки», акции которой  не имеют публичного размещения. Выходу оператора на IPO долгое время мешал  конфликт акционеров, проходившие судебные разбирательства между бермудским фондом IPOC и компанией Altimo (управляет телекоммуникационными активами «Альфа-групп») о праве собственности на блокпакет акций «Мегафона». На данный момент конфликт исчерпан, поэтому в ближайшее время возможно проведение первичного размещения акций.

  1. Отсутствие покрытия стран СНГ

Конкуренты «МегаФона» по «большой тройке» уже давно вышли за пределы России. «Билайн» обслуживает  абонентов еще в 6 странах: Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии и Украине. «МТС» представлен помимо России пока только в 4 странах: Белоруссии, Узбекистане, Туркмении и Украине. От деятельности в странах СНГ компании получают 25% («Билайн») и 14% («МТС») своих доходов. Компания «МегаФон» обслуживает клиентов только в Таджикистане.

  1. Конфликт собственников

Затянувшийся на несколько лет  конфликт между собственниками компании, а именно между инвестиционным фондом IPOC и «Альфа-групп» за долю в компании «МегаФон». Данный конфликт помешал эффективному решению ряда вопросов, связанных с инвестициями, например, до решения данного конфликта компания «МегаФон» не может приступить к публичному размещению акций.

Возможности:

  1. Рост абонентской базы

Количество зарегистрированных абонентов  сотовой связи в России увеличилось на конец октября 2012 года по сравнению с октябрем прошлого года на 23 млн и составило 204,99 млн, говорится в отчете исследовательской компании AC&M Consulting. По сравнению с сентябрем 2011 года число абонентов выросло на 1,3 млн, а уровень проникновения услуг сотовой связи в РФ - на 1 процентный пункт - до 141,2%.

В общей структуре «чистых» подключений лидером стала компания «МегаФон», на которое по итогам октября пришлось 58,6% новых контрактов. Таким образом, на конец отчетного периода абонентская база оператора в РФ достигла 48,83 млн.

Таким образом, на конец октября  доли между операторами распределились следующим образом: на МТС пришлось 33,6% общероссийского рынка на «Вымпелком» - 24,9%, на «МегаФон» - 23,8%.

  1. Возможность роста из-за резкого роста спроса

Компания «МегаФон» получила статус «Мобильный партнер/Мобильный оператор XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи». Это приведет к резкому росту спроса на услуги компании, так как она будет обслуживать более 6000 спортсменов из более 80-ти стран-участниц, более 10 000 журналистов, а также 1 500 000 зрителей приедут в столицу ХXII зимних Олимпийских игр 2014 года - Сочи.

  1. Выход компании на рынок стран СНГ

Ранее интерес компании к странам  СНГ ограничивался лишь Таджикистаном – там «МегаФону» принадлежит 75% местного оператора TT-Mobile. Теперь же компания готова покупать и других операторов. В первую очередь «МегаФон» заинтересован в покупке сотовых операторов Армении («К-Телеком»), Киргизии («Мегаком») и Узбекистана (Coscom), поскольку там довольно низкий уровень проникновения сотовой связи.

Публичное размещение акций компании станет возможным тогда, когда окончательно разрешится конфликт акционеров (IPOC и «Альфа-групп»). В "МегаФоне" рассчитывают, что рыночная капитализация компании составит $25-29 млрд. Вырученные от IPO средства помогут "МегаФону" начать экспансию за пределы России.

  1. Развитие монобрендовых салонов (сеть «МегаФон-Ритейл»).

До конца 2012 года «Мегафон-Ритейл» планирует довести количество монобрендовых салонов до 1,47 тыс., а в 2013 году - до 2,1 тыс. По расчетам компании, к 2013 г. объем продаж контрактов «МегаФона» через фирменные салоны оператора повысится до 30%.

По мнению экспертов, обслуживание клиентов через  монобрендовые салоны позволит повысить лояльность абонентов. Согласно стратегии развития, «МегаФон-Ритейл» станет не только дистрибьютором мобильных устройств, но и сервисной компанией, обслуживающей абонентов. Кроме того, сеть «МегаФон-Ритейл» рассчитывает повышать лояльность абонентов за счет акций по раздаче сувенирной продукции, продаж кастомизированного оборудования, а также эксклюзивных тарифных предложений.

В «МегаФоне» отмечают, что абоненты, привлеченные через собственную розницу, демонстрируют куда более высокий ARPU (средний ежемесячный доход на одного абонента) и «срок жизни», чем подключенные через другие каналы. Так, ARPU абонента, пришедшего через розницу оператора, на 30% выше ARPU пользователя, подключенного в дистрибьюторской сети.

  1. Развитие технологий

На данный момент происходит бурное развитие сети 3G на территории России. Компания «МегаФон» находится на втором месте после «Вымпелком» («Билайн») по количеству регионов, в которых развернуты сети 3G – 51 регион. А также второе место по количеству 3G роуминговых партнеров. Абоненты сети оператора МегаФон могут воспользоваться 3G роумингом в сетях 88 операторов, которые находятся в 55 странах.

Угрозы:

  1. Насыщение рынка

Нельзя говорить о полном насыщении  рынка сотовой связи, так как  по-прежнему наблюдается рост абонентской  базы, но стоит отметить, что в  России число действующих сим-карт еще в 2008 году превысило число жителей. На данный момент, количество зарегистрированных абонентов составляет 204,99 млн., а уровень проникновения услуг сотовой связи в РФ - 141,2%.

Информация о работе Анализ среды предприятия ОАО «Мегафон» с использованием SWOT-анализа