Биография Кондратьева Николая Дмитриевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Хотя Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) был универсальным исследователем, проживал он в аграрной стране и интересовался сначала аграрной проблематикой. Он рассматривает модель твердой цены на хлеб, модель косвенного ценового воздействия, а также смешанный метод ценообразования, основанный на сочетании твердого базиса цены с прогнозами ее возможных изменений. Он ставит вопрос о пределах государственного вмешательства на рынке.
Большую часть десятилетия 1920-х годов Кондратьев работал над проблемами народнохозяйственного планирования, составлял первые планы, ставил задачу создания макроэкономической теории планирования и прогнозирования. В решении вопросов конъюнктурных исследовании (динамика цен, индексы объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.). Кондратьев, будучи директором Конъюнктурного института при Наркомфине СССР, стоял на передовых рубежах мировой науки.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)


 

Введение

Хотя Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) был универсальным  исследователем, проживал он в аграрной стране и интересовался сначала аграрной проблематикой. Он рассматривает модель твердой цены на хлеб, модель косвенного ценового воздействия, а также смешанный метод ценообразования, основанный на сочетании твердого базиса цены с прогнозами ее возможных изменений. Он ставит вопрос о пределах государственного вмешательства на рынке.

Большую часть десятилетия 1920-х годов Кондратьев работал  над проблемами народнохозяйственного  планирования, составлял первые планы, ставил задачу создания макроэкономической теории планирования и прогнозирования. В решении вопросов конъюнктурных  исследовании (динамика цен, индексы  объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.). Кондратьев, будучи директором Конъюнктурного института  при Наркомфине СССР, стоял на передовых  рубежах мировой науки.

Кондратьев изучал объективные  характеристики и тенденции рыночной экономики. Он рассматривал рынок как  связующее звено между национализированным  кооперативным и частным секторами, а также как важный источник хозяйственной  информации. Значение плана ученый видел в обеспечении более  быстрого, чем при спонтанном развитии, темпа роста производительных сил, а также сбалансированного роста  производства. Сочетание рыночных и  плановых начал Кондратьев считал применимым во всей экономике. Однако указанную  концепцию он модифицировал в  зависимости от сектора. В сельском хозяйстве должны были преобладать  косвенные методы воздействия на рынок, в национализированной промышленности — прямые.

Большую роль в реальности планирования Кондратьев придавал экономическим  прогнозам.

Заслуга ученого в разработке стройной концепции научного планирования, сознательного воздействия на экономику  при сохранении механизмов рыночного  регулирования.

В последние годы жизни  Кондратьев намеревался создать  фундаментальный труд по проблемам  экономического развития (равновесие и рост, статика и динамика, цикл и кризис) в пяти томах. Последняя работа ученого «Основные проблемы экономической статики и динамики» была написана в Бутырской тюрьме, несколько глав из второй книги — в Суздальском политизоляторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография Кондратьева Николая Дмитриевича

Кондратьев Николай Дмитриевич (1892-1938) — русский экономист и социолог. Родился 4 (17) марта 1892 г. в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне — Вычугский район Ивановской области), в крестьянской семье. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1915), где его учителями были М.И. Туган-Барановский, А.С.Лаппо-Данилевский, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре политической экономии и статистики. В 1918 преподавал в Московском городском университете Шанявского, в 1919-1920 — в Кооперативном институте, с 1920 — профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1920-1928 — директор Конъюнктурного института — научно-исследовательской организации по проблемам изучения экономической конъюнктуры в СССР и других странах, методологии планирования советской экономики.

В 1905-1919 член партии социалистов-революционеров (эсеров). В годы учёбы в университете участвовал в политических кружках  эсеровского направления. После  Февральской революции входил в  Лигу аграрных реформ, 7 (20) октября 1917 г. был назначен товарищем министра продовольствия во Временном правительстве. работы в условиях новой власти. В 1920 г. арестован, но амнистирован. В 1924 г. был в научной командировке в США, где получил приглашение  от друга юности П.А.Сорокина преподавать  в университете Миннесоты и остаться за границей, но отказался. В 1930 г. обвинён  во «вредительстве» и арестован. Был осуждён на 8 лет заключения по делу «Трудовой крестьянской партии» (посмертно реабилитирован в 1987 г.). Отбывал наказание в Суздальском  политизоляторе. В 1938 г. осуждён повторно и расстрелян.

В 1992 году в ознаменования столетия со дня рождения экономиста был создан Международный фонд Н. Д. Кондратьева.

Научные интересы Н.Д. Кондратьева  охватывали следующую проблематику:

  • законономерности статики, циклической динамики и социогенетики;
  • исследование «больших» экономических циклов или длинных волн конъюнктуры (впоследствии названы циклами Кондратьева);
  • теория предвидения;
  • вопросы планирования экономики;
  • исследования экономической конъюнктуры;
  • аграрные проблемы;
  • история учений о законах развития общества;
  • общая теория систем («совокупностей»);
  • социология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория стратегического планирования

Свои представления о  предвидении Н.Д. Кондратьев применял для разработки основ планирования советской экономики. Он был сторонником  товарной модели социализма. Рынок  учёный считал связующим звеном между  государственным, частным и кооперативным  секторами. Через планирование государство  может оказывать влияние не только на национализированный сектор экономики, но и — косвенно - на другие сектора. Цель планирования — обеспечить более быстрое развитие экономики, чем при самопроизвольном действии рыночных сил, а также обеспечить сбалансированность экономики. План должен обязательно учитывать сложившийся уровень спроса и предложения на рынках тех или иных товарных групп. Таким образом, Н.Д. Кондратьев выступал за сочетание плана и рынка, генетического и телеологического подходов. При этом в промышленности большая роль должна была принадлежать плану и телеологическому подходу, а в сельском хозяйстве следует использовать только методы косвенного воздействия государства. Учёный выступал против излишней детализации, слабой обоснованности планов, «фетишизма цифр». Даже для государственных предприятий плановые цифры должны были носить скорее рекомендательный, чем обязательный характер.

Н.Д. Кондратьев выступал также  против концепций форсированной  индустриализации. Он предлагал направлять часть капитальных вложений на развитие сельского хозяйства и местной  обрабатывающей промышленности. Задачи развития промышленности должны были быть увязаны с задачами развития аграрного сектора. Отсутствие такой  сбалансированности может привести к диспропорциям в экономике  и срыву программы индустриализации (концепция равновесного развития). Эти взгляды Н.Д. Кондратьева расходились  с линией политического руководства  страны, в связи с чем учёный в 1928 г. был вынужден оставить пост директора  Конъюнктурного института.

Стратегическое планирование – определение целей, приоритетов  развития социально-экономической  системы (страны, региона, муниципального объединения, предприятия, корпорации и т.п.) на среднесрочную или долгосрочную перспективу, путей, ресурсов и сроков реализации целей и приоритетов.

Основы теории стратегического  планирования в условиях регулируемой рыночной экономики разработаны  Н.Д. Кондратьевым в ряде работ 1920-1928гг. и нашли воплощение в разработанном  под его руководством проекте  перспективного плана развития сельского  хозяйства России. К чему сводятся основные положения теории перспективного планирования Н.Д.Кондратьева?

  1. Стратегическое планирование является важнейшей функцией и инструментом государственного регулирования экономики:

«Когда мы говорим о планомерном развитии народного хозяйства, то понимаем такое развитие его, которое соответствует определенным задачам, поставленным руководящими органами экономической политики. Планомерное развитие народного хозяйства мы противопоставляем поэтому стихийному, лишенному целевого руководства развитию его. Строго говоря, в истории нет и не было такого народного хозяйства, развитие которого совершалось бы без всякого воздействия со стороны органов экономической политики. Если взять народные хозяйства товарно-капиталистического строя, то и его развитие совершается под воздействием системы экономической политики, преследующей те или иные цели»1.

Этот вывод не был умозрительным  заключением кабинетного ученого. Н.Д.Кондратьев практически участвовал в государственном регулировании  экономики и перспективном планировании. Как помощник Керенского по вопросам сельского хозяйства, а затем  как товарищ (заместитель) министра продовольствия Временного правительства (а после ареста министра он фактически возглавлял министерство до конца 1917 года). Этот опыт затем был обобщен им в книге «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции».

В 1922 году Н.Д. Кондратьев возглавил  работу по подготовке перспективного плана развития сельского хозяйства  России (а сельское хозяйство тогда  было преобладающей частью российской экономики). В мае 1922 года на пленарном  заседании Земплана он выступил с проектом инструкции «Основные положения по разработке плана восстановления и развития сельского хозяйства», утвержденной коллегией Наркомзема 12.07.1922г. Под руководством Н.Д. Кондратьева был подгогтовлен проект плана развития сельского и лесного хозяйства («пятилетка Кондратьева»), который неоднократно обсуждали в Наркомземе и Госплане СССР и был отвергнут в 1928г. в связи с возобладанием тенденции к ускоренным темпам индустриализации и коллективизации, вызвавшим глубочайший аграрный кризис в стране.

  1. Перспективный план является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики – а именно такой была экономика переходного периода 20-х годов.

Н.Д. Кондратьев понимал иллюзорность попыток давать прямые плановые задания  миллионам крестьянских хозяйств –  независимых мелких товаропроизводителей или натуральных хозяйств. И тем  не менее он считал возможным и  необходимым оказывать воздействие  на их развитие с помощью находящихся  в руках государства экономических и правовых рычагов: «Производственная и иная хозяйственная деятельность непосредственно осуществляется миллионами отдельных крестьянских хозяйств. Хозяйства эти руководствуются своими собственными интересами. Руководствуясь ими, они приспособляются к окружающей естественной и общественно-хозяйственной обстановке. Деятельность этих хозяйств протекает более или менее стихийно»2. Органы государства, и в частности Наркомзем, своими мероприятиями в агроэкономической помощи, землеустройстве, мелиорации, организации кредита, снабжении семенами, орудиями производства могут изменить обстановку жизни и развития сельского хозяйств. «Тем самым они регулируют его развитие и вносят в фактическое стихийное развитие сельского хозяйства элементы планомерности»3. Таким образом, речь шла не о диктате государства по отношению к товаропроизводителям, а о воздействии на их интересы и деятельность путем использования инструментов государственной политики. Тем самым закладывались основы методологии индикативного планирования в условиях регулируемой рыночной экономики.

  1. Неразрывная взаимосвязь стратегического плана и научного предвидения.

«План должен строится на основе предвидения хода социально-экономических явлений действительности, выявления вероятных тенденций динамики хозяйства на будущее в рамках заданного периода, возможностей и средств воздействия государства на ход развития действительности в будущем, оценки эффекта этого воздействия. Отсюда вывод: «перспективы плана являются не только директивой, но и предвидением, опирающимся «на знание технологических и иных закономерностей в ходе действительности, которые были подмечены в прошлом», и прежде всего динамических закономерностей, так как только динамические закономерности могут указать путь и формы перехода событий со стадии настоящего к той или иной стадии будущего, только динамические закономерности как бы связывают настоящее и будущее»4. Отсюда вывод: «План не только предвидение, но и программа действий; план без всякого предвидения – ничто»5. Поэтому разработка перспективного плана государственными органами должна осуществляться на основе предвидения предпосылок и последствий программных стратегических решений учеными, чтобы учитывать закономерности социально-экономической статики и динамики, цикличный характер развития социальных систем, особенности проявления этих закономерностей в различных регионах страны.

  1. Методология перспективного планирования должна исходить из научно обоснованных принципов и ограничений.

«Разработка генерального плана начинается с углубленного экономического анализа (в том числе и при помощи статистического метода) условий внутреннего и мирового рынков, условий, определяющих уровни и соотношение цен, условий, определяющих вероятную тенденцию рынка»6.

На основе полученных данных, выявленных проблем строится предположение  о возможных тенденциях развития на длительную перспективу и определяются плановые перспективы – сбалансированная система обобщающих показателей, выражающих траекторию желательного направления  народного хозяйства в перспективном  периоде и служащих основой для  разработки собственного перспективного плана.

  1. Н.Д. Кондратьев сформулировал основные условия эффективной организации плановой работы. К ним относятся:
  • сочетание генерального (перспективного) плана с более детализированными (годичными) планами;
  • опора при построении перспективного плана по стране в целом на детально разработанные планы в регионах. «Центр ведет разработку генерального плана в общем государственном масштабе. По получению местных сводок в центре производится общая сводка их, затем работа центра и мест согласуется между собой и в результате центром вырабатывается общий генеральный план в общегосударственном и районном масштабах»7.
  • демократический характер планирования опирается на инициативу и самодеятельность населения и товаропроизводителей: «При всем построении генерального плана необходимо принять, что основными движущими силами возрождения сельского хозяйства являются подъем и организация самой массы сельскохозяйственного населения, что пути развития производительных сил сельского хозяйства лежат в общей плоскости поднятия интенсивности его систем и развития его товарности»8.
  • разработанный перспективный план может периодически корректироваться и уточняться с учетом меняющихся условий производства и рынка: «Задача построения плана неотделима от задачи его совершенствования, его углубления и уточнения. Только при таком условии выдвигаемый план будет не мертвым, а живым и творческим делом»9;
  • перспективное планирование требует высокой научный и профессиональной квалификации занимающихся этим кадров. «Составление перспективных планов … должно быть делом лиц высоко квалификации и специальной научной и научно-практической подготовки, не может быть делом всякого»10.

Информация о работе Биография Кондратьева Николая Дмитриевича