Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:32, реферат
Вопрос 1. Кадры, персонал, человеческие ресурсы и человеческий капитал: соотношение и различие этих понятий.
Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы.
Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными количественными и качественными характеристиками (численность, структура, возраст, опыт, стаж и проч.) и выполняет различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в штате, называется кадрами.
Тема 3.1. Человек и персонал в организации.
Вопрос 1. Кадры, персонал, человеческие ресурсы и человеческий капитал: соотношение и различие этих понятий.
Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы.
Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными количественными и качественными характеристиками (численность, структура, возраст, опыт, стаж и проч.) и выполняет различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в штате, называется кадрами.
Кадры предприятия – это совокупность
работников различных профессионально–
Вопрос 2. Характеристики и разновидности человеческого капитала. Формирование и развитие человеческого фактора.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, и мастерства, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.
В XX в.была разработана теория "человеческого капитала". Согласно этой теории совершенствование качественных характеристик человека с сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца, экономиста. Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: "Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом". Последователем Теодора Шульца был Гэри Беккер, который развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Трактовки человеческого капитала можно подразделить на следующие разновидности:
а) "предикативные" (представляют собой формулировки, которые лишь соприкасаются со сферой человеческого капитала, но не проникают вглубь, не выявляют и не отражают действительной сущности проблемы), б) "ресурсные" (в них говорится не о капитале как об актуализированных ресурсах, а непосредственно о самих ресурсах, являющихся всего лишь потенциалом, а не фактом созидательной деятельности), в) "эклектические" (человеческий капитал здесь определяется одновременно как элемент национального богатства, как часть экономических ресурсов индивида, организации и общества в целом, как процесс создания требуемых благ).
Человеческий капитал - единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. К разряду объектов человеческого капитала исследователи чаще всего относят знания, навыки, умения и способности человека.
Также, в составе человеческого капитала выделяют:
- интеллектуальный капитал;
- трудовой;
- социальный капитал.
Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко:
- биологический человеческий капитал;
- культурный человеческий капитал.
Вопрос 3. Состав и численность персонала. Движение персонала.
Состав и численность персонала определяются перечнем должностей, устанавливаемым администрацией для обеспечения потребностей производства в зависимости от его функциональной, технологической и организационной структуры.
Персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, т. е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
В составе списочной численности выделяют три категории лиц:
- постоянные - принятые в организацию бессрочно либо на срок более 1 года по контракту;
- временные - оформленные
на срок до 2 месяцев, а для замещения
временно отсутствующего
- сезонные - принятые на
работу, носящую регулярно
Списочная численность персонала может рассматриваться и как средняя величина за некоторый период месяц, квартал, год:
где ЧПср - средняя численность персонала за период;
Ч1, Ч2, Чn - 1 - численность персонала на начало каждого подпериода;
n - число подпериодов, из которых состоит данный период.
Обновление коллектива за счет выбытия части его членов и прихода новых называется сменяемостью (оборотом) кадров.
Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых:
- биологические (например, ухудшение здоровья);
- производственные (сокращение
штата вследствие комплексной
механизации и автоматизации, а
также уменьшения объемов
- социальные (наступление пенсионного возраста);
- личные (семейные обстоятельства);
- государственные (призыв на военную службу).
Вопрос 4. Структура персонала. Профессиональная пригодность, квалификация.
Под структурой персонала (социальной структурой организации) понимается количественное соотношение между группами работников, задаваемое технологической и организационной структурами предприятия.
Структура персонала может быть статистической и аналитической.
1) Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей.
Выделяют:
- персонал основных видов
деятельности (лица, работающие в
основных и вспомогательных, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
- персонал неосновных
видов деятельности (работники ремонтного,
жилищно-коммунального
2) Аналитическая структура
определяется на основе
- В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия.
- Частная структура отражает
соотношение отдельных
По характеру трудовых функций персонал разделяется на рабочих и служащих.
1) Рабочие непосредственно
создают материальные ценности
или оказывают услуги
2) Служащие осуществляют управление производством:
- Руководители, к которым относят также их заместителей и главных специалистов (например, главного бухгалтера, главного экономиста);
- Специалисты- работники, выполняющие
квалифицированные виды
- Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание (например, кассиры, делопроизводители, архивариусы, коменданты).
Способность приемлемого выполнения профессиональных обязанностей в результате наличия у человека психических и психофизиологических качеств получила название профессиональной пригодности.
Выделяют следующие параметры профессиональной пригодности:
- физические данные и состояние здоровья;
- квалификация, опыт;
- активность;
- соответствие требованиям,
предъявляемым
- психические особенности и способности;
- личные качества (характер, энергичность, самообладание, адаптивность);
- направленность личности и мотивированность;
- поведение во время и вне работы.
В пределах каждой профессии выделяются специальности - виды деятельности, связанные с выполнением более ограниченных функций.
Это выделение происходит в соответствии с такими основаниями, как:
- связь профессии с НТП (передовыми технологиями и продуктами);
- степень обновляемости
результатов деятельности
- уровень их
- диапазон выполняемых
или контролируемых
Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Первая представлена совокупностью требований к тем, кто ее должен исполнять; вторая - совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств.
Вопрос 5. Профессиональная компетентность: понятие и виды. Управление компетенцией персонала (самостоятельно!).
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение,
обладание человеком
Совокупность знаний и навыков, специфических способностей работников, необходимых в конкретном трудовом процессе, называется профессиональной компетентностью.
Тема 3.2. Содержание деятельности и организационная структура системы управления персоналом.
Вопрос 6. Цели и функции системы управления персоналом.
Выделяют следующие категории целей организации: экономические, научно-технические, коммерческо-производственные и социальные.
- Экономические цели
направлены на достижение
- Научно-технические цели
связаны с обеспечением
- Производственно-коммерческая цель связана с производством и реализацией продукции в объемах, необходимых для получения планового уровня прибыли.
- Социальные цели —
организации заключаются в
Вопрос 7. Общая концепция и структуризация функционального разделения труда в области управления персоналом И. Хентце. Состав функциональных блоков по управлению персоналом.
Состав функциональных блоков по управлению персоналом
Функциональный блок |
Содержание задач в функциональном блоке |
Определение потребности в персонале |
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение персоналом |
Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка |
Развитие персонала |
Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения. |
Использование персонала |
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала. |
Мотивация результатов труда и поведения персонала |
Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени. |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом |
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики. |
Вопрос 8. Современные тенденции развития функциональных особенностей управления персоналом.
В развитии функциональных особенностей управления персоналом проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы:
- выделение практически
всех функциональных
- широкое развитие внешних
консультативных, посреднических фирм,
работающих с организациями на
договорной, интеграционной основе,
а также достаточно активная
интеграция между