Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:39, контрольная работа
Как известно, управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Лидер-патриарх
Для лидера-патриарха
Минусом такого руководителя является то, что он может уволить сотрудника без объективных на то оснований, из личных побуждений. Подчинённые лидера-патриарха обычно по-доброму посмеиваются над ним за спиной, но все просьбы и поручения выполняют.
Харизматический лидер
Главными отличительными
чертами харизматического лидера являются
талант, личное обаяние, наличие деловой
хватки. Руководителю данного типа
даже не обязательно требовать
В итоге, можно сделать
вывод о том, что нормы этикета
в каждом коллективе во многом зависят
от характера руководителя. Однако
каким бы ни был начальник, каждый
подчинённый, согласно служебной этике,
обязан беречь его авторитет. Ведь руководитель
– это главное «лицо» компании.
И если сотруднику не безразлична
репутация собственной
Глава 2.
"Усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху", так определяются качества, необходимые руководителям. Большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые
характеризуют любого грамотного специалиста
и обладание которыми является лишь необходимой
предпосылкой выполнения им обязанностей
руководителя. Это - компетентность, т.е.
система специальных знаний и практических
навыков. Это культура - общая, техническая,
экономическая, правовая, информационная,
психолого-педагогическая. Обя
— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
— стремление к постоянному
— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
— умение планировать свою работу.
Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно сказать о честности и порядочности, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим; упомянуть физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе. .[6]
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
— умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
— энергичность, честолюбие, стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость и решительность, напористость и воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
— целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;
— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых. .[7]
2.Личность и принципы руководителя
В советское время автор теории организационной деятельности П.М. Керженцев обосновывал важность роли руководителя тем, что именно руководитель подбирает кадры по своему образу и подобию, - они могут быть сильными, одаренными или посредственностями, важен в первую очередь подбор самих руководителей.
Понятие «личность» многогранно. Обычно
мы считаем личностью человека, обладающего
особыми, вызывающими уважение свойствами
- сильная личность, авторитетная личность,
но в античные времена понятие
«личность» имело более широкий
смысл, подразумевая совокупность тела,
внешности человека и его душевных
свойств, без какой-либо определенной
оценки. Человек всегда находится
в состоянии развития, становления,
в поиске своего неповторимого образа,
«личность - это человек, стремящийся
стать самим собой». Интеллект, эмоционально-волевые
качества, характер являются необходимой
базой нестандартной личности, она
слабо поддается коррекции, но именно
она определяет профессиональные качества
руководителя, его талант. Многими
и многими качествами должен обладать
лидер, творческая личность, но важнейшими
из них (хотя и не часто встречающимися)
являются чувство собственного достоинства,
морально-этический стержень и высокая
духовность. Благородство, верность нравственным
принципам всегда отмечаются людьми
и вызывают невольное глубокое уважение,
хотя некоторым это кажется
Справедливость этих выводов подтверждают многочисленные опросы общественного мнения, выполненные за последние годы в нашей стране. На вопрос о том, какие качества руководителя больше всего ценят рабочие, получены следующие ответы: справедливость, честность, порядочность - 76% опрошенных; понимание жизненных проблем рабочих, внимательность, доброта, человечность - 25%; знание техники, умение организовать работу, деловитость, компетентность - 24%; требовательность - 4%. Многим начальникам следует задуматься над приоритетами обязательных качеств хорошего руководителя, тем более что сами руководители формируют иную шкалу приоритетов, ставя на первое место профессиональные и деловые качества, а личные, человеческие качества двигают на второй план. По мере возвышения начальника по служебной лестнице уменьшается критика в свой адрес и растет в адрес подчиненных, индивидуальные особенности сотрудников начинают интересовать высокого начальника все меньше. .[8]
Глава 3.
Почему – то принято считать, что женщина не способна быть лидером?! Так в 1996 Д. Виткин издает “Правда о женщинах” (женщина – плохой начальник – это миф, придуманный мужчинами).
Считается, что...
- Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками.
- Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой".
- Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить
коллективом.
- Став матерью, женщина готова уйти с работы.
- Женщины больше, чем мужчины, пользуются больничными и отпусками.
- Женщины работают ради "кое-каких" денег - настоящие деньги зарабатывают мужья.
- Женщины на самом деле не хотят становиться начальниками - они боятся
ответственности.
- Женщины не могут быть хорошими игроками в команде, и потому мужчины не принимают их в свои игры.
- Женщины не лояльны.
Правда же состоит в том, что женщины-руководители имеют более высокий рейтинг по сравнению с женщинами – исполнителями.
Мужчины-рабочие
уважают женщин-начальников
Женщины могут играть в команде. Женщины-руководители примерно на 5% более, чем руководители-мужчины, склонны выслушивать мнение подчиненных - согласно опросу ERIQ, проведенному в 1998 году. Что касается лояльности по отношению к подчиненным, то результаты исследований показали, что 29% женщин и 22% мужчин считают, что женщины-начальники более лояльны к своим подчиненным. (60% женщин и 59% мужчин считают, что руководители обоих полов в этом равны).
Женщины способны управиться и с семьей, и с работой. Подавляющее большинство - 94% из 100 работающих матерей, у которых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются с обеими работами. Как это им удается? 39% считают, что они являются очень организованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологи согласны с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинами труд, работа для них важна сама по себе, просто для самоуважения. Насамом деле, работающая женщина с детьми менее подвержена риску депрессии, чем неработающая.
Таким образом, мы видим, что и мужчина и женщина способны достаточно хорошо справляться со своими обязанностями. Важным фактором лидерства является то, что он прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. .[9]
Заключение
И так, попробуем обобщить те черты, которые характеризуют современного руководителя.
Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества. Также нужно сказать несколько слов о личном имидже руководителя.
Его составляют обстановка кабинета, одежда, внешность, поведение, аккуратность, вкус и т.п. Всё это в определённом роде представляют собой символы, которые должны соответствовать делам и положению фирмы. В служебных помещениях лучше подчёркивать равенство, например в приёмной стулья располагать в ряд, а не друг напротив друга, не увешивать кабинет фотографиями начальства и наградами.
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений. В отношениях руководителя с подчиненными главную роль играет сам руководитель. Он должен уметь создавать благоприятную обстановку, располагающую к взаимопониманию. Беседы помогают установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для руководителя в любой обстановке. Она также повышает деловые качества как руководителя, так и подчиненных. Беседы являются испытанным методом обмена информацией, необходимой для работы, и к тому же самым простым, доступным и результативным из всех известных методов. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения бесед помогают организовать дружный коллектив и его слаженную работу.
Список литературы