Деловые качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Как известно, управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

Файлы: 1 файл

деловые качества руководителя.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Лидер-патриарх

Для лидера-патриарха первостепенное значение на работе имеют межличностные, а не профессиональные отношения. Такому начальнику хорошо бы руководить небольшим  коллективом, все члены которого относились бы к своему наставнику с почтением и симпатией. Руководитель-патриарх отличается своими запросами, выходящими за рамки простой субординации. Он нуждается в особых, «патриархальных» почестях: поздравлениях и подарках, оказании мелких внеслужебных услуг (типа покупки фруктов для его мамы, находящейся в больнице), льстивых дифирамбах.

Минусом такого руководителя является то, что он может уволить  сотрудника без объективных на то оснований, из личных побуждений. Подчинённые  лидера-патриарха обычно по-доброму  посмеиваются над ним за спиной, но все просьбы и поручения  выполняют.

Харизматический лидер

Главными отличительными чертами харизматического лидера являются талант, личное обаяние, наличие деловой  хватки. Руководителю данного типа даже не обязательно требовать соблюдения субординации, все сотрудники будут  придерживаться её по собственной инициативе. Харизматический лидер, как правило, довольно далёк от подчинённых. Он мало с ними общается на не касающиеся работы темы. Зато харизматический лидер  всегда оперативно появляется и устраняет  проблемы производственного плана. Коллектив объединяется на почве  почитания и даже обожания такого начальника.

В итоге, можно сделать  вывод о том, что нормы этикета  в каждом коллективе во многом зависят  от характера руководителя. Однако каким бы ни был начальник, каждый подчинённый, согласно служебной этике, обязан беречь его авторитет. Ведь руководитель – это главное «лицо» компании. И если сотруднику не безразлична  репутация собственной организации, он никогда не станет поднимать щекотливые корпоративные вопросы на публике. .[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

  1. Качественные характеристики руководителя

"Усидчивость  и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху", так определяются качества, необходимые руководителям. Большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным относят те, которые  характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая.  Обязанности руководителя:

— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных  сфер деятельности;

— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

— поиск новых форм и методов  работы, помощь окружающим, их обучение;

— умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно сказать о честности и порядочности, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим; упомянуть физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе. .[6]

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а  деловые качества, к которым необходимо отнести:

—     умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;

—     энергичность, честолюбие, стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость и решительность, напористость и воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

—     контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

—     целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;

—     стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых. .[7]

2.Личность и принципы  руководителя

В советское время автор теории организационной деятельности П.М. Керженцев обосновывал важность роли руководителя тем, что именно руководитель подбирает кадры по своему образу и подобию, - они могут быть сильными, одаренными или посредственностями, важен в первую очередь подбор самих руководителей.

Понятие «личность» многогранно. Обычно мы считаем личностью человека, обладающего  особыми, вызывающими уважение свойствами - сильная личность, авторитетная личность, но в античные времена понятие  «личность» имело более широкий  смысл, подразумевая совокупность тела, внешности человека и его душевных свойств, без какой-либо определенной оценки. Человек всегда находится  в состоянии развития, становления, в поиске своего неповторимого образа, «личность - это человек, стремящийся  стать самим собой». Интеллект, эмоционально-волевые  качества, характер являются необходимой  базой нестандартной личности, она  слабо поддается коррекции, но именно она определяет профессиональные качества руководителя, его талант. Многими  и многими качествами должен обладать лидер, творческая личность, но важнейшими из них (хотя и не часто встречающимися) являются чувство собственного достоинства, морально-этический стержень и высокая  духовность. Благородство, верность нравственным принципам всегда отмечаются людьми и вызывают невольное глубокое уважение, хотя некоторым это кажется архаичным, неконструктивным донкихотством. Вот  как пишет об этом доктор философских  наук В.М. Шепель: «Каждая модель поведения выступает как реальное условие самореализации ее потенциала. В этой связи вспоминаются слова А.И. Герцена о том, как порой неказисто пытаются проявить «рыцарские чувства чести и личного достоинства» русские аристократы плебейского происхождения. В наше время подобных примеров тоже предостаточно. Что еще раз подтверждает существование разрыва между избранной моделью поведения и личными возможностями ее реализации».

Справедливость этих выводов подтверждают многочисленные опросы общественного  мнения, выполненные за последние  годы в нашей стране. На вопрос о том, какие качества руководителя больше всего ценят рабочие, получены следующие ответы: справедливость, честность, порядочность - 76% опрошенных; понимание жизненных проблем рабочих, внимательность, доброта, человечность - 25%; знание техники, умение организовать работу, деловитость, компетентность - 24%; требовательность - 4%. Многим начальникам следует задуматься над приоритетами обязательных качеств хорошего руководителя, тем более что сами руководители формируют иную шкалу приоритетов, ставя на первое место профессиональные и деловые качества, а личные, человеческие качества двигают на второй план. По мере возвышения начальника по служебной лестнице уменьшается критика в свой адрес и растет в адрес подчиненных, индивидуальные особенности сотрудников начинают интересовать высокого начальника все меньше. .[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

  1. Женщина начальник?

Почему – то принято считать, что женщина не способна быть лидером?! Так в 1996 Д. Виткин издает “Правда о женщинах” (женщина – плохой начальник – это миф, придуманный мужчинами).

Считается, что...

- Женщины  слишком  мягки,  нежны  и  заботливы,  чтобы  быть  хорошими начальниками.

- Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой".

- Женщина  не  может  одновременно  заботиться  о  семье  и  руководить

 коллективом.

  - Став матерью, женщина готова уйти с работы.

- Женщины больше, чем мужчины, пользуются больничными и отпусками.

- Женщины  работают  ради  "кое-каких"   денег   -   настоящие   деньги зарабатывают мужья.

- Женщины на самом деле не хотят становиться начальниками -  они  боятся

ответственности.

- Женщины не могут быть хорошими игроками в команде, и потому мужчины не принимают их в свои игры.

- Женщины не лояльны.

 Правда же состоит в том,  что женщины-руководители  имеют  более  высокий  рейтинг  по  сравнению  с женщинами – исполнителями.

      Мужчины-рабочие  уважают женщин-начальников даже  больше  и  ставят  их выше начальников-мужчин.  Женщины хорошо  выполняют  свою  работу.  Исследование  показало,  что женщины-руководители повсеместно  проявляют  себя  личностями  яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и  способными  работать  много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе,  им  не требуется внешний контроль.

Женщины могут играть в команде. Женщины-руководители  примерно  на  5% более,   чем   руководители-мужчины,   склонны   выслушивать    мнение подчиненных - согласно опросу ERIQ,  проведенному  в  1998  году.  Что касается  лояльности  по  отношению  к  подчиненным,   то   результаты исследований показали, что  29%  женщин  и  22%  мужчин  считают,  что  женщины-начальники более лояльны к своим подчиненным.  (60%  женщин  и 59% мужчин считают, что руководители обоих полов в этом равны).

Женщины способны управиться и  с  семьей,  и  с  работой.  Подавляющее  большинство - 94% из 100 работающих матерей, у которых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются с обеими работами.  Как  это им удается?  39%  считают,  что  они  являются  очень  организованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологи  согласны  с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинами труд, работа для них важна сама по себе, просто для  самоуважения.  Насамом  деле,  работающая  женщина с детьми  менее подвержена  риску депрессии, чем неработающая.

Таким образом, мы видим, что и мужчина  и женщина способны достаточно хорошо справляться со своими обязанностями. Важным фактором лидерства является то, что он прекрасно чувствует  и понимает психологические особенности  партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных  контактах. Убеждая других, он проявляет  завидную гибкость и умение идти на компромисс. .[9]

 

 

 

 

 

Заключение

  И так, попробуем   обобщить   те  черты,  которые   характеризуют   современного руководителя.

Прежде  всего, это  глубокое   осознание   равноправия,  равенства  своих возможностей   и   способностей   к   участию   во   всех    сферах   жизни общества. Также нужно сказать несколько слов о личном имидже  руководителя.

Его  составляют  обстановка   кабинета,   одежда,   внешность,   поведение, аккуратность, вкус и т.п. Всё это в определённом  роде  представляют  собой символы,  которые  должны  соответствовать  делам  и  положению  фирмы.   В служебных помещениях лучше  подчёркивать  равенство,  например  в  приёмной стулья располагать в ряд, а не друг напротив друга,  не  увешивать кабинет фотографиями начальства и наградами.

   Чтобы точно оценить ситуацию,  руководитель  должен  хорошо  представлять способности подчинённых и свои собственные,  природу  задачи,  потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений. В отношениях руководителя с подчиненными главную  роль играет  сам  руководитель.  Он   должен   уметь   создавать   благоприятную обстановку, располагающую к  взаимопониманию.  Беседы  помогают  установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для  руководителя  в  любой обстановке. Она  также повышает деловые качества как руководителя,  так и подчиненных.  Беседы  являются  испытанным  методом   обмена   информацией, необходимой  для  работы,  и  к  тому  же  самым   простым,   доступным   и результативным из всех известных методов. Знание и практическое  применение лучших технических приемов проведения бесед помогают  организовать  дружный коллектив и его слаженную работу.

 

 

Список литературы

  1. И.Кузьмин Психотехнология и эффективный менеджмент,1995
  2. П.Друкер Эффективный управляющий,2002
  3. И.Мраченко Какой руководитель нам нужен?,1993  
  4. Н.Чуприкова Правила деловых отношений,2001 
  5. http://www.knigge.ru/tipi_rukovoditelei.html
  6. А.Хилл Закон успеха,2002 
  7. Д.Карнеги Основные методы обращения с людьми,2001
  8. В.Веснин Практический менеджмент персонала,1998
  9. Д.Виткин Правда о женщинах,1996

Информация о работе Деловые качества руководителя