– определение стимулов и форм
ответственности за выполнение должностных
функций и демократических процедур их
применения; формирование критериев рациональности
и социальной эффективности государственной
гражданской службы; организация деятельности
кадровых служб;
– организация системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации государственных
служащих, анализ программ обучения и
качества обучения выпускников, оценка
взаимосвязей органов власти с учебными
заведениями;
– определение порядка подбора, конкурсного
отбора и аттестации, перемещения, продвижения,
профессионального развития, оценки стимулирования
и ответственности государственных служащих;
– организация и координация научных
исследований в области кадровой политики
и работы органов власти;
– мониторинг и создание современной
информационной сети;
– статистический учет и анализ кадров
по категориям и должностям.
Приоритетными направлениями государственной
кадровой политики сегодня являются:–
повышение престижа государственной гражданской
службы, решение вопросов социальной защищенности
кадров;
– формирование кадрового потенциала
и резерва с учетом существующих государственных
должностей и перспектив развития государственных
органов, а так же образовательных и возрастных
изменений в составе кадров;
– формирование и развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров;
– переподготовка и повышение квалификации
лиц, впервые принятых на госслужбу, и
их профессиональная адаптация на соответствующих
государственных должностях.
Глава 2. Совершенствование государственной
кадровой политики на примере Аппарата
Совета Безопасности Администрации Президента
РФ
2.1. Общая характеристика деятельности
Аппарата Совета Безопасности Российской
Федерации
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается
Администрацией Президента Российской
Федерации. Организационно-техническое
и информационное обеспечение деятельности
Совета Безопасности осуществляет аппарат
Совета Безопасности.
Аппарат Совета Безопасности возглавляет
Секретарь Совета Безопасности, который
назначается на должность и освобождается
от должности Президентом Российской
Федерации. Секретарь Совета Безопасности
имеет заместителей и помощников, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности
Президентом Российской Федерации по
представлению Секретаря Совета Безопасности.
Структурно аппарат Совета Безопасности
состоит из департаментов, которые курируют
референты аппарата Совета Безопасности.
Из числа сотрудников аппарата по решению
Секретаря Совета Безопасности назначаются
секретари межведомственных комиссий
Совета Безопасности, секретарь научного
совета и секретари секций научного совета.
Основными задачами аппарата Совета Безопасности
являются:
- информационно-аналитическое обеспечение
деятельности Президента Российской Федерации
и Совета Безопасности по вопросам обеспечения
защиты жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних
и внешних угроз (далее - обеспечение национальной
безопасности), оценка этих угроз, выявление
их источников, а также подготовка аналитических
материалов по указанным вопросам, прогнозов
изменения внутренних и внешних условий
и факторов, влияющих на обеспечение национальной
безопасности;
- обеспечение деятельности
Совета Безопасности по разработке
стратегии развития Российской
Федерации и обеспечения национальной
безопасности, включая критерии
и показатели национальной безопасности,
по организации подготовки государственных
программ обеспечения национальной
безопасности и осуществлению
контроля за реализацией этих
программ;
- подготовка предложений
по вопросам обеспечения национальной
безопасности, а также по вопросам
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, связанной
с реализацией федеральных программ
обеспечения национальной безопасности
и решений Совета Безопасности;
- разработка методологии
стратегического планирования развития
Российской Федерации с учетом
задач обеспечения национальной
безопасности;
- обеспечение деятельности
по осуществлению контроля за
реализацией федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации решений
Совета Безопасности;
- подготовка предложений
по совершенствованию государственной
политики в области военно-технического
сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами;
- организационно-техническое
и информационное обеспечение
деятельности Совета Безопасности.
В рамках реализации вышеуказанных
задач аппарат Совета Безопасности обеспечивает:
- Разработку проектов планов
работы Совета Безопасности и подготовку
заседаний Совета
- Безопасности и материалов к ним;
- Подготовку оперативных совещаний
и совещаний по стратегическому планированию;
- Подготовку доклада Президенту
Российской Федерации о состоянии национальной
безопасности и мерах по ее укреплению;
- Подготовку документов по вопросам
стратегии развития Российской Федерации
и обеспечения национальной безопасности;
- Деятельность межведомственных
комиссий и научного совета при Совете
Безопасности, разработку проектов планов их работы.
Сегодня в Аппарате Совета Безопасности
Работает 174 человека. Кадровый состав сформирован:
1)По качественному составу (рис. 2.1):
Качественный состав Аппарата
Совета Безопасности РФ (рис. 2.1)
2) По возрастным группам (рис.
2.2):
Возрастной состав
Аппарата Совета Безопасности
РФ (рис. 2.2)
3) По уровню образования (рис.
2.3):
Уровень образования состава Аппарата
Совета Безопасности (рис. 2.3)
4) По профессиональной категории
(рис. 2.4):
Состав Аппарата Совета Безопасности
по профессиональной категории (рис.2.4)
Проанализировав все диаграммы ,мы можем
сделать вывод, что состав работников
в возрасте от 41 до 50 лет преобладает. Я
считаю, что эта возрастная категория
является наиболее опытной и надежной
в своей профессиональной сфере. А профессионально-квалификационный
уровень работников Аппарата является
достаточно высоким, позволяющим решать
поставленные задачи.
2.2. Оценка эффективности кадровой политики
Аппарата Совета Безопасности РФ
Основной задачей руководителя государственной
администрации, стремящегося к достижению
высоких показателей эффективности ее
деятельности, является организация оптимальной
системы управления администрацией, в
соответствии с современными достижениями
науки и практики. Для этого, прежде всего,
необходимо правильно организовать реализацию
основных управленческих функций – целеполагания,
прогнозирования (на основе административного
маркетинга и системного анализа), планирования,
организации, мотивации, регулирования,
учета, контроля и оценки эффективности
деятельности.
Любой управленческий
процесс начинается с осуществления функции
целеполагания, т. е. с определения миссии,
целей и задач организации.
В аппарате государственной администрации
функция целеполагания имеет специфические
особенности, которые заключаются в том,
что миссия и цели деятельности аппарата
государственной администрации, в том
числе и Аппарата Совета Безопасности
РФ, определяются в нормативно-правовых
актах, характеризующих его правовой статус.
Далее задачи конкретизируются
в виде локальных (групповых) задач в положениях
о подразделениях Аппарата и в виде специфических
(индивидуальных) целей - в должностных
инструкциях сотрудников этих подразделений.
Сотрудники, в свою очередь, уже самостоятельно
ставят пред собой цели еще более низкого
уровня, операционные цели, направленные
на исполнение их должностных обязанностей.
Роль связующего звена между
функциями целеполагания и планирования
играет прогнозирование.
Основными объектами
прогнозирования в любой организации
являются, прежде всего, внешняя среда,
и, конечно, внутренняя среда организации.
Внешняя среда Аппарата Совета Безопасности
РФ образуется отдельными людьми, их группами
или учреждениями, предоставляющими ей
ресурсы, влияющие на принятие решения
внутри администрации, или являющиеся
потребителями результатов ее деятельности,
а именно, государственными органами федерального,
регионального, местного и международного
уровня. Внутреннюю среду составляют ее
цели, задачи, организационная структура,
технологии, персонал.
Что касается осуществления
планирования в Аппарата Совета Безопасности
РФ, то для него характерно планирование
следующих видов:
- по степени обобщенности:
- определение миссии, целей, задач;
- применение определенных методов, процедур, правил;
- составление годового бюджета
организации;
- по форме:
- письменные;
- компьютерные;
- по направленности
- неформализованное планирование
взаимодействий с внешней средой;
- внутриорганизационное планирование;
- по степени охвата деятельности
организации распространено локальное
планирование;
- по основанию составления планов первичное;
- по иерархическому уровню:
- планирование деятельности руководства высшего, среднего и низшего уровня управления,
- неформализованное индивидуальное
планирование исполнителями своей работы.
Планирование своей работы
исполнителями строится на основе нормативно
утвержденных процедур выполнения задач,
стоящих перед их подразделением, заданий,
получаемых в процессе «оперативок», проводимых
руководителем подразделения либо руководителем
соответствующего отдела, а также на основе
информации, исходящей от иных лиц, с которыми
сотрудник взаимодействует в процессе
исполнения своих должностных обязанностей.
Среди работ, связанных с составлением
графиков, руководителям среднего звена
чаще всего приходится планировать текущую
работу. Здесь крайние сроки или стадии
работы нередко повторяются с ежедневной,
еженедельной или ежемесячной периодичностью
и нередко уже установлены определенными
нормативными актами. Кроме того, составление
графиков текущей работы связано с такими
факторами, как отпуска, нерабочие, праздничные
дни и т. п. Чаще всего составляется календарный
график работ, календарный график отпусков,
которые руководителю подразделения позволяют
следить за своевременным исполнением
всех этапов работ, одновременно поддерживая
число сотрудников, необходимое для выполнения
работы, особенно в период отпусков.
В соответствии с первым значением
организации как организационного проектирования
в отношении Аппарата Совета Безопасности
РФ можно заметить следующее:
- Задачи подразделений Аппарата
Совета Безопасности РФ отвечают целям
и задачам деятельности Аппарата, его
компетенции. Таким образом, в Аппарате
Совета Безопасности РФ осуществлена
дифференциация на подразделения в соответствии
с его миссией, целями, задачами и внешним
окружением.
- Функциональное разделение
и последующая «соорганизация» основных видов работ между
служащими осуществляется в соответствии
с положениями о структурных подразделениях
и должностными инструкциями их сотрудников.
- Формальная координация осуществляется
на различные рода совещаниях с участием
руководителей подразделений, и, прежде
всего, на еженедельных, так называемых,
рабочих совещаниях с руководителем Аппарата
Совета Безопасности РФ.
- Неформальная, горизонтальная
координация работ в Аппарате Совета Безопасности
РФ также имеет место и осуществляется
посредством делового общения руководителей
и исполнителей одного уровня управленческой
структуры, что говорит об их ответственности
и определенной самостоятельности в решении
оперативных задач.
В систему кадрового планирования
входит:
- Планирование потребности в
персонале;
- Планирование привлечения дополнительных
работников;
- Планирование адаптации и высвобождения
персонала;
- Планирование занятости персонала;
- Текущее планирование;
- Обучение и повышение квалификации
сотрудников;
- Планирование материальных
затрат.
Государственным служащим Аппарата
Совета Безопасности предоставляются
различные социальные гарантии, и в том
числе гарантируются условия работы, обеспечивающие
исполнение им должностных обязанностей.
К числу таких условий
относятся:
- размещение работников Аппарата
в соответствующем помещении;
- обеспечение мебелью, освещением,
отоплением, разнообразной оргтехникой;
- обеспечение безопасных и здоровых
условий труда, включая обязанность администрации
устранять вредные последствия факторов,
отрицательно влияющих на здоровье государственных
служащих (шум, излучение и др.).
Денежное содержание государственного
служащего, в том числе работников Аппарата,
состоит из должностного оклада, надбавок
к должностному окладу за особые условия
службы, выслугу лет, а также денежных
премий по результатам труда и материальной
помощи.