Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения весьма низкий, что предполагает необходимость создания эффективного государственного управления которое обеспечит максимальное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будет рассмотрен и исследован вопрос государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения весьма низкий, что предполагает необходимость создания эффективного государственного управления которое обеспечит максимальное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения.
Роль физической культуры и спорта для здоровья нации общепризнанна, развитию спорта и его инфраструктуры придавалось большое значение в бывшем СССР, признается это и современным российским государством. Признание государством значимости спорта для общества выражается в его расширенном финансировании, постоянном увеличении количества спортивных учреждений и сооружений.
В то же время нельзя не отметить
и то обстоятельство, что количество спортивных сооружений в нашей стране
в последние годы не только растет, а в
некоторых регионах даже сокращается.
Финансовые трудности переходного периода
наложили свой негативный отпечаток на
всю систему физкультурно-спортивных
отношений в России. Снижение эффективности
физкультурно-оздоровительного комплекса
страны, недостаточные ассигнования на
массовый спорт немедленно сказались
на таких основополагающих критериях
социально-экономической системы, как
продолжительность жизни, ухудшение основных
параметров здоровья нации, прямые и косвенные
потери в экономике и обществе
Объектом исследования является
процесс государственного управления
физической культурой и спортом .
Предметом исследования – основы, законы, модели управления физической культурой и спортом.
Целью работы является изучить теоретические основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
рассмотреть направления и особенности государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
Задачи:
2) Рассмотрение государственного
управления физической
3) Доказать важность государственной
политики в сфере физической культуры
и спорта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Физическая культура и спорт, как объекты государственной политики
Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Государственная политика в
области физической культуры и спорта
осуществляется в соответствии с принципами:
1) непрерывности и преемственности
физического воспитания различных возрастных
групп, граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
2)учета интересов всех граждан
при разработке и реализации федеральных
программ развития физической культуры
и спорта, признания ответственности граждан
за свое здоровье и физическое состояние;
3)признания самостоятельности
всех физкультурно-спортивных объединений,
равенства их прав на государственную
поддержку.
Государство поддерживает развитие
спорта в целях достижения высших спортивных
результатов и создает для этого благоприятные
условия посредством:
1) увеличения количества спортивных
школ всех видов и типов, училищ олимпийского
резерва, осуществляющих деятельность
по подготовке спортсменов высокого класса
и укрепления их материально-технической
базы;
2) строительства новых и модернизации
существующих баз и центров подготовки
сборных команд Российской Федерации
по различным видам спорта, а также учебных
зданий, физкультурно-оздоровительных,
спортивных и спортивно-технических сооружений
образовательных учреждений среднего
профессионального, высшего профессионального
образования в целях улучшения условий
профессиональной подготовки и повышения
квалификации работников физической культуры
и спорта;
3) стимулирования деятельности
физкультурно-спортивных организаций
по подготовке спортсменов высокого класса
и их участия в международных соревнованиях;
4) выделения ассигнований на
комплексные научные исследования по
проблемам развития спорта высших достижений;
5) поощрения меценатства и благотворительности.
1.2. Основные направления и форма поддержки физической культуры и спорта в Российской Федерации
«Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта1».
Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям.
Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
- развитие инфраструктуры
для занятий массовым спортом
в образовательных учреждениях
и по месту жительства, расширение
количества спортивных
- развитие системы
- осуществление комплекса
мер по материально-
- разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
- нормативно-правовое
- реализация информационной
политики в целях повышения
интереса граждан к занятиям
физической культурой и
- развитие системы проведения
массовых физкультурных и
Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:
- модернизация системы
подготовки спортивного
- развитие инфраструктуры
спортивных центров по
- обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;
- обновление структуры
сети образовательных
- совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;
- формирование механизмов
обеспечения социальных
Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране стало проведение в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.
Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
- увеличение за 2007-2015 годы
доли граждан, систематически занимающихся
физической культурой и
- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2012 году - на 26%, в 2020 году - на 48%;
- увеличение доли граждан,
занимающихся в
- увеличение к 2015 году
количества физкультурно-
Реализация этих стратегических задач положительно скажется на улучшении здоровья россиян, демографической ситуации, повышении производительности труда и воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к защите Отечества, а также на улучшении в целом качества жизни и благосостоянии населения России3.
14 октября 2008 года Президентом
РФ поручено Правительству РФ
разработать и утвердить
- создание новой национальной
системы физкультурно-
- выработку комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- модернизацию системы
физического воспитания в
- разработку и внедрение
инновационных технологий
- усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
- совершенствование
- определение системы
мер по организации работы
с болельщиками и их
Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на указанном заседании, «необходимо иметь четкую и выверенную стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года. Ее основная цель - создать условия для того, чтобы спортом у нас занималась практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80% детей. Работа над такой стратегией должна быть открытой, это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру».
Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что развитие физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности нации и гордостью государства.
Государство обеспечивает развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации, поддерживает физкультурное
(физкультурно-спортивное) и олимпийское
движение России, обеспечивая:
1) ежегодное финансирование
мероприятий в области физической культуры
и спорта, в том числе мероприятий по подготовке
к участию спортсменов в Олимпийских играх,
других международных спортивных соревнованиях
и участию в них, за счет средств федерального
бюджета;
2) создание условий для использования
физкультурно-спортивными организациями
и предприятиями спортивной промышленности
государственных финансовых, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских
и технических разработок и технологий;
3) содержание физкультурно-оздоровительных,
спортивных и спортивно-технических сооружений,
находящихся в собственности Российской
Федерации;
4) создание условий для строительства
и содержания спортивных сооружений по
месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных
сооружений в каждом муниципальном образовании
и оказание на основе таких сооружений
физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг;
5) создание условий для увеличения
количества детско-юношеских спортивных
школ всех видов и типов, клубов по месту
жительства граждан, детских и молодежных
спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных
диспансеров и укрепление их материально-технической
базы;
6) создание условий для широкого
использования средств физической культуры
и спорта в целях укрепления здоровья
матери и ребенка;
7) организацию физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых мероприятий для
девушек и женщин с учетом специфики их
деятельности и соответствующих научно-методических
рекомендаций;
8) организацию обязательной
сертификации спортивных изделий и техники
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
9) поддержку внешнеэкономических
связей физкультурно-спортивных организаций.
Информация о работе Государственной политики в сфере физической культуры и спорта