Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что уровень физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения весьма низкий, что предполагает необходимость создания эффективного государственного управления которое обеспечит максимальное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Основным законом, регулирующим
правовые основы физической культуры
и спорта в России является Федеральный
закон «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. №
80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003
г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).
Данный Федеральный закон устанавливает
правовые, организационные, экономические
и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных
организаций, определяет принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта в Российской Федерации и олимпийского
движения России, создает условия для
развития массовых и индивидуальных форм
физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы в учреждениях, на предприятиях,
в организациях независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, с детьми дошкольного
возраста и с обучающимися в образовательных
учреждениях, работниками организаций,
в том числе работниками агропромышленного
комплекса, инвалидами, пенсионерами и
другими категориями населения.
Федеральный закон рассматривает
физическую культуру и спорт как одно
из средств профилактики заболеваний,
укрепления здоровья, поддержания высокой
работоспособности человека, воспитания
патриотизма граждан, подготовки их к
защите Родины, развития и укрепления
дружбы между народами и гарантирует права
граждан на равный доступ к занятиям физическими
упражнениями и спортом.
Все
более возрастающую роль в управлении
отдельными сферами социальной жизни
общества начинает играть деятельность
государства. Растущее влияние государства
в сфере физической культуры и спорта
находит свое отражение не только в количественном
росте государственных расходов, но и
в возрастании его присутствия в сфере
правового регулирования различных общественных
отношений по реализации конституционных
прав граждан на занятия.
Пропаганда физической культуры и спорта
Государство обеспечивает пропаганду
физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного
движения и олимпийского движения России
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Средства массовой информации
предусматривают регулярные передачи,
специальные рубрики, организуют вещание
и публикацию системных материалов образовательно-
Не допускается пропаганда в спорте
культа жестокости и насилия, унижения
человеческого достоинства, использования
запрещенных нормативными актами стимуляторов,
наносящих вред здоровью человека; запрещается
реклама алкогольных напитков и табачных
изделий во время трансляции по каналам
телевидения и радиовещания физкультурно-оздоровительных
и спортивных программ.
Государственные службы по телевидению
и радиовещанию в соответствии с Федеральным
законом "О средствах массовой информации",
Федеральным законом "О государственной
поддержке средств массовой информации
и книгоиздания в Российской Федерации"
предусматривают трансляцию спортивных
программ, телевизионные компании и радиокомпании
иных форм способствуют трансляции спортивных
программ, в том числе:
1) организуют ежедневные передачи оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика),
2) обеспечивают высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, компьютерных игр и других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, дающих необходимые знания в данной области, формирующих потребность граждан в активном здоровом образе жизни;
В тесном взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России, федерациями по различным видам спорта, советами физкультурно-спортивных объединений организуют регулярные репортажи по каналам теле- и радиовещания о спортивных соревнованиях по наиболее популярным видам спорта, проводят подготовку других спортивных программ, координируют деятельность спортивных редакций различных телевизионных компаний. При этом в целях обеспечения конституционного права граждан на отдых, наибольшего охвата зрительской аудитории, экономии бюджетных средств совместно с указанными организациями устанавливают порядок освещения наиболее интересных престижных соревнований, прежде всего на доступных государственных каналах теле- и радиовещания.
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Основные показатели развития физической культуры и спорта в Свердловской области
Свердловская область по основным показателям развития физической культуры и спорта является одной из ведущих областей Российской Федерации. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Свердловской области продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на всероссийском и международном уровнях.
На территории Свердловской области в 2012 году было организовано 7599 физкультурных и спортивных мероприятий среди различных возрастных групп и категорий граждан. С привлечением средств областного бюджета проведено 653 соревнования, в том числе 428 областного, 341 российского и 14 международного уровней.
Среди самых массовых мероприятий 2012 года: «Кросс Наций-2012» (более 533 тыс. участников), Всероссийские массовые соревнования по уличному баскетболу «Оранжевый мяч - 2012» (участвовали 13212 спортсменов), областные соревнования «Футбольная страна» (более 109 тыс. любителей этого вида спорта).
Традиционно в городах Свердловской области прошли игры по хоккею среди детских и юношеских команд («Золотая шайба») и футболу «Кожаный мяч». В соревнованиях приняли участие 2170 юных хоккеистов из 29 команд и 1310 юных футболистов из 85 команд.
Более 400 учащихся общеобразовательных учреждений Свердловской области в 2012 году приняли участие в финальных стартах областных соревнований по многоборью комплекса «Готов к труду и обороне» на приз Губернатора Свердловской области.
Всего в 2012 году в спортивных мероприятиях, состоявшихся на территории Свердловской области, приняли участие около 1400 тыс. человек.
В 2013 году в декаде лыжного спорта всероссийских соревнований «Лыжня России-2013» приняли участие свыше 499 тыс. уральцев, в 77-й традиционной легкоатлетической эстафете «Весна Победы» - 4000 спортсменов в составе 180 команд из 5 муниципальных образований в Свердловской области. Более 11 тыс. свердловчан вышли 18 и 19 мая на старт самого популярного туристского мероприятия – юбилейной 30-й «Майской прогулки».
Помимо традиционных спортивных мероприятий в Свердловской области второй раз в 5 муниципальных образованиях были проведены массовые соревнования «Лед надежды нашей», в которых приняли участие 4151 детей и подростков.
Ежегодно растет количество учреждений и организаций, осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность в Свердловской области.
С 2011 года продолжается реформирование учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта. Специализированным детско-юношеским спортивным школам олимпийского резерва предстоит стать кузницей спортсменов высокого класса. За детско-юношескими спортивными школами сохранится функция массового организатора квалифицированных физкультурно-спортивных занятий для детей и подростков.
На 01 января 2013 года на территории Свердловской области функционируют 146 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности обучаются 99533 человека (детей и подростков).
Открыты 3 спортивные школы в городе Нижний Тагил, городском округе Сухой Лог и Тугулымском городском округе.
Наблюдается устойчивый рост числа занимающихся физической культурой и спортом в клубах по месту жительства. На 01 января 2013 года зарегистрировано 59631 человек, что составляет 101,7 процента к аналогичному периоду 2011 года.
Вовлечение людей с ограниченными возможностями в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Свердловской области организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются государственное бюджетное учреждение «Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области «Родник», органы управления физической культурой и спортом, отделы (управления) по социальной политике администраций городов и районов, районные и городские клубы инвалидов, районные организации Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих.
В 2012 году Центром Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области «Родник» проведены 32 физкультурных и спортивных мероприятия, в том числе 12 среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, 12 среди инвалидов по слуху, 8 среди инвалидов по зрению.
Успешно развивается спорт высших достижений среди людей с ограниченными возможностями. Спортсмены-инвалиды Свердловской области в течение 2012 года приняли участие в 115 мероприятиях всероссийского и международного уровней по различным видам спорта. Из 1478 медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области в 2012 году на чемпионатах мира, Европы и России, 447 медалей различного достоинства принадлежат спортсменам-инвалидам.
Физкультурно-массовой работой в 2012 году
были охвачены
Большую роль в укреплении физической подготовки учащейся молодежи, организации и проведении физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий, пропаганде физической культуры и спорта играют спортивные клубы высших и средних профессиональных учебных заведений. Лидирующие позиции в организации этого направления занимают спортивные клубы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральской горно-геологической академии, Уральского государственного педагогического университета.
Спортивный клуб Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина является одной из крупнейших спортивных организаций в Свердловской области. В клубе активно развиваются такие виды спорта, как легкая атлетика, скалолазание, баскетбол, различные виды единоборств, гандбол, мини-футбол. Студенты университета входят в состав сборных команд России по 15 видам спорта.
Среди учреждений среднего профессионального образования проведена спартакиада по 9 видам спорта с участием 27 команд (2350 студентов).
Муниципальным учреждением города Екатеринбурга «Спортивно-туристский клуб» проведен 9-й межвузовский студенческий туристский фестиваль «Уральская гряда», в котором приняли участие более 500 человек.
Студенты высших и среднеспециальных учебных заведений области, не имеющих собственных спортивных баз, занимаются в городских секциях и на спортсооружениях производственных предприятий, участвуют в областных и городских соревнованиях.
Проблемами развития студенческого спорта являются слабая обеспеченность спортивным инвентарем и отсутствие у многих учебных заведений собственной спортивной базы.
Свердловская область на протяжении десятков лет является командообразующим регионом в Российской Федерации. В составы сборных команд России по зимним и летним олимпийским и паралимпийским видам спорта входят 445 спортсменов Свердловской области.
В соответствии с данными государственной
статистической отчетности за 2012 год на
территории Свердловской области функционируют
Единовременная пропускная
способность спортивных сооружений Свердловской
области составляет 26,3 процента от нормативного
значения, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации
Информация о работе Государственной политики в сфере физической культуры и спорта