Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 05:09, реферат
В настоящее время для эффективной деятельности организации необходимо выявить механизмы, влияющие на работу людей, их взаимоотношения друг с другом и руководством. Своевременные и правильные действия помогут избежать отрицательные воздействия подчиненных и их руководителей. Поэтому изучение мотивов подчинения и групповой динамики в организации, является очень актуальной темой.
Введение
Групповая динамика в организации ……………………………………..
1.1 Понятие, типы групп и их структура…………………………………..
1.2. Общие характеристики и факторы, влияющие на создание
групп ………………………………………………………………….…….
1.3. Групповая динамика в организации ………………..........................
Влияние и подчинение в группе ……. …………………………………...
Эффекты сотрудничества и конкуренции в организации ……………....
Заключение …………………………………………………………………........
Перечень использованных источников ………………………
Рис. 2 Факторы и результаты сплоченности группы.
Сплоченность определяется степенью, в которой члены группы поддержи-вают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремясь к пребыванию в рядах коллектива. Чем выше сплоченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе, выше ее привлекательность для них и единство всех членов.
Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами являются: стремление к достижению целей, потребность в усилии власти, обеспечение безопасности, обеспечение самоуважения, потребность в общении, получение определенного статуса.
Объединяясь в группы,
люди обычно удовлетворяют не
одну, а несколько насущных
Рис. 3 Факторы, определяющие группы.
1.3. Групповая динамика в организации.
Стадии развития группы.
Группы в своем
развитии проходят через
Характерные особенности каждой стадии развития групп.
Таблица 2
Стадии развития групп |
Характерные особенности |
Начальная стадия формирования |
Характеризуется неопределенностью структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы |
Внутригрупповой конфликт (БУРЛЕНИЕ) |
Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После завершения этой стадии становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере) |
Обеспечение сплоченности членов группы (нормирование) |
Отношение между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе |
Стадия наивысшей работоспособности и производительности (выполнение работ) |
Группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. |
Заключительная стадия (расформирование) |
Для временных групп (например, групп, созданных на время осуществления конкретных задач) выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы, тем чаще члены группы начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы ы этот период может заметно снизиться |
Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, имеющих место в реальной жизни: иногда бывает трудно определить одну стадию развития от другой; Иногда несколько стадий проходят одновременно; иногда возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной).
На каждом из этапов развития группы людям поручают выполнение определенных функций, и они играют свои индивидуальные роли, а также следуют определенным групповым нормам поведения.
Функции в данном
случае как заданная
За каждым членом
группы обычно закрепляются
В ряде случаев
эти роли могут оказаться
Множество проблем может возникнуть при распределении ролей. Неправильное распределение порождает проблемы, связанные, например, с дублированием работ, если одно и то же задание поручают двум разным людям, и ведет к замедлению прогресса группы, снижает ее эффективность.
Когда группа распределяет индивидуальные задания, некоторые ее члены стремятся взять на себя наиболее, по их мнению, привлекательные из них. Остальным могут достаться непривлекательные или более трудные задания. Одни хотят получить работу полегче, а другие преследуют цель познать что-то новое, повысить свою квалификацию. На рис. 4 отображены сложности, возникающие при распределении ролей, если в группе учитываются пожелания и способности ее членов.
Способность выполнить задание | |||
НИЗКАЯ |
ВЫСОКАЯ | ||
желание выполить задание |
ВЫСОКОЕ |
Член группы хочет изучить новое
задание. Существует риск неправильного
исполнения и неудачи. |
Проблемы здеь нет. |
НИЗКОЕ |
Проблемы здесь нет. Постарайтесь не давать задания данному члену группы. Если в этом случае задание не может быть выполено, попросите помощь со стороны или направьте человека на обучение |
Нет желания выполнять задание.
Это моэет привести к срыву работы всей
группы. |
Рис. 4 Дилеммы и техника распределение ролей.
За короткий период
времени вряд ли удастся
Для того чтобы
трудиться, все группы вырабатывают
определенные нормы поведения, т.е.
принятые образцы поведения
Первая совокупность
норм касается непосредственно
выполнения работы и ее
Вторая совокупность – нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. В одних группах все ее члены имеют одинаковый доступ к компьютерам и другому офисному оборудованию, в других этот доступ зависит от продолжительности работы сотрудника в данном коллективе и занимаемого им положения.
Третья совокупность
норм касается внешних
Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые игнорируют нормы и правила существующие в ней.
Часто несогласие и отклонение от групповых норм приводит к неприятию человека или плохому к нему отношению. Это может происходить по трем причинам:
1. Когда групповой
консенсус является
2. Когда несогласие
с абсолютным большинством
3. Когда открытое
несогласие с большинством
2. Влияние и подчинение в группе.
Процесс влияния группы
на индивида является одним
из самых изучаемых в социальны
Влияние – это
процесс, при котором поведение
или характеристики одних
Источники влияния
Мотивы
Рис. 5 Факторы, определяющие влияние, повиновение, подчинение.
Подчинение – это
изменение поведение в
Выделяются три разновидности подчинения: согласие, солидарность и сопричастность.
Согласие (уступчивость) присутствует, когда люди подчиняются, несмотря на свои собственные взгляды и предпочтения. Причины такого поведения различны. Так высокая награда или наказания могут заставить людей забыть на время о своих ценностях и убеждениях.. Если кто-то поступает так, реакция окружающих может варьироваться от сочувствия до презрения. Довольно легко понять и простить менеджера, который подчиняется странным приказам своего начальника. Но нелегко простить продавца за обман покупателя с целью собственной наживы. Согласие – это наименее привлекательный вид подчинения, которое придает ему негативное значение, даже когда оно может быть оправдано или понятно.
Солидарность представляет собой подчинение, основанное на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия. В этом случае подчинение может быть мотивировано желанием завоевать расположение других либо попыткой, подражать и следовать их поведению. Солидарность более добровольна, чем согласие, однако ее корни лежат в ценностях и стремлениях конкретного человека. Люди более уязвимы, когда они солидарны с кем-либо, так как зависимость может проявляться бессознательно.
Сопричастность проявляется,
когда люди исполняют просьбы
или приказы других, потому что
они соответствуют их собственн
3. Эффекты сотрудничества и конкуренции в организации.
Люди в группе имеют
выбор: сотрудничать или
Неправильная система
поощрений также может