Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:46, реферат
В условиях бурно развивающейся рыночной экономики и усиления конкуренции между производителями однородного товара инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы: общая характеристика инноваций, сущность и структура инновационного процесса и роль инноваций.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Инновации, их экономическая сущность и значение………………4
2. Инновационный процесс как объект управления…………………..6
3. Классификация инноваций…………………………………………...9
4. Роль инноваций в развитии предприятия…………………………..11
Заключение………………………………………………………………13
Список используемых источников……………………………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
на тему:
Инновационная деятельность организации
Выполнила: |
студентка гр.ЗГМУ-11у |
Павлова И.П. | |
Проверил: |
К. э. н. доцент кафедры управления и права |
Моспанова Е.В. |
2011
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………..14
В условиях бурно развивающейся рыночной экономики и усиления конкуренции между производителями однородного товара инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы: общая характеристика инноваций, сущность и структура инновационного процесса и роль инноваций.
Предпринимательская деятельность является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.
Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.
Инновация - это
развивающийся комплексный
Инновации, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование и инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.
Инновационная
деятельность - это деятельность, направлена
на использование и
Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:
- состояние
внешней среды (политическая и
экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной
борьбы, практика государственно-
- состояние
внутренней среды данной
- специфика
самого инновационного
Инновационные
процессы рассматриваются как процессы,
пронизывающие всю научно-
Инновационный
процесс обеспечивает внедрение научно-технического
результата и интеллектуального потенциала
для получения новой или улучшенной продукции
и максимальный прирост добавленной стоимости.
Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения. Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.
Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах. Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.
Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.
Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
Структура инновационного процесса
В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ существующего
положения (диагностика
4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование
и утверждение проекта
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка фактической эффективности инновации;
10) устаревание.
Контроль перехода
от одной операции инновационного процесса
к другой является действенным инструментом
управления процессом внедрения
инновации. Успешность внедрения инновации
в значительной мере определяется степенью
беспрепятственности прохождени
Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.
Для управления инновационной
деятельностью необходимо тщательное
изучение инноваций. Прежде всего, необходимо
уметь отличать инновации от несущественных
видоизменений в продуктах и
технологических процессах; незначительных
технических или внешних
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.
Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:
1. Распространенности (единичные и диффузные);
2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые);
3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения);
4. Охвата ожидаемой
доли рынка (локальные,
5. Инновационного потенциала
и степени новизны (
Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.