Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:38, контрольная работа
Стратегическое управление (менеджмент) позволяет вырабатывать управленческие решения не как ответную реакцию на текущие проблемы, а как реакцию на основе анализа и прогнозов. Это также позволяет не только реагировать на изменения внешней среды, но и воздействовать на нее.
Методологический принцип современного стратегического менеджмента заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему.
Введение………………………………………………………………..2
1. Интеграция…………………………………………………………3
2. Глобализация………………………………………………………7
3. Модель организации стратегического управления………….10
4. Направления изменений моделей управления……………….17
Заключение……………………………………………………….…..21
Список литературы……………………………………………….....22
Экономика
Глобализация оказывает большое влияние на экономику всех стран, носящее многоаспектный характер. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции в "физический" и человеческий капитал, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это, в конечном счете, отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности.
Для глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:
Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;
Растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;
Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря Интернету, тенденция к большей открытости предприятий;
Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;
Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;
Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание четких различий между информацией и рекламой;
Растущее расслоение по доходам, как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию.
Производство и потребление во многих странах решающим образом зависят от того, смогут ли они обеспечить импорт сырья и энергоносителей. Ряд стран для поддержания экономического роста остро нуждается в импорте капитала и потребительских товаров, а иногда и квалифицированной рабочей силы. Подобные международные взаимосвязи требуют активизации финансовых потоков и услуг, сети международных грузовых перевозок и коммуникаций.
Нужно отметить чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящие темпы роста мировой торговли. Эти капиталовложения играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, образовании глобальных предприятий, что оказывает непосредственное воздействие на национальную экономику.
В результате глобализации происходит рост торговли услугами, включая финансовые, юридические, управленческие, информационные и все виды "невидимых" услуг, которые превращаются в основной фактор международных торговых отношений.
Глобализация финансов самый сложный и наиболее продвинутый в плане интернационализации процесс, являющийся результатом углубления финансовых связей стран, либерализации цен и инвестиционных потоков, создания глобальных транснациональных финансовых групп. По темпам прироста, объем займов на международном рынке капитала в предшествующие 10-15 лет превысил на 60% объем внешней торговли и на 130% валовой мировой продукт. Увеличивается количество международных организаций-инвесторов.
Политика
В политике глобализация
заключается в ослабевании
Джозеф Ю. Стиглиц определяет современный период глобализации, как новую форму колониализма, производную от экспансионизма США, возникшего в годы холодной войны. Условия, навязываемые МВФ (“поставщиком ортодоксальной идеологии”) стране-клиенту и повышающие только вероятность возврата кредита, но не её экономический рост, превращают кредит в политический инструмент, подрывающий национальный суверенитет. Экономическая эффективность обусловленности не доказана, отмечает Стиглиц. Условия, в краткосрочной перспективе ослабляющие экономику страны, сомнительны и в долгосрочном плане. Вопрос о формировании и необходимости резервного фонда, с точки зрения Стиглица, также спорен, поскольку страна, контролируемая МВФ, не может тратить деньги на насущные проекты, и вынуждена держать средства в казначейских обязательствах США. Политический курс и программы, чтобы стать успешными, должны стать «собственностью стран», а не навязываться им, отмечает Стиглиц.
Культура
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира, широкое использование английского языка для международного общения, рост использования Интернета для получения информации и общения, распространение по всему миру американских фильмов, телепередач и программного обеспечения, а также рост международного туризма. Таким образом, глобализация в культуре тесно связана с американизацией.
Известно довольно много предложений относительно того, как должна выглядеть модель стратегического управления. Наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Дэвида (рис.1), Джона Л. Томпсона (рис.2). Несмотря на определенные отличия в их и подобных им подходах к моделированию стратегического управления, общего в них гораздо больше. Прежде всего, сразу можно отметить, что в любой модели выделяется три стадии процесса стратегического управления:
- стадия стратегическою
планирования (разработки стратегии,
стратегического анализа и
- стадия стратегической
организации или настройки
- стадия стратегического
контроля и регулирования (
На стадии стратегического планирования определяются стратегии корпорации путем установления ее миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ.
Рисунок 1 - Модель стратегического управления Дэвида
Рисунок 2 - Модель стратегического управления Томпсона
На стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов и внутрифирменных связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией. Здесь же проводятся необходимые организационные изменения в компании и вырабатываются политики каждого из ее структурных подразделений.
На мой взгляд модели, подобные тем, что предлагают Дэвид и Томпсон, имеют по меньшей мере два существенных недостатка. Во-первых, они не дают представления об истоках процесса стратегического управления, его исходной точке. Можно предположить, что такой точкой является миссия организации. Но тогда, если миссия заведомо установлена, она не должна подлежать корректировке. Во-вторых, подобные модели скрывают органическую взаимосвязь стратегического управления с тактическим и оперативным. Поэтому скрытой остается его роль в системе управления организацией.
Представляется целесообразным считать исходным пунктом процесса стратегического управления зарождение и формулирование бизнес-идеи. Бизнес-идея - это "душа" любой производственно-коммерческой деятельности. Не может быть "неодушевленного" бизнеса.
На основе бизнес-идеи появляются целевые установки организации, те результаты, которые она хотела бы получить в конце концов от своей деятельности.
Затем, исходя из оценки
позиций, на которых в данный момент находится
организация в стратегическом пространстве
своего бизнеса, а также своих целевых
установок, определяются ее стратегии.
На основе принятых стратегий разрабатывается
система целей, которые требуется достичь
по истечении определенного периода времени.
Эти цели заведомо будут хорошо сочетаться
с целевыми установками организации.
На основании поставленных целей разрабатываются
программы, проекты и вся система организационного
обеспечения производственно-коммерческой
деятельности.
В процессе выполнения намеченных действий контролируются и анализируются получаемые результаты и эффект, и при необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения (рис. 3).
Рисунок 3 - Модель стратегического управления Ефремова
Инструменты стратегического управления
К основным инструментам стратегического управления относятся:
- стратегический план;
- директивы;
- организационная структура авиакомпании;
- система управленческой документации.
Постановка целей - первый
шаг стратегического управления
Формулировка директив, а также мониторинг их исполнения дают воз-можность контролировать процесс достижения генеральной цели в рамках текущего года.
Цели и пути их достижения определяют организационную структуру компании, которая отражает распределение функций по структурным звеньям, обозначая их роль в достижении долгосрочных целей. Последние подвержены изменениям под влиянием внешних и внутренних факторов. Структурная реорганизация позволяет адаптировать компанию к изменившимся условиям и обеспечить достижение поставленных целей.
Любое управленческое решение
базируется на анализе ситуации и
оформляется в виде организационно-
Организация исполнения
принятого решения производится
через подготовку соответствующих
планов мероприятий, контроль его исполнения
обеспечивается через систему отчетности.
Технология управленческих бизнес-процессов
фиксируется в нормативно-
Таким образом, под системой
управленческой документации, обеспечи-вающей
подготовку и фиксацию управленческого
решения, а также организацию
и контроль его исполнения, мы будем
понимать перечень, форматы и организационно-време
Планово-отчетная документация является связующим звеном функций управления в авиакомпании. К системе стратегического управления отнесены следующие документы.
1. Планы системы стратегического управления:
- "дерево целей";
- корпоративная стратегия;
- функциональные стратегии;
- перечень директив на год;
- план мероприятий по реализации директив;
- финансово-экономическая модель бизнеса;
- перспективный план развития;
- стратегический план;
- план привлечения долгосрочных заемных средств и инвестиций;
- перечень бизенс-планов,
разработка которых
- бизнес-план;
- проект управленческого решения;
- управленческое решение;
- договор / соглашение;
- инвестиционный меморандум;
- план взаимодействия с реальными и потенциальными акционерами авиакомпании;
- проект документа.
2. Первичные отчеты
системы стратегического
- первичные отчеты
о состоянии внешней и внутренн
- отчет-справка об исполнении директив текущего года;
- перечень возможностей,
внешних угроз, сильных и
- информационные материалы
по запросу внешних
- перечень акционеров авиакомпании;
- структура акционерного капитала. Аналитические отчеты системы стратегического управления:
- отчет по результатам SWОТ-анализа ;
- отчет по результатам анализа внешних и внутренних факторов;
- анализ исполнения директив;
- экспертное заключение о качестве бизнес-плана;
- экспертное заключение о соответствии стратегическому плану;
- анализ потенциальных инвесторов;
- анализ рынка долгосрочных заемных средств;
- анализ рынка инвестиций;
- анализ эффективности инвестиций;