Инженерное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Инженерное творчество – это постановка и решение задач, которые связаны с проектированием, созданием, испытанием, доводкой, эксплуатацией, транспортировкой, утилизацией и ремонтом технических систем, их элементов, технологий и конструкционных материалов, отличающихся более высоким техническим уровнем и конкурентоспособностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
1 Инженерное творчество……………………………………………….……...4
2 Три составные части инженерного творчества……………………….…….6
3 Законы и закономерности развития техники……………………………….8
4 Принятие решений на основе системного подхода………………………..10
5 Методы направленного поиска решения инженерных задач……….……12
Список литературы …………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Инженерное творчество.docx.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение………………………………………………………………….………3

1 Инженерное творчество……………………………………………….……...4

2 Три составные части инженерного  творчества……………………….…….6

3 Законы и закономерности развития  техники……………………………….8

4 Принятие решений на основе  системного подхода………………………..10

5 Методы направленного поиска  решения инженерных задач……….……12

Список литературы …………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Наше общество связывает свои надежды с ожидаемыми переменами. В этих условиях недопустимо оставаться на позициях формализма и догматизма, которые в инженерной, особенно научной и учебной деятельности, нивелируют способности и оставляют в тени творческую индивидуальность личности.

         Мы считаем, что специалист, не имеющий основательной методологической подготовки, не может должным образом ориентироваться в непрерывно обновляющемся многообразии мира техники, даже в относительно узкой  "своей" специальной области, не говоря уже о межотраслевых задачах. Для полной деятельности совершенно не достаточно иметь даже очень хорошую, но относительно узкую подготовку. Необходимо сформировать свою мировоззренческую позицию, связанную с научным и инженерным творчеством в Вашей области деятельности.

         Существует много подходов к описанию процесса творчества. В одних описывается деятельность выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, предпринимателей, артистов и других творческих личностей. Рассказывается творческая лаборатория деятельности, но нет выхода на обобщения, позволяющие говорить об общей методологии творчества. Проблемы творчества не связываются с системным подходом и законами развития систем.

         В других подходах рассматриваются проблемы методологии творчества при изобретательстве и проектировании систем. Системный подход в них явно не используется,  входит как-то интуитивно и подменяется другими понятиями.

         В ряде работ по системному подходу не рассматриваются  законы развития и функционирования систем. Много работ посвящено методам принятия решений, но они не базируются на идеях системности и законах развития систем.  

       Есть ряд работ, посвященных методам создания новых технических решений. Но предлагаемая в них методология не содержит взаимосвязи системного подхода, законов развития систем и методов принятия решений. 

     Ряд работ посвящен анализу творческой деятельности, психологии творчества, влиянию человеческого фактора  на принятие решений, но без связи  с системным подходом, и закономерностями развития систем.

         Сегодня без ускорения научно-технического прогресса наше общество не решит своих экономических и социальных проблем. Особое внимание следует уделять анализу проблем на стыке разных наук - естественных, технических и общественных. Поэтому необходимо в общей взаимосвязи, на основе системного подхода овладение законами развития технических наук, эволюции антропогенного мира.

       Необходимо привлечь внимание к формированию мировоззренческих позиций инженеров, научных работников и преподавателей. Каждому из нас необходимо овладеть искусством системного подхода, использовать объективные законы и закономерности развития техники и на их основе принимать практические творческие решения.

 

1 Инженерное творчество

        Инженерное творчество – это постановка и решение задач, которые связаны с проектированием, созданием, испытанием, доводкой, эксплуатацией, транспортировкой, утилизацией и ремонтом технических систем, их элементов, технологий и конструкционных материалов, отличающихся более высоким техническим уровнем и конкурентоспособностью.

       Отметим, что к инженерному творчеству относят задачи технического творчества, которые ориентированы на создание новой продукции, задачи выбора и обоснования методов моделирования, а также испытания технического объекта. Основы инженерного творчества обязан знать любой инженер, который стремится создать какой-то новый уникальный продукт.

         Потребность в инженерном творчестве появляется в том случае, когда при проектировании традиционные известные решения, средства и способы не удовлетворяют потребностям, поэтому необходимо предложить либо изобрести какие-то новые решения.

        Зачастую результат инженерного творчества составляет предмет изобретения. Чтобы развить творческие способности и повысить результативность и эффективность инженерного творчества, специалисты рекомендуют использовать различные средства интенсификации технического творчества.

         Изготовление любых металлоконструкций можно по праву относить к художественно-инженерному процессу, поскольку эти изделия следует изготавливать не только надежными и безопасными, но также красивыми и гармоничными. При изготовлении металлоконструкций происходит настоящий акт творчества, основанный на инженерных знаниях. Как раз в этом случае новейшие технологии сочетаются с творчеством, гармонично дополняя друг друга.

         Творческий характер деятельности инженера проявляется прежде всего в том, что он сознательно формирует цель своей деятельности на основе осмысления технических  потребностей производства и общества  в  целом.  Его  деятельность является  целеполагающей. Творческий характер деятельности инженера проявляется на всех его уровнях: 1) изобретения– акт сознания, который оставляет позади себя старую действительность и творит новую; 2) инженерного  решения  – это решение практических технических проблем,  имеющее  творческий  характер,  реализуемое  не  только  в  определенных технических образцах, но и в масштабах общественного производства; 3) внедрения, когда опытный образец доводится до промышленного образца и серийного изделия через производственный эксперимент, связывающий науку с производством; 4) функционирования новой техники и технологии. Структурными элементами инженерного творчества являются: 1) отражение и осмысление техническойпотребности как проблемы технического прогресса; 2) вынашивание новой технической  идеи;  3)  разработка  идеальной  модели  технического  устройства;  4) конструирование – переход от идеальной модели к созданию нового техническогоустройства на основе математических и технических расчетов; 4) создание нового промышленного образца.

 

2 Три составные части  инженерного творчества

         В соответствии с предложенной концепцией тремя составными частями инженерного творчества являются системный подход - законы развития техники - методы принятия решений.

         Системный подход как методология изучения объекта состоит в том, что его недопустимо рассматривать без учета всей его полноты и сложности строения, целостности, взаимодействия и взаимообусловленности всех составляемых элементов между собой и со средой, из которой этот объект (система)  выделен. В сложности строения рождается новое качество, которое отсутствовало у элементов, ее составляющих. Сущность системного подхода и проста, и сложна. И ультрасовременная и древняя, как мир, ибо уходит корнями к истокам человеческой цивилизации.Законы развития техники должны быть основой и мощным ускорителем ее развития.

         Техника - это одно из проявлений творческой человеческой деятельности, то, что называют иногда второй природой (антропогенным миром), полагая  при этом первой природой естественный мир. Ни у кого нет желания пренебрегать объективными законами природы. А вот в антропогенном мире у людей, не ведающих о законах его развития, о характере их действия возникает соблазн «перескочить» через эти законы. В наших институтах пока, к сожалению, законы развития техники не изучаются.

         Методы принятия решений необходимы для поиска решений все более усложняющихся технических задач. Овладеть разнообразным инструментарием мыслительного процесса для интенсификации творческой деятельности   это настоятельная задача инженера ученого педагога. В целом речь идет о повышении общей культуры мышления, творчества в наши дни.

         Деятельность инженера, ученого педагога (учителя) должна опираться на творчество особенно в наше время. Недостаточно узкой специальной подготовки для полноценной научной и инженерной деятельности. Непрерывно обновляющееся многообразие мира техники неразрывная связь не только с естественными, но и социальными проблемами с межотраслевыми задачами требуют от специалиста основательной методологической подготовки, укрепления своих мировоззренческих позиции и совершенствования творческого арсенала.

3 Законы и закономерности  развития техники.

Фундаментальные основы инженерного искусства.

         Человек, овладевая природными и общественными условиями своего существования, создает свою – «вторую природу». Этот человеческий мир, базируясь на природе вместе с тем составляет ту великую «прибавку», которая исторически является самой молодой, но вместе с тем самой качественно сложной реальностью миро знания.

        Техника как часть антропогенного мира определяется как совокупность средств человеческой деятельности создаваемых в целях производства и обслуживания непосредственных потребностей общества.

       Проблема качественных различии мира «естественного» и искусственного» не нова. Однако в нашем сознании главным образом в силу несовершенства образования сложился стереотип такого убеждения, при котором «искусственному» миру как вторичному как бы предписывается исполнять только законы, действующие в «естественном» мире.

         Однако в эпоху НТР такие стереотипы не только не соответствуют фактическому положению в науке, но наносят ей непоправимый вред, ибо сама практика научного познания начинает требовать, чтобы закономерности знания об искусственном нашли свое адекватное отражение в научной картине мира и методологии.

        Одним из ярких проявлении тому служат высказывания крупного естествоиспытателя Герберта Саимона. Основные положения науки об искусственном по мнению Герберта Саимона сводятся к следующему: «Мир в котором мы живем в значительно большей мере является творением человеческих рук чем природы это гораздо более искусственный мир нежели естественный». Естественное выступает перед человеком, как непосредственно данное;  оно есть и изучается как таковое во всех его закономерностях. Искусственное же, прежде чем стать таковым, должно быть создано. Иными словами оно должно быть спроектировано и произведено.

         Между познанием человека направленным на естественный объект и познанием и деятельностью человека направленными на создание искусственных вещей есть существенное различие. Оно состоит в том, что если в первом случае в нем преобладает анализ, а во втором   синтез ».

        Сердцевина идеи Г. Саймона заключается в том, что необходимо разработать некую универсальную теорию конструирования или основы методологии создания искусственного. Он верит, что создание такой теории позволит исправить тот «флюс», который сейчас в нашем познании составляют естественно научные знания.

        Сейчас очевидным становится, что инженеру, чтобы строить конкретную действительность, исходя из потребностей общества, уже недостаточно только «всеобщей ориентации», он должен иметь под рукой «эффективные познавательные инструменты».

       Инженер, как правило, не добывает фундаментальных знаний «о природе вещей», но он добывает фундаментальные знания «о синтезе вещей». И вряд ли можно сказать, что эти исследования менее важны, чем первые. Потому что конечной целью всякого человеческого познания, да и вообще - проявления активной человеческой позиции, является не накопление знаний, как таковых, а стремление заставлять их служить себе.

        Здесь мы подходим к важному выводу, что объективное существование (точнее - сосуществование) двух типов знаний: об естественном и об искусственном - рождает два типа системных исследований, один из которых развивается на базе общетеоретической, общефилософской, другой - на специально научной.

        Если непосредственной целью естествознания является познание истины, раскрытия законов природы, то непосредственной целью технических наук является содействие человеку в практическом использовании этих законов, выяснение и обоснование их применения. Методологическое единство естествознания состоит в том, что как в природе, так и в технике люди имеют дело с единой материей, существующей и развивающейся по единым законам. Отсюда следует, что универсальные диалектико-материалистические принципы познания не могут не быть общими как для природы, так и техники.

        Обогащение материалистической диалектики, как общей теории развития, обусловливается преимущественно спецификой технического объекта, проявляющегося в том, что здесь взаимодействуют «две формы объективного процесса: природа и целеполагающая деятельность человека» .

 

4 Принятие решений  на основе системного подхода

         Сознательная жизнь человека, особенно творческая деятельность, представляет непрерывную последовательность принятия решений по многим вопросам и проблемам, вызываемым потребностью общества и его лично.Вследствие этого необходимо привлечь внимание к данной проблеме и попытаться разобраться и ответить на следующие вопросы.

Информация о работе Инженерное творчество