Исследование территориальной организации производства и населения (на примере Московской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование территориальной организации населения и производства на примере Московской области.
Основными задачами являются:
- рассмотреть общую характеристику исследуемого региона;
- провести анализ структуры населения в динамике за определенный промежуток времени и сравнить показатели со среднероссийскими значениями и по федеральному округу;
- рассчитать демографические показатели в Московской области;
- рассмотреть и проанализировать территориальную организацию производства в регионе, выделить отрасли специализации;
- выявить основные долгосрочные целевые программы субъекта.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Основная характеристика Московской области………………………..4
2. Территориальная организация населения в Московской области…...11
2.1. Анализ структуры населения………………………………………11
2.2. Расчетная часть демографических показателей………………….23
3. Территориальная организация производства……………………….….29
3.1 Динамика показателей производства основных видов
продукции………………………….……………………………….29
3.2. Целевые программы Московской области……………………….43
Заключение…………………………………………………………………47
Список используемой литературы………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТОН.doc

— 825.00 Кб (Скачать файл)

    Сфера профессионального образования  Московской области отличается от других регионов. При большом числе средних и начальных учебных заведений область никогда не имела развитой высшей школы, т.к. функцию образовательного центра выполняла и до сих пор выполняет Москва. За 1995-2007 гг. число студентов, обучающихся в ВУЗах области, возросло более чем вдвое (со 121 до 256 на 10000 населения), но при этом отставание от средних показателей по стране усилилось, т.к. в России число студентов выросло в 2,8 раза (до 525 на 10000 населения). Препятствием для развития высшей школы в Подмосковье стало то, что московские ВУЗы, в том числе и многочисленные новые с преимущественно платным обучением, более привлекательны для молодежи.

    По  душевому показателю ввода школ Московская область также не входит в группу-лидеров  среди субъектов Российской Федерации, что приводит к консервации существующего положения (в 2008 году на более чем шестимиллионную область было построено всего 9 школ, 21 детский сад и 6 поликлиник).

    На  первый взгляд, жилищная ситуация в  области более благополучна. Сдвиг  строительной активности из Москвы в  пригороды привел к тому, что по обеспеченности жилищным фондом Подмосковье стало первым в ЦФО и третьим в стране: уровень душевой обеспеченности жильем вырос с 21,6 м2 в 2000 году до 27,2 м2 в 2007 году. Показатель обеспеченности жильем сельского населения - самый высокий в стране (37,3 м2), жилой фонд в сельской местности по сравнению с 1995 годом удвоился. Но сельское благополучие объясняется большими масштабами строительства индивидуальных жилых домов, многие из которых - вторые жилища москвичей. В городах области также растет доля москвичей, приобретающих новое жилье. С учетом жилья москвичей (особенно загородного) и возросшей нелегальной миграции реальная жилищная обеспеченность в области явно ниже, чем показывает официальная статистика, а потребность в жилье - значительно выше.

    Московская  область в 2010 году по показателям  вводимого в строй жилья занимает первое место в Российской Федерации. За январь-сентябрь 2010 года объем сданного в Московской области жилья составил 12,6% от всего российского жилья, сданного в эксплуатацию в текущем году. В Москве этот показатель составил 3,5% от общего объема жилья, введенного в эксплуатацию. Следом за Подмосковьем идет Краснодарский край - 7,9%, затем Татарстан - 4,2%, Башкортостан и Тюменская область - по 3,7%, Ростовская область - 3,6%.10

    Малое и среднее предпринимательство  заняло прочное место в структуре  экономики Московской области и  играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

    На 1 июля 2008 года количество малых предприятий  составило 12,5 тысячи (без микропредприятий) с общей численностью работающих более 350 тысяч человек. Количество микропредприятий по оценке составляет более 40 тысяч единиц. На средних предприятиях занято 95 тысяч человек.

    К числу занятых на малых и средних  предприятиях можно добавить почти 128 тысяч индивидуальных предпринимателей.

    В 2007 году в Московской области оборот малых предприятий превысил  1,1 триллиона рублей и составил в общем обороте области 30,9 процента. Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности и строительства, составляет 15,7 процента и 11,5 процента соответственно.

    Поступления денежных средств от малого предпринимательства  в бюджет Московской области и  бюджеты муниципальных образований  Московской области составили в 2007 году более 43 миллиардов рублей или 23,4 процента от объема всех налоговых поступлений.

    За  время реализации в 2004-2008 годах областной  целевой программы развития субъектов  малого предпринимательства в Московской области на 2004-2008 годы оборот малых  предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей.

    Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17 процентов. Если в строительстве, торговле, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности малое и среднее предпринимательство развивается динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет.

    Плотность малых предприятий на 100 000 жителей ниже среднероссийского показателя и составляет 692 предприятия.

    Темпы наращивания потенциала в сфере  малого и среднего предпринимательства  в Московской области не могут  быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические  условия для их эффективного развития, особенно в научно-технической сфере, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

    На  становление и развитие малого и  среднего предпринимательства в  Московской области серьезное влияние  оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы: отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, высокие процентные ставки по кредитам, наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля)11.

    Транспорт Московской области — одна из важнейших отраслей экономики региона. Общественный транспорт Московской области представлен междугородными и внутригородскими транспортными системами. Московская область имеет весьма обширную транспортную сеть, включающую автомобильные и железные дороги, водные пути по крупнейшим рекам, озёрам и водохранилищам. Структура наземных линий представляет собой ряд магистралей, расходящихся от Москвы во всех направлениях и соединённых кольцами.

    Через Московскую область проходят и обслуживаются  ею практически все основные транзитные «линии» России. Таким образом, Московская область является высокоразвитым транспортным узлом, обеспечивающим связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем, организацию транзитных потоков (товаров, имущества, финансов) и миграционных потоков.

    На  территории области функционирует  транспортная система, состоящая из 11 главных  железнодорожных направлений, 11 автомагистралей и двух кольцевых автодорог, пяти аэропортов (из них 2 международных - «Шереметьево», «Домодедово»), двух речных портов и более 600 терминальных комплексов.

    Протяженность автомобильных дорог общего пользования - около 25 000 км. Плотность сети автомобильных дорог - 536 км на 1000 кв. м территории. Плотность сети железных дорог - 575 км на 10 тыс. кв. м  территории. По густоте автомобильных дорог и густоте железнодорожных путей общего пользования Московской области нет равных. Она занимает первое место среди субъектов Российской Федерации.

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Место,  
занимаемое в РФ
Густота автомобильных дорог  (на 1000 квадратных километров территории) 349 352 356 367 471 525 536 1
Густота железнодорожных  дорог (на 10000 квадратных километров территории) 575 574 574 575 575 574 575 1

Таблица 23 – Густота автомобильных и железных дорог в Московской области, на конец года; километров путей  

    Однако, несмотря на свои масштабы, транспортная сеть региона развита недостаточно и не отвечает современным требованиям. Ни железные, ни автомобильные дороги, построенные в большинстве своём много лет назад, не справляются с постоянно нарастающими транспортными потоками. В условиях массового характера маятниковой миграции общественный транспорт остаётся сильно перегруженным. Недостаточная ширина автомобильных дорог, частые ремонты являются причиной многочисленных пробок. В последние годы около половины автодорог региона работает в условиях перегрузки, три четверти — не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.12

    Несмотря  на трудности, связанные с последствиями финансового кризиса, Московская область продолжает занимать лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации.

    В текущем году отмечен рост основных показателей экономического развития Московской области. По данным Мособлстата, за январь-сентябрь 2010 года оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 4117,3 млрд. рублей, или 120,3% к соответствующему периоду 2009 года.

 

3.2 Целевые программы Московской области 

    В Московской области список целевых программ велик. Они охватывают все области деятельности человека. До 1 сентября 2008 года было разработано 17 долгосрочных целевых программ с 2009 года до 2011-2020 годы.

    Одной из главных долгосрочных целевых  программ является «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года», целью которой является разработка Генерального плана развития Московской области, определяющего деятельность органов государственной власти Московской области по непосредственному преобразованию пространственной организации Московской области, обеспечивающую создание градостроительными средствами условий повышения качества жизни населения и роста экономики Московской области, а также устойчивое развитие Московской области в интересах настоящего и будущих поколений13.

    Правительство Московской области приняло Постановление  от 3 сентября 2010 года «Об утверждении  долгосрочной целевой программы  Московской области «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  на территории Московской области на 2010-2020 годы». Была разработана региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2010-2020 годы. Программа устанавливает цели и задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в общей политике социально-экономического развития Московской области. Целью программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий. Основным способом решения поставленных в Программе задач является модернизация и обновление региональной экономики, а также стимулирование энергосбережения путем предложения участникам отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов.

    Долгосрочная  целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы» предопределяет формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области; привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Московской области; содействие обеспечению занятости населения Московской области.

    В сфере здравоохранения в Московской области в 2008 году подготовили две целевые программы: «Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов» и «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2011 годы».

    Программы направлены на улучшение здоровья населения и совершенствование качества оказания медицинской помощи путем оснащения современным медицинским оборудованием. Внедрение в практическое здравоохранение современных достижений в области медицины позволит повысить доступность квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, реализация долгосрочных программ в сфере здравоохранения положительным образом скажется на развитии системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров.

    Помимо  этого разработана также Московская областная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год. Программа определяет виды, порядок и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, критерии доступности  и качества медицинской помощи оказываемой гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Московской области, за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, средств обязательного медицинского страхования14.

    Полное  и своевременное выполнение государственных  социальных гарантий, установленных  законодательством Российской Федерации  и законодательством Московской области, является важнейшим направлением социальной политики Правительства Московской области  в 2010 году.

Информация о работе Исследование территориальной организации производства и населения (на примере Московской области)