Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:12, реферат
От верховного правления различается собственно так называемое управление(administration). Власть верховная правит (gouverne) установлениями ею учрежденными; а установления управляют (administrent) делами им вверенными по уставам их и учреждениям. Управление прилагает законы к данным случаям; когда же случай не определен в законе: тогда он причисляется к чрезвычайным и порядком, для сего установленным, восходит на разрешение верховной власти.
Извлечения из трудов М.М.Сперанского
ЗАКОНЫ, НАУКА И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Взаимосвязь между законом и управлением
<...>Слово право происходит от слова править; правят по закону лица и места (должности
и органы управления - Я.Р.), законом ус
От верховного правления различается
собственно так называемое управление(
Управление как условие равновесия в обществе
Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих. <...>Бесчисленные последствия <...>все имеют одно общее свойство, в том состоящее, что все они ограничивают отдельную и естественную свободу человека и приводят ее в совместность со свободой других, и, следовательно, все они могут быть признаваемы законом. Закон положительный не что другое есть, как ограничение естественной свободы человека [1, c.175].
Качество управления обусловлено качеством законодательства
Поелику управление (администрация) .. не что другое есть, как исполнение закона, то само собою явствует, что доброта управления, по необходимости, зависит от доброты закона [1, с.103].
Трудности правового обеспечения управления
<...> 1) Недостаток законов на
многие случаи и излишество
их на другие; 2) смешение между
законами непременными и
Необходимость соединения науки и практики
<...>Теория без опыта почти
бесполезна. Но когда дело настоит
о приведении законов в
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Неустойчивость управления, не организующегося на принципах - “твердых началах”
<...>Недостаток твердых начал был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали [1, с.56].
Естьли свойства управления <...> достигнуты, то можно утвердительно заключить, что оно правильно и основано на твердых началах [1, с.131].
Системность
<...>Теории редко полезны для практики. Они объемлют одну часть и не вычисляют трений всей системы, а после жалуются на род человеческий! [1, с.76].
Усовершенствовать высшие части управления и суда, оставляя низшие в бездействии или беспорядке, значит то же, что хотеть удержать реку, не заградив ее источников. Между тем редко правительство доводило свои планы до сих источников [1, с.138].
Плановость
Отчего все человеческие установления столь несовершенны? Сверх многих других причин оттого, что все они делаются по большей части отрывками и без общего начертания. Нетерпеливость, людям столь естественная, обольщение разума видами народного счастия и скорейшего улучшения, чаяние, что, поправив одну часть, дела пойдут лучше, все сие вводит нередко самые благоразумнейшие правительства в частные организации (здесь в смысле - мероприятия - Я.Р.) и не дает, так сказать, созреть общему плану [1, с.111].
Соответствие системы управления духу времени
По сим признакам (падение доверия
народа к власти, ее ослабление, невозможность
отдельных исправлений и
Приоритет объекта управления перед субъектом
Сколько бедствий, сколько пролития крови можно бы было упредить, если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа [1, с.156].
Наличие самоуправления
Здесь нет необходимости изображать, сколь волостное наше управление слабо и ничтожно. Одно только примечание, кажется, будет не излишним. Известно, что вообще злоупотребление власти менее действует на целые общества и сословия, нежели на частныя лица. От сего первоначально и возникли городския, а потом и сельския общества. Если бы земский чиновник имел дело с лицами и более с мирскими обществами, т.е. если мирские сии общества были лучше образованы и имели свое собственное твердое управление, то нет сомнения, что сим одним пресекся бы главный повод к притеснениям и жалобам, ныне столь вопиющим [5, с.102].
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Принципы организации государства
I. Законы суть правила, по
коим силы государственные
Ограниченность возможностей централизованного управления, необходимость децентрализации
Власть верховного правления не может всем управлять непосредственно; ей нужны органы; сии органы суть установления [2, с.42-43].
Необходимость разделения властных полномочий
Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная [1, с.145].
Власть исполнительная должна быть
вся исключительно вверена
Общая система управления вмещает в себя четыре частные системы, из коих каждая составляет целое и все, однако же, связаны между собою неразрывно. Управление волостное подчинено управлению уездному, уездное - губернскому, губернское - государственному. Каждая часть управления имеет свойственную ей ответственность [1, с.114].
Разграничение компетенции между законодательными и исполнительными органами
Есть ли бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать определения власти законодательной, никакое государство не могло бы отправлять дел своих [1, с.104].
<...>Закон поставляет общие правила, учреждение прилагает правила сии к частным случаям и назначает образ исполнения [1, с.108].
Критериальные требования к высшему органу исполнительной власти - правительству
1) Всякое законное на земли
правительство устанавливается
общею волею государства; 2) никакое
правительство не может иметь
другой цели в установлении
своем, как только охранение
граждан в их личности, в их
имуществе, в их чести; 3) всякое
правительство получает силы
свои на тот только конец,
чтоб достигнуть сея цели; 4) никакой
силы собственной
Общие правила организации управления
Определив<...>части, составляющие управление, и познав внутренне их сложение, должно назначить каждой из них приличнейшую организацию. Организация управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане во всех частях своих; 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам исполнения [1, с.102-103].
Учреждения всегда постановляются властию исполнительною.< ...>Всякое учреждение должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а следовательно и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией управления [1, с.104].
Правила организации государственного управления
Это (установление каждого органа государственного управления - Я.Р.)<...>должно означать: 1) состав каждого из них, 2) предметы (функции, задачи - Я.Р.) его и 3) порядок действий (методы работы, рабочие процедуры - Я.Р.). <...>Каждое из сих установлений<...>должно простираться на всю империю и, разделяясь постепенно, нисходить к самым последним селениям.<...>Сие ведет к разделению империи в порядке законодательном, в судном и в порядке управления. Первое правило сего разделения состоит в том, чтоб стараться, сколь возможно, все степени сил государственных совместить между собою. Сего требует економия их упражнений, надзора и издержек.Второе правило, не менее важное, состоит в том, чтоб, избегая излишней раздробительности, доставить всем подданным, в установлениях сих участвующим, удобность в них действовать. Третие правило. Все устройства, слишком сложные и составленные из великого числа людей, движутся медленно; напротив, те установления, кои не имеют достаточных сил, вместе действующих, обыкновенно падают в слабость и неуважение [1, с.189-190].
Необходимость одновременного
введения нормативно-правовой базы
взаимодействующих органов управления
Когда все сии материалы (положения и уставы - Я.Р.) будут приуготовлены, соображены (согласованы - Я.Р.) и утверждены, тогда все места (органы, должности - Я.Р.), на сем новом плане расположенные, открыть в одно время, дабы вступая все вместе в новый вещей порядок, представляли они стройное целое, коего все части покорны одному закону [1, с.135].
Методология разработки структуры управления
<...>По различию местных
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Необходимость и целесообразность планирования
<...>Не имея постоянного
Планирование - инструмент упорядочения
<...>Правительство, действуя
без плана, не только теряет
время и случай к
<...>Они (организационные
Каким порядком можно приступить к полному составу всей системы управления? Есть ли план усовершенствования, выше предлагаемый (заранее составленный - Я.Р.) будет [1, с.139].
Потребность планирования в моделях
Всякое правительство по необходимости обязано составить себе сей образец, дабы знать, куда ему должно склонять свои движения, чтоб иметь, так сказать, неподвижную точку направления; без сего все его планы могут быть подвержены великим ошибкам [1, с.113].
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Целевое предназначение контроля
Главная мысль<...>есть мысль надзора в порядке и благоустройстве какой-либо определенной части управления. Надзор сей может иметь двоякую цель: 1) предупредить беспорядок мерами предохранения прежде, нежели он случится; 2) остановить и пресечь его последствия мерами понуждения и укрощения, когда уже он случился [6, с.93].
Потребность в контроле за исполнительной властью
<...>Какие бы законы народ
ни издавал, естьли власть
Право контроля требует ответственности
Надзор, естьли он не есть тайный, всегда
предполагает ответственность; в самом
деле, надзор, который бы, не потребовав
на месте объяснения, доносил только
первые свои примечания высшему начальству,
был бы самое тщетное и вредное
фискальство. Надзор, который бы мог
требовать от главных местных
начальников объяснения, должен бы
быть от них независим. <...>Он должен
необходимо следовать за течением дел,
т.е. видеть все их производство; следовательно,
должен иметь во всех местах своих
агентов. Агентам сим должны быть
все дела сообщаемы на предварительное
усмотрение; чтоб усмотрение сие могло
иметь свою пользу, должно им дать право
протеста (иначе злоупотребления
будут видимы, но не исправлены), с
протестом соединить право