Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:12, реферат
От верховного правления различается собственно так называемое управление(administration). Власть верховная правит (gouverne) установлениями ею учрежденными; а установления управляют (administrent) делами им вверенными по уставам их и учреждениям. Управление прилагает законы к данным случаям; когда же случай не определен в законе: тогда он причисляется к чрезвычайным и порядком, для сего установленным, восходит на разрешение верховной власти.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Лиц, принимающих решения, необходимо обеспечивать только релевантной информацией
Министр, действуя в Коллегии как Главный Директор, не может иначе управлять ею, как только внешним образом, т.е. он должен получить от нея мемории о делах текущих, разсматривать ея представления, давать на них предложения, составлять доклады, предписывать по ним исполнение: сколько излишней и ничего в себе существенно не заключающей переписки! Он должен иметь для каждой Коллегии свою Канцелярию и свой Архив, и все сие только для того, чтобы сказать ей свою резолюцию или объявить указ. Сие вводить Министра в безполезныя подробности, развлекает внимание, отвлекает время и средства обозреваемых их в совокупности [6, с.41].
Потребность органов управления во взаимодействии
<...>Как скоро одно
Зависимость эффекта управления от исполнения
Самый лучший образ управления, не
имея исполнителей, не только не произведет
никакого полезного действия, но по
необходимости родит два весьма
важные и столь редко законодателями
измеряемые неудобства: 1) Недоверчивость
и неуважение к правительству. <...>2)
Разрушив прежний вещей порядок,
хотя несовершенный, но с привычками
народными сообразный, естьли порядок
вновь установленный не будет
обеспечен разумом
Общественное согласие повышает действенность управления
<...>Где нет общего мнения
о предметах управления, все суждения
о них разнообразны, уединены, недействительны.
Там добрый и вредный закон
приемлется с равнодушием,
Рационализация процесса группового решения (от консенсуса - к большинству)
<...>Для преграждения
<...>Естьли по неведомым мне
причинам необходимо
Технология коллегиального управления
Председатель никогда не объявляет своего мнения прежде, нежели на все вопросы собраны будут мнения всех членов [5, арх., прил., отд.1, с.3].
При равенстве голосов мнение председателя имеет перевес. <...>Как скоро мнение, большинством голосов принятое, объявлено, все разсуждения пресекаются, и дело считается окончательно решенным. Одно сие мнение составляет существо решения и приводится в исполнение [Цит. по: 8, с.412].
Несогласные с большинством могут записать голоса свои в протокол. Сим освобождаются они от взыскания в случае неправильного решения в Коллегии [5, с.20].
Коллегиальность не исключает единоначалия
<...>В толпе людей
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления как меры воздействия
К действию законов необходимы способы исполнения. Сии способы содержатся в Уставах и Учреждениях (т.е. речь идет о собственно организационных и распорядительных методах - Я.Р.). В Уставах постановляются правила, как должно приводить закон в исполнение, меры к предупреждению нарушений и взыскания за пренебрежения сих мер. В Учреждениях устанавливаются власти, охраняющие исполнение закона по правилам, в Уставах положенным [6, с.92].
Связь между правовыми, организационными и распорядительными методами
Повеление указует, как поступить в известном и определенном деле; а закон есть правило, как поступать всегда в делах сего рода [2, с.84].
Отсюда необходимая связь
Действенность экономических методов
<...>Личный интерес более
Избирательность в применение административных мер
<...>Необходимость различать в сих мерах то, что есть для всех частей общее, и что для некоторых из них есть особенное [6, с.93].
Методы регламентирования (формальной организации)
Два рода постановлений необходимо нужны к устройству всякой исполнительной части: 1) устав и 2) учреждение. Устав должен определить с точностью главные правила, на коих министр должен управлять вверенною ему частью. Учреждение должно установить предметы его, пределы его власти, образ его действия и постепенность исполнения [1, с.212].
<...>Прежде, нежели уставы будут составлены, каждое министерство должно иметь свое внутренне учреждение, или распорядок разных его частей и постепенность их управления [1, с.213].
ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДЕФЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Типичные недостатки в организации государственного управления
Как царство сие (Александра I - Я.Р.) застало также частные управления без правил и уставов, то и в нем все подвергается частным разрешениям - отсюда многоделие. Недостаток плана есть второе неудобство. Недостаток доброй организации есть третье неудобство. Наконец, смешение начал законодательных с упражнениями исполнительными, необходимость, в которую поставлены все департаменты - составлять и уставы и наблюдать за их исполнением - есть четвертое неудобство и также важная причина многоделия [1, с.142].
Дублирование в процессе управления
<...>Различия существенного<..
Причина неверного распределения компетенции
В системе разделения дел на министерства, без сомнения, более был уважен порядок предшествовавший, нежели естественная их связь и отношение. Казалось несходственным - и заключение сие было правильно - пуститься с первого шага в большие уновления и, строя новое здание, разрушить все прежнее до основания. Отсюда, вероятно, произошел недостаток истинной соразмерности в разделении дел [1, с.204]
Недостатки организации аппарата управления министерств
1) Медленность, в делах
<...>Дела, не быв разделены
на свои степени, все по-
Влияние недостатка властных полномочий на качество управления
От стеснения в самых мелочах рождаются непрестанные вопросы, тысячи сомнений, огромная переписка с высшим начальством, медленность в решениях, упущение времени, предлог к новым жалобам или злоупотреблениям [6, с.97].
Влияние субъективизма на качество управления
Все будет двигаться на самовластии и произволе, и одна личная честность будет порукою закону в его исполнении. Самая быстрота, с коею дела в сем образе управления пойдут, породит стремительность, важные ошибки и неисправимые заблуждения - и при самых лучших намерениях одно ложное правило может завлечь столь далеко, что после и возвратиться к истине будет невозможно [1, с.68].
Сопротивление переменам
Не зная плана правительства, судили намерения его по отрывкам, порицали то, чего еще не знали, и, не видя точной цели и конца перемен устрашились вредных уновлений [Цит. по: 10, с.180].
<...>Каждый министр, считая
вверенное ему министерство за
пожалованную деревню,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Преимущества эволюционного пути совершенствования
<...>Чтобы меры<...>были
Полезность критики и вред самоуспокоенности
Жалобы<...>всегда суть добрый знак. Они означают общий порыв к совершенству; народ пробуждается. Государство, которое находит все свое совершенным, спит в покойном невежестве или умерщвлено рабством [1, с.75].
Улучшения нельзя навязывать
Усовершенствования
Совершенствовать то, что поддается улучшению
Правительство должно обратить внимание на те части управления, которые<...>могут воспринять усовершенствование [1, с.125].
Нововведения должны быть своевременны и обоснованны
Можно видеть<...>сколь усилия сии (по изменению государственного управления - Я.Р.) были преждевременны и сколь тщетно предварять обыкновенный ток вещей [1, с.157].
Вообще приметить должно, что всякая перемена без нужды и без видимой пользы есть вредна, так как все почти легкие средства в делах государственных по большей части суть средства ненадежные [1, с.138].
Правила реорганизации
Существенные правила сего порядка состоять могут в следующем: 1) не терять времени, но избегать всякой торопливости; 2) каждое установление открывать не прежде, как все образование его будет изготовлено; 3) переход от настоящих установлений (не изменит в нем ничего, не разрушит ничего прежнего, доколь новое не придет в совершенную силу) к новым так учредить, чтоб он казался самым простым и естественным, чтоб новые установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей силе, естьли бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо необоримые препятствия [1, с.233].
Постепенность организационных нововведений
<...>Учреждение министерства
есть, конечно, важный шаг к
лучшему устройству управления,
но он есть первый шаг, а
чтоб достигнуть к
<...>Вводить новый порядок
постепенно и по мере местных
способов, не разрушая старого.
Все они представляют более
план к постепенному
Список литературы
1.Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
2. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - Спб., 1845.
3. Сперанский М.М. Обозрение
4. Архив исторических и
5. Архив...: Кн.3. - Спб., 1858
6. Архив...: Кн.4. - Спб., 1859.
7. Архив...: Кн.6. - Спб., 1859.