Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 07:18, курсовая работа
Практика развитых индустриальных стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Целью работы является охарактеризовать эволюцию функции планирования.
Задачи работы: определить сущность планирования, выделить виды планирования, проследить эволюцию функции планирования. Объект работы – функции управления. Предметом данной работы является планирование как функция управления.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1Сущность планирования………………….……………………5
Глава 2 Виды планирования………………………………..................11
Глава 3 Эволюция функции планирования…………….…………….19
Список литературы…………………………………………………….31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОССУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОССУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал ФГОУ ВПО «Сибирская академия
государственной службы» в г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине :«Теория управления»
Тема: «Эволюция планирования»
Студент:
Богданов Максим
Группа ГМУ-2
Проверил:
Новокузнецк
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1Сущность планирования………………….……………………5
Глава 2 Виды планирования………………………………......
Глава 3 Эволюция функции планирования…………….…………….19
Список литературы……………………………………………………
Введение
Практика развитых индустриальных стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений. Во-первых, механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается неустойчивым с точки зрения макроэкономического положения. Во-вторых, ни в одной стране с высокоразвитыми производительными силами и рынком, насыщенным разнообразными товарами, экономический механизм и рыночная инфраструктура не в состоянии определить перспективу и основные направления научно-технического и экономического прогресса. Требуется разработка научных прогнозов и целевых программ не только на уровне предприятий любого размера, но также и программ государственного значения с целью определения путей развития [11, С. 54].
Что касается нашей страны, то несколько лет назад планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне , так и в рамках отдельного предприятия. Советская экономическая наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней (субъективной) информации, которая часто является противоречивой или неверной, с другой -отсутствие систематизированных ориентиров для выбора перспективных направлений развития.
Отказ от централизованного
руководства плановой работой на
разных уровнях в России совпал с
резким ухудшением экономического положения
подавляющего числа существовавших
к началу 90-х гг. предприятий. Приватизация государственных
предприятий поставила трудные проблемы
выживания и развития теперь уже смешанных
и частных предприятий перед новыми владельцами.
Несмотря на явное их желание лучше организовать
работу, кардинальная смена экономических
условий привела, в том числе, и к заметному
снижению качества плановой работы. В
ряде случаев даже крупные компании ограничиваются
только оперативными планами, разрабатывают
годовые финансовые планы, но отношение
к ним складывается как к чисто формальным
документам, поскольку они сильно расходятся
с действительностью. Руководители предприятий
и плановики выделяют обычно две причины
такого расхождения:
1) непредсказуемое изменение макроэкономической
ситуации и 2) разрыв хозяйственных связей.
Часто предприятия работают вовсе не по
плану, а берутся за любую работу от случайного
заказчика, решая таким образом проблему
выживания. Вместе с тем растет понимание
важности для каждого предприятия наличия
долговременных целей, планирования целенаправленного
развития в долговременной перспективе.
Однако инструменты выработки собственной
стратегии (подробнее речь о стратегии
пойдет дальше) сильно отличаются от принятого
планирования во времена командно-административной
системы и известно о них мало, т.е. на практике
они не стали общепринятыми методами плановой
работы. Такие инструменты используют
коммерческие банки, некоторые производственные
фирмы (как правило, уже имеющие солидную
финансовую мощь), но большая часть предприятий
только походит к пониманию важности того,
что называют стратегическим планированием.
Одним из идеологических мифов недавнего
прошлого было противопоставление плановости
советской экономики и стихийности западной.
Создавалось впечатление, что если государство
не указывает каких-то контрольных цифр,
то капиталистическое предприятие их
не имеет по определению и не должно быть
в них заинтересовано. На самом деле в
рамках современной экономической системы
были выработаны и успешно использовались
на практике свои походы к планированию
развития отдельной фирмы в интересах
ее владельцев и с учетом реальной обстановки
на рынке [11, С.56].
Целью работы является охарактеризовать эволюцию функции планирования.
Задачи работы: определить сущность планирования, выделить виды планирования, проследить эволюцию функции планирования.
Объект работы – функции управления.
Предметом данной работы является планирование как функция управления.
Методы: анализ теоретических источников.
Тема изучена довольно хорошо, многие ученые изучают планирование в системе управления, Р.Л. Акофф утверждает, что планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. Костин В.А и Румянцева З.К. очень интересно описывают, как планирование используется на практике, на предприятиях.
Глава 1 Сущность планирования
В сознании многих людей, живущих в нашей стране, еще существует стереотип относительно планирования. При слове планирование нередко возникают ассоциации с Госпланом, жесткими цифрами, спущенными сверху, невозможностью самостоятельного определения целей, с существованием только узкого диапазона действий в интервале "не выполнили план" - "перевыполнили план". Однако, планирование, по своей сути, является чуть ли не основой и теоретической базой деятельности предприятия.
Под планированием понимают процесс выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование занимает особое место в работе менеджера, поскольку оно предопределяет получение оптимальных коммерческих результатов, главным из которых является высокая прибыль. Планирование представляет собой непрерывный процесс, стимулирующий творческое начало деятельности всего персонала предприятия.
Главное в планировании в условиях рынка - это соотношение предполагаемых расходов с ожидаемыми результатами, ориентация на всемерное снижение затрат. Это направление планирования особенно актуально для нашей страны, поскольку есть данные, что в СССР затраты на производство аналогичных товаров порой в 2-3 раза превышали достигнутые за рубежом [15, С. 84].
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
1) формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
2) обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
3) планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
4) определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
5) проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании обоснование
принимаемых решений и прогноз
ожидаемых результатов опираютс
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии [4, С.105].
Так же выделяют большое количество принципов и методов планирования.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
1)принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
2)принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
3)принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
4)принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
5)принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.
В современной практике
планирования, помимо рассмотренных
классических, широкую известность
имеют общеэкономические
1)Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
2)Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.