Эволюция планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Практика развитых индустриальных стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Целью работы является охарактеризовать эволюцию функции планирования.
Задачи работы: определить сущность планирования, выделить виды планирования, проследить эволюцию функции планирования. Объект работы – функции управления. Предметом данной работы является планирование как функция управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1Сущность планирования………………….……………………5
Глава 2 Виды планирования………………………………..................11
Глава 3 Эволюция функции планирования…………….…………….19
Список литературы…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ПО_ТЕОРИИ_УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Централизованное планирование в США не ограничивается государственным  бюджетом и целевыми программами. В  послевоенный период под патронажем правительства США были созданы мощные организации по долгосрочному и стратегическому планированию. К этому следует добавить, что многие крупные американские корпорации превосходили по масштабам советские отраслевые министерства. Планирование внутри корпораций осуществляется директивными методами. Из этого следует: директивное централизованное планирование в США (бюджет + крупные корпорации) превосходило по масштабам директивное планирование СССР. Таким образом экономическое превосходство США над СССР в немалой степени было достигнуто благодаря большему развитию централизованного планирования в США.

Наряду с американской моделью планирования существуют французская, японская, южнокорейская и другие модели, в которых в отличие  от США плановые органы разрабатывают единые народно-хозяйственные планы. Эти планы являются индикативными, хотя при необходимости они содержали в отдельные периоды и директивные показатели. Разработка индикативных планов была обусловлена более высокой степенью участия государственных органов в управлении корпорациями в указанных странах по сравнению с США. Вообще уровень развития планирования следует оценивать не по формальным признакам наличия того или иного органа или метода планирования. Гораздо важнее качество и масштабы плановой деятельности. Качество планирования определяется педантичностью соблюдения плановых процедур, и здесь мы были далеки от Франции, Японии и Южной Кореи не в меньшей степени, чем от США.[5, С.60]

В первой трети ХХ века все чаще раздается требование активного государства, а не «ночного сторожа», государства, способного обеспечить нормальные условия для развития экономики. Экономическая действительность изменилась, однако в экономической теории продолжали господствовать неоклассические идеи. И лишь общемировой кризис 1929 - 1933 годов обнажил глубокие несоответствия ортодоксальных неоклассических представлений о функционировании капиталистического механизма реальности. Практика готовила почву для создания новой теории.

Такой новой теорией стала концепция Кейнса. Влияние Кейнса и его теории имело под собой основу как объективно-историческую, так и субъективную, личностную. Способности Кейнса, его интересы и склонности оказались созвучными новым потребностям в экономической мысли в эпоху глубокого экономического кризиса. Теория Кейнса дала импульс для «кейнсианской революции». Везде практика отходила от теории и теорию Кейнса приняли как долгожданное теоретическое оправдание сильной фискальной политики и самого принципа государственного вмешательства в экономику.

Основные идеи, совершившие в экономической теории переворот: 
1. Кейнс отверг классические представления о трех раздельных рынках - труда, товаров и денег. За основу своей теории он взял представление о наличии единого рынка, где все взаимосвязано. Акцент был поставлен на общие зависимости, выражающие связи между показателями, каждый из которых характеризует какую-то грань рынка как единого целого.

2. Взгляд Кейнса и на проблему инвестиций и сбережений. Кейнс переключил анализа от цен к реальной величине продукта в качестве центральной переменной, требующей объяснения. Уравнивание сбережений и инвестиций, согласно кейнсианству, происходит благодаря колебаниям уровня производства или дохода, а не вследствие изменения уровня процента. Именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения в доходе: Кейнс исходит из автономного потока инвестиций и показывает, как через посредство мультипликатора создаются те самые сбережения, которые необходимы для данного уровня инвестиций.

3. Кейнс отверг постулат классиков о спросе и предложении на рынке труда, регулирующихся ставкой реальной заработной платы. Кейнс доказал, что денежная (номинальная) заработная плата не участвует в регулировании рынка труда. Кейнс допускает возможность безработицы в самой системе: при сокращении спроса снижается не заработная плата, а сокращается уровень производства, что ведет к сокращению объема выпускаемого продукта, вследствие чего возникает избыточная занятость, а значит - безработица. Поскольку какая-то часть рабочей силы выталкивается в ряды безработных, в системе восстанавливается равновесие, то есть, согласно Кейнсу, в целом возможно общее равновесие при неполной занятости.

Итак, в теории Кейнса содержится продуманная критика веры во внутренние восстановительные силы рыночного механизма. Ключевыми понятиями Кейнса можно назвать предельную склонность к потреблению, мультипликатор и предпочтение ликвидности.

Таким образом планирование начало свое развитие в высоких темпах после нововведения Г.Фордом в машиностроении. В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей планирования, из которых выделяется советская, американская, французская, японская и другие. При советской власти в России развитие планирования получило толчок с созданием Государственного планового комитета. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху».

Сейчас восстановление планирования является необходимым  условием для возрождения России. Это неоспоримо. Опыт США и других стран свидетельствует, что необходимо развивать все формы и виды централизованного планирования, но этот вопрос заслуживает подробного рассмотрения. Коротко можно сказать: нам нужно ввести такие процедуры согласования интересов, которые бы соблюдались участниками планирования общественного воспроизводства в России. Под эти процедуры требуется возродить плановые органы. Другой урок зарубежного опыта состоит в том, что в период выхода из кризиса и восстановления экономики усиливается прямое участие государства в целевых программах и отраслевых корпоративных планах.

Особо следует отметить необходимость создания в России заново системы планирования на уровне предприятий и фирм. В то время  как на Западе товаропроизводители основывают свою деятельность на бизнес-планах, маркетинговых разработках, стратегических программах, российские компании носятся, по «свободному рынку» со случайными контрактами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В курсовой удалось достичь  поставленной цели определение эволюции планирования, через разбиение ее на три задачи определение сущности планирования, выделение видов планирования и прослеживание эволюцию функции планирования. Первую задачу удалось довольно полно раскрыть. Дать определение планированию планирование – это процесс выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения. И выявить 5 не маловажных задач в планировании; формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Классические принципы планирования; принцип необходимости, принцип единства планов, принцип непрерывности планов, принцип гибкости планов, принцип точности планов и 7 принципов с точки зрения современной науки принципов планирования; принцип комплексности, принцип эффективности, принцип оптимальности, принцип пропорциональности, принцип научности, принцип детализации, принцип простоты и ясности

Во второй голове удалось выполнить вторую задачу выделение видов планирования. Планирование делят на два вида технико-экономические и оперативно-производственные, второе из которых является следствием первого. Аккоф делит планирование на такие виды как реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное. Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, формулирование планов, обоснование стратегии, планирование средств, определение потребности ресурсов и проектирование внедрения.

Третья задача являющаяся первопричиной всей работы так же рассмотрена довольно подробно. планирование начало свое развитие в высоких темпах после нововведения Г.Фордом в машиностроении. В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей планирования, из которых выделяется советская, американская, французская, японская и другие. При советской власти в России развитие планирования получило толчок с созданием Государственного планового комитета. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху».

Сейчас восстановление планирования является необходимым  условием для возрождения России. Это неоспоримо. Опыт США и других стран свидетельствует, что необходимо развивать все формы и виды централизованного планирования, но этот вопрос заслуживает подробного рассмотрения. Коротко можно сказать: нам нужно ввести такие процедуры согласования интересов, которые бы соблюдались участниками планирования общественного воспроизводства в России. Под эти процедуры требуется возродить плановые органы. Другой урок зарубежного опыта состоит в том, что в период выхода из кризиса и восстановления экономики усиливается прямое участие государства в целевых программах и отраслевых корпоративных планах.

Особо следует отметить необходимость создания в России заново системы планирования на уровне предприятий и фирм. В то время  как на Западе товаропроизводители  основывают свою деятельность на бизнес-планах, маркетинговых разработках, стратегических программах, российские компании носятся, по «свободному рынку» со случайными контрактами.

 

 

Список используемой литературы

 

1) Акофф Р. Планирование будущего корпорации [Текст] – М.: Прогресс, 1985. - 244 c.

2)Булыгин Ю.Е., Волковский В.И.Основы теории организации социального управления: Учеб. пособие. [Текст] – М.: ЧеРо, 2000. 221 c.

3) Граждан В.Д.Теория управления: Учеб. пособие. [Текст] – М.: Гардарики, 2004. 175 c.

4) Дракер П.Ф.Эффективное управление: Пер. с англ. [Текст] – М., 1998. 258 c.

5) Костин В.А.Теория управления: Учеб. пособие. [Текст] – М.: Гардарики, 2004. 136 c.

6) Менеджмент. Учебник  для магистратуры. В 2-х ч. / Под  общ. ред. А.Л.Гапоненко. [Текст] – М.: РАГС, 2010.324 c.

7) Паркинсон С, Рустомджи М.Искусство управления. [Текст] – СПб., 1992. 283 c.

8) Пикулькин А.В.Система государственного управления: Учебник для вузов. [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 311 c.

9) Румянцева З.К.Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2001. 152 c.

10) Старосьцяк Е.Элементы науки управления: Пер. с польск. [Текст] – М., 1993. 201 c.

11) Теория управления: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. [Текст] – М.: Изд-во РАГС, 2010. 261c.

12)Теория управления  учебное пособие Л. А. Бурганова. [Текст] – М., 1999. 142 c.

13) Фалмер Р.М.Энциклопедия современного управления: В 5 т. [Текст] – М., 1992. 176 c.

14) Хайек Ф.А.Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. [Текст] – М., 1992. 234 c.

15) Швырков Ю.М. Государственное индикативное планирование: история, теория, современная практика (российский и зарубежный опыт). [Текст] – М.: Изд-во «Проспект», 2007.193 c.




Информация о работе Эволюция планирования