Классификация и общая характеристика типов организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть новые типы организаций и типы организаций по взаимодействию с человеком.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
 рассмотреть теоретические основы структуры, как основного элемента организации;
 изучить классификацию и общую характеристику основных типов организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, КАК ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность организационной структуры предприятия, как основного элемента организации 6
1.2 Принципы построения организационных структур предприятия Факторы, влиявшие на их формирование 9
1.3 Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления 11
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
2.1. Типы организаций по взаимодействию с человеком 15
2.1.1 Корпоративная организация 15
2.1.2 Индивидуалистская организация 17
2.2 Новое в типах организации 20
2.2.1 Эдхократическая организация 20
2.2.2 Многомерная организация 22
2.2.3 Партисипативная организация 25
2.2.4 Предпринимательская организация 27
2.2.5 Организация, ориентированная на рынок 30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Вилена новый вариант курсовая.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

-  принцип – работа для человека.

Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях – это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», демократическим предпринимательским структурам.

Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.

В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе.

Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.

В индивидуалистской организации интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняшний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

Таким образом, общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Преобладает лояльность обоим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий [8,с.242].

2.2 Новое в типах организаций 

Среди новых типов  организации выделяют: эдхократические, многомерные, партисипативные, виртуальные, предпринимательские организации и организации, ориентированные на рынок.

2.2.1 Эдхократическая организация

 

Эдхократия — это и управленческий стиль, и организационный дизайн [Ошибка! Источник ссылки не найден.,Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает постоянное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и  вознаграждения, делится между участниками. Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим; условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.

Идея эдхократической среды  в организации обычно приписывается американской компьютерной фирме «Хьюлетт-Паккард», начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг. Уже в течение долгого времени, даже в период спада, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими размеры своих отделений (в пределах 1500 человек), что помогает ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.

Эдхократической организации присуща  высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:

- работа в областях с высокой  или сложной технологией, требующая творчества, инновационности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);

- работники являются высококвалифицированными  экспертами в своем деле, выполняют  сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;

- структура имеет органическую  основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные  связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;

- право принятия решений и  власть основаны на экспертных  знаниях, финансовый контроль  осуществляется сверху;

- система вознаграждения строится  на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;

- отношения по вертикали и  горизонтали преимущественно носят  неформальный характер, нередко  отсутствует схема структуры  такой организации.

Структура эдхократической организации  обычно ассоциируется со схемой концентрической  формы (рис. 1). Это не организация, которая  видится с началом в одной  точке, двигаясь от которой вверх  или вниз, Вы приходите в конечную точку.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – принципиальная схема структуры эдхократической организации

В эдхократической организации  есть точка отсчета, от которой структура  как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации  является символом того, что все  усилия ее работников ведут к одному к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь — качества ее работников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее, совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.

2.2.2 Многомерная организация

 

Наиболее распространенная в экономически развитых странах матричная организация  обычно является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной организаций, как бы складывается из них. Однако при таком подходе за границами матричной организации остаются такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель с ориентацией, на которые также могут объединяться работы в организации. При добавлении этого третьего измерения появляются многомерные организации. Впервые этот термин был использован в 1974 г. У. Гоггином при описании структуры корпорации «Доу Корнинг». Многомерная организация может быть изображена, как это показано на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Принципиальная  схема структуры многомерной организации

Основой многомерной организации  является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

- обеспечение производственной  деятельности необходимыми ресурсами;

- производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;

- обслуживание конкретного потребителя,  развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

По совокупности выполняемых задач  такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами.

В многомерной организации бюджеты  подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает деньги взаймы.

Проблема матричной модели, как  об этом говорили ранее, состоит в том, что она основана на системе двойного подчинения, являющейся наиболее уязвимым ее свойством. Ее обвиняют в том, что она создает так называемую организационную шизофрению. Многомерная модель не создает подобной проблемы. В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом.

Другая схема структуры многомерной  организации приводится в книге  Р. Акоффа «Планирование будущего корпорации». В ней проводится идея о том, что  каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано таким же образом, как и организация в целом. Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно определенная хозяйственная единица, а не организация в целом.

Основными преимуществами многомерных  организаций Р. Акофф считает  следующие:

- отсутствует необходимость в проведении каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. Акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов руководством организации;

- подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений. Чем больше частей организации контактируют с «многомерной» группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих частях;

- создается максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий при том, что роль руководства организации остается ведущей;

- к каждому многомерному образованию применяется унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности — получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрократии.

2.2.3 Партисипативная организация

 

Несмотря на многие преимущества многомерной организации, тем не менее, даже с ее помощью бывает трудно создать такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность. Ряд специалистов считают, что данная проблема более успешно решается, если членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы.

Лежащее в основе партисипативной  организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:

- участие в принятии решений;

- участие в установлении целей;

- участие в решении проблем.

Принципиальное отличие модели партисипативной организации от традиционной и с делегированием прав приводится на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Различия в принятии решений в традиционной, партисипативной  и делегирующей организациях

Степень и формы участия в  управлении наполняют партисипативность  определенным содержанием. Различается  три степени участия:

- выдвижение предложений;

- выработка альтернативы;

- выбор окончательного решения.

Первая степень - выдвижение предложений - не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию может осуществляться руководителем. Такой подход все еще широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

Вторая степень - разработка альтернатив - требует уже появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании сменных или постоянных комитетов или комиссий, которым поются выполнять данную работу.

Третья степень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера (рис. 4.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Принципиальная схема  структуры партисипативной организации

Партисипативные организации имеют  и другие важные преимущества. При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Рассмотрение большего количества альтернатив, привносит больше опыта в обсуждение, богаче становится оценка внешней среды. Участие развивает творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом. Развивая систему коммуникаций в организации, участие в управлении, открывает коммуникационную систему, снизу ослабляет тем самым давление на руководителя со стороны подчиненных. У работников появляется чувство собственника, повышается мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые ими же решения.

2.2.4 Предпринимательская организация

 

Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И, наконец, предпринимательские структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.

Информация о работе Классификация и общая характеристика типов организаций