Классификация и организация рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах. Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.

Содержание работы

Введение .3
1.Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест 5
2. Организация рабочего места ………………………………………………………………..........8
3. Оснащения рабочего места …………………………………………………..11
4. Планировка рабочего места …….…………………………………………... 16
5. Функции, системы и формы обслуживания рабочих мест ………………...18
Заключение……………………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ОНОТ.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Внутренняя  планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. делится на две зоны: зону труда (непосредственно рабочее место) и зону подхода (стеллажи, ящики, шкафы и т.д.)

При внутренней планировке решаются следующие задачи:

• обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим  местом;

• минимизация физиологических  усилий и нервно-психической напряженности  работника;

• удобство выполнения работы и обслуживания оборудования;

• хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, приборов, механизмов;

• оптимизация маршрутов  передвижения работника по рабочему месту;

• рационализация рабочей  позы (рабочего положения) работника;

• создание благоприятных  условий труда;

• безопасность труда.

 

5. Функции, системы  и формы обслуживания рабочих  мест 

 

Обслуживание рабочих  мест является важной частью производственного  процесса и имеет целью обеспечение  их средствами и пред метами труда, необходимыми для осуществления  производства.

В этот комплекс включаются:

• работы по производственному  инструктажу рабочих, обеспечению  необходимой технической информацией  и документацией;

• снабжение необходимыми материалами, заготовками, полуфабрикатами, всеми видами энергии;

• наладка, ремонт и межремонтное обслуживание оборудования;

• транспортно-переместительные и контрольные операции и услуги санитарно-гигиенического и производственно и бытового характера.

Функции обслуживания рабочих  мест:

Транспортная  функция.

Рациональная организация  основного производства и четкость работы вспомогательных служб в  значительной мере зависят от того, насколько правильно решена задача внутрицехового транспорта. Поэтому  при разработке системы обслуживания транспортной функции должно быть уделено  особое внимание.

Транспортные службы осуществляют: доставку предметов труда, сырья, материалов в соответствующие цехи или к  рабочим местам; вывоз готовой  продукции; вывоз отходов; погрузочно-разгрузочные работы. 
Характерной особенностью транспортного обслуживания является передвижной тип рабочего места обслуживающего персонала при большой зоне обслуживания.

Организация обслуживания транспортом  может быть:

  • централизованной как внутри цеха, так и в заводском масштабе;
  • централизованной внутри цеха и децентрализованной в масштабе предприятия (Межцеховую транспортировку осуществляет цеховой персонал цеховыми транспортными средствами. Такая организация, как правило, менее предпочтительна;
  • децентрализованная как внутри цеха, так и в целом по предприятию. Такая организация имеет самую низкую эффективность и поэтому не может быть рекомендована.

Существуют 2 формы транспортного  обслуживания: дежурная – в условиях единичного и мелкосерийного производства (по вызовам при условии предварительного комплектования грузов, а к началу смены – по заданию без вызова); в условиях серийного производства – планово-предупредительная по заранее разработанным графикам или по оперативным суточным планам. 
Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламент обслуживания предусматривает согласованность времени переработки партии предметов труда и времени, необходимого для возобновления запасов. Он обеспечивается:

а) проведением предварительных  расчетов ежедневной и недельной  потребности в предметах труда  по РМ и участкам в соответствии с заданной программой с учетом запасов  на производственных переходах; 
б) составлением комплексной технологии с разработкой транспортно-технологической схемы, а также схем механизированной грузопереработки, предусматривающих кратчайшие расстояния перемещения грузов, выпрямление грузопотоков, уменьшение количества погрузок, целевую доставку грузов к рабочим местам и т.д.;

в) составлением графика  обслуживания.

Внедрение транспортно-технологической  схемы позволяет обеспечить:

  • сокращение перевалок, перегрузок и пересчета сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей в результате применения стандартной тары, поддонов, контейнеров, этажерок и др. устройств;
  • возможность ликвидации или сокращения промежуточного складирования;
  • транспортировку как внутри цеха, так и между цехами по кольцевым маршрутам;
  • централизованное выполнение транспортных операций бригадами, специализированными по видам работ, грузов, маршрутов.

При совершенствовании транспортно-технологической  схемы предприятия следует учитывать  направление и величину основных грузопотоков. По возможности рекомендуется применять кольцевые трассы, т.е. совмещать начало и конец цеховых грузопотоков. Это упрощает работку заводского транспорта: транспортные средства после их разгрузки могут загружаться без холостых пробегов.

Применение конвейеров и  других транспортных средств возможно, когда это экономически оправдано (например, при стабильном грузопотоке  и коротких расстояниях. Вопрос о  целесообразности конвейерного (в особенности  приводного) транспорта должен решаться на основе технико-экономического анализа. 
На величину затрат рабочего времени на транспортное обслуживание оказывают влияние следующие факторы:

  • уровень механизации и автоматизации транспортных средств;
  • величина грузооборота;
  • номенклатура и вес обрабатываемых изделий;
  • протяженность грузопотоков;
  • характер организации транспортной функции (централизованная или децентрализованная);
  • принятая организация производства на участках и в цехах;
  • сменность работы.

Инструментальная  функция.

От организации инструментального  хозяйства цеха, от того, насколько  планомерно и качественно обеспечиваются рабочие инструментом, оснасткой  и т.д. во многом зависят ритмичность  работы, качество изготовляемой продукции  и производительность труда работников основного производства. 
При организации инструментального обслуживания рассчитывается профессиональный состав и количество работников, с учетом масштаба и характера производства. Для каждой профессии определяется содержание труда, составляется должностная инструкция с указанием обязанностей, прав и ответственности.

Регламент обслуживания предусматривает  согласованность и увязку графиков подачи инструмента и приспособлений с работой основного производства. Для регламентации обслуживания проводится предварительный расчет ежедневной потребности в инструменте  и приспособлениях в соответствии с производственной программой. 
Наладочная функция.

Обслуживание, связанное  с наладочной функцией, в зависимости  от типа и характера производства может быть:

  • централизованным – в серийном и массовом производстве (наладка выделяется в самостоятельную функцию и осуществляется наладчиками).
  • децентрализованным – в единичном и мелкосерийном производстве (наладка и подналадка самим работником основного производства).
  • Выделение наладки в самостоятельную функцию допустимо лишь при экономической ее целесообразности.
  • Регламент обслуживания предусматривает согласование времени наладки со временем работы оборудования. Он обеспечивается: подчинением регламента работы наладчиков задачам основного производства; графиком обслуживания; выполнением (по мере возможности) наладки оборудования в межсменные и внутрисменные перерывы; устойчивостью наладки, точностью регулировки; своевременным устранением возможных дефектов в наладке оборудования.

В условиях серийного и  массового производства прогрессивной  является система регламентированной активной наладки оборудования, предусматривающая  принудительную замену рабочих инструментов и органов в соответствии с  заранее разработанным графиком. Принудительная замена инструмента  предупреждает его поломку, сокращает  время наладки. 
Наладчик руководства следующей технологической и инструктивной документацией:

  • производственным заданием на смену или более продолжительный период времени (неделю, декаду, месяц);
  • технологической картой наладки обслуживаемого оборудования;
  • чертежами деталей и технологическими процессами их обработки;
  • графиками наладки и замены инструмента;
  • производственными инструкциями, инструкциями по технике безопасности. 
    Кроме того, рекомендуются специальные инструктивные карты, в которых должен указываться состав трудового процесса (виды работ, комплекс приемов и последовательность их выполнения) и конкретные примеры наиболее рационального выполнения наладки, регулировки оборудования, разработанные в соответствии с рекомендациями, с учетом опыта передовых наладчиков. 
    Формы организации труда наладчиков в зависимости от характера производства и уровня автоматизации могут быть различными. При индивидуальной форме за наладчиком закрепляется определенное количество оборудования, а при объединении наладчиков в бригаду за ней закрепляется весь участок или определенная группа оборудования. При смешанной форме организации труда наладка и переналадка оборудования производится наладчиком, а подналадка в процессе работы – рабочим основного производства.

Для наладчиков наиболее характерны маршрутные рабочие места. Передвижное  рабочее место наладчика должно включать легкий портативный ящик с  набором необходимого режущего, мерительного и слесарно-монтажного инструмента; передвижной столик (или механизированную технику), на котором находятся инструменты, наладочные приспособления и техническая  документация. 
Наладчик должен иметь также и стационарное рабочее место. Его располагают по возможности ближе к группе закрепленных за ним станков. Стационарное рабочее место должно быть оснащено необходимой организационной и технологической оснасткой. 
Рабочее место наладчика должно иметь связь с рабочими местами станочников основного производства

Ремонтная функция.

Основной задачей ремонтной  службы, обслуживающей рабочие места, является межремонтное и ремонтное  обслуживание оборудования. Правильная организация межремонтного обслуживания обеспечивает устойчивую работу оборудования, увеличивает продолжительность  межремонтного цикла и удешевляет ремонт. 
Межремонтное обслуживание предусматривает:

наблюдение за выполнением  станочниками правил эксплуатации

оборудования, их инструктаж;

осмотры, проверку состояния  и устранение обнаруженных неисправностей

всех видов технологического оборудования, различных соединений, крепежа,

аппаратуры, приборов, электрооборудования;

текущий (мелкий) ремонт оборудования с восстановлением и заменой

изношенных деталей, узлов, крепежа, регулировки;

проверку оборудования на технологическую точность;

систематическую смазку оборудования.

Межремонтное обслуживание оборудования производится заводскими ремонтными службами механика и электрика (энергетика), т.е. централизованно. 
Содержание труда рабочих, занятых ремонтным обслуживанием, вытекает из основных положений межремонтного обслуживания оборудования. 
При неполной загрузке рабочих, а также в целях более рационального использования рабочего времени и повышения интереса к работе рекомендуется применять совмещение профессий. Например, возможны следующие варианты совмещения:

Регламент ремонтного обслуживания предусматривает полную согласованность  процесса обслуживания с основным производственным процессом в цехе. Регламент обеспечивается:годовыми, квартальными, месячными планами  планово-предупредительного ремонта, определяющими объемы и сроки  выполняемых работ;маршрутами и  перечнем работ по межремонтному обслуживанию (при осмотрах, проверках, испытаниях и т.п.);четким распределением обязанностей между работниками по функции.

Информация о работе Классификация и организация рабочих мест