Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
- любой человек к
чему-то обязательно
- любой человек имеет возможности развития, а скорость и эффективность развития у всех различны (зависят от способностей);
- любой человек неисчерпаем - т.е. ни одна оценка данная ему при его жизни не может считаться окончательной.
3) Закон неадекватности
самооценки. Самооценка является основным
компонентом самосознания человека. Она
свидетельствует о гармоничности развития
личности, ее возможностях и своеобразии.
При попытке оценить самого себя человек
сталкивается с теми же внутренними барьерами
и ограничениями, что и при анализе других
людей.
Людям вообще свойственно либо переоценивать
себя в чем-либо, или недооценивать. Этот
феномен прямо влияет на процесс принятия
управленческих решений. Необходимо помнить,
что человек далеко не рациональное и
разумное логически мыслящее существо.
Человек в большей мере существо алогичное,
эмоциональное и иррациональное. Т.е. в
психике человека широко представлено
неосознаваемое (90-95%), эмоционально-интуитивное
начало. Поэтому логический, рассудочный
самоанализ никогда не бывает вполне адекватным.14
Чем более адекватно
удается человеку оценить свои возможности,
систему ценностей, предпочтений, отношений,
тем более эффективным будет
управляющее воздействие
Специалисту в сфере
управления необходимо формировать ситуацию
управления, в которой самооценка подчиненных
будет объективизироваться, приближаясь
к уровню адекватности.
4) Закон искажения информации. Любая информация,
функционируя в системе управления имеет
тенденцию искажения. Это заметно и при
движении информации "сверху-вниз",
и при движении ее "снизу-вверх". Изменяются
смыслы, значения, образы, понятия. Психологи
выявили прямо пропорциональную зависимость
степени изменения информации числу звеньев
ее движения. Происходит это даже не по
чьей-то злой воле, а по следующим обстоятельствам:
а) в силу многозначности и синонимичности языка, используемого в передаче информации, сложности его понятийной базы (например, часто устная информация воспринимается с точностью до 50%);
б) в силу домысливания в ситуации неполного информационного сообщения или неудовлетворительной его оперативной фактологии. Человек дополняет информацию собственной - непроверенной, недостоверной, субъективно окрашенной и фактологически не корректной. В результате - объем информации увеличивается, а достоверность снижается;
в) в силу существования
зависимости искажения
Что надо делать, чтобы свести искажение информации к минимуму?
а) Предельно уменьшать число передаточных звеньев в каналах функционирования информации.
б) Своевременно корректировать информационный поток в зависимости от его проблематики, восприимчивости и необходимых и достаточных дополнений.
в) Поддерживать обратную связь с подчиненными и контролировать правильность усвоения получаемых данных.
5) Закон самосохранения.
Выражается в том, что одним
из ведущих мотивов,
Управляющему необходимо вести предварительную
работу, анализировать проблематику деятельности
организации, обговаривать меру и специфику
ответственности сотрудников.
6) Закон компенсации. Как осознанно, так и неосознанно человек стремится компенсировать недостатки, сложности, проблемы в одной сфере деятельности успехами, достижениями и результатами в другой. При высоком уровне стимулов к делу или высоких требованиях к самому человеку, недостаток какой-либо способности к данному виду деятельности компенсируется, возмещается способами, навыками и умениями работать. Поэтому в сферу компетентности эффективного управления обязательно должна входить практика оценки, подготовки и переподготовки кадров организации.15
В последнее время проводится много исследований, посвященных проблемам общения, возникающим в условиях сильных культурных различий. Если рассматривать обычный процесс общения корреспондента и респондента как обмен сигналами, можно выделить сообщения вербальные, невербальные и смешанные, как вербальные, так и невербальные. В процессе многоуровневого управления общение является сложным процессом передачи представлений, чувств и мыслей корреспондента респонденту. Но поскольку в этом случае часто сообщение невозможно передать непосредственно, то в процессе любой групповой коммуникации присутствуют кодирование (преобразование смысла сообщения в символы) и декодирование (воспроизведение из полученных символов смысла сообщения).
Таким образом, часто возникает проблема совмещения индивидуальных культур. Проблема кроется в том, что управляющие команды и сигналы и по прямой цепи коммуникации передаются в символах, которые респондент декодирует с совершенно иным смыслом, а по цепи обратной связи передаются сигналы не только в символах, присущих культуре данной организации, но и смешиваются с символами, присущими индивидуальной культуре участников коммуникативного акта. Если не учитывать в данном процессе внешние шумы, то можно отметить, что те символы, которые получатель не может декодировать из-за несовместимости индивидуальных культур, он может воспринять как «внутренний» шум. Таким образом, часть информации от отправителя не доходит до получателя и обратно: кодирование и декодирование сигналов обусловлено смыслом, вкладываемым корреспондентом и респондентом в символы, посредством которых передаются сигналы. Различия субкультур приводят к вкладыванию различных смыслов в символы, составляющие сообщение. 16
Если цепь, по которой передаются управляющие сигналы, большая, то происходит накопление «внутренних» шумов: искажения смысла символов при прохождении каждого звена коммуникативной цепи приводят к наложению искажений, то есть накладывающиеся искажения смысла сообщения увеличиваются пропорционально количеству таких звеньев.
Если менеджер в процессе
управления осознает причины такого
рода ухудшения прохождения сигналов
по управляющей цепи и хочет повысить
эффективность управляющих
Поэтому первым препятствием на пути улучшения коммуникации можно считать неосознание культурных различий корреспондента и респондента в самом процессе коммуникаций.
Вторым препятствием может являться использование гипотезы подобия, в основе которой лежит подсознательная узость взглядов.
Третьим препятствием может быть недостаточное понимание субкультур корреспондента и респондента.
Следовательно, менеджер,
стремящийся к повышению
Таким образом, можно выделить первоочередные задачи для улучшения коммуникации внутри группы:
Учет существующих препятствий и активное воздействие на них в процессе осуществления коммуникаций, которое вырабатывается в ходе тренинга, позволяют менеджерам осуществлять управление на ином, значительно более высоком качественном уровне. 19
Для обеспечения эффективной реализации коммуникаций, особенно в управленческой деятельности, необходимым условием является активное слушание.
Активное слушание – это метод и способ взаимоотношений, который является основой для эффективного сбора информации. принятие важнейших управленческих решений основано на собранной информации, в том числе и в ходе бесед, которые приходится вести менеджеру: подбор кадров, вопросы организации, дисциплины, советы, представление оценки, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.
Правила активного слушания:
1. Для того, чтобы
устранить из беседы излишнее
напряжение и продемонстрироват
2. Необходимо
проявлять открытость, искренность
и заинтересованность. Это вызовет
ответную искренность у
3. Следует поставить себя на место собеседника, чтобы понять его настроение.
4. В ходе беседы
слушателю нужно по
5. В ходе беседы позиция слушателя должна быть открытой (ни руки, ни ноги не должны быть скрещены).
6. Нельзя опаздывать
на встречу и допускать, чтобы
телефонные звонки или другие
помехи прерывали беседу, поскольку
это свидетельствует о
7. При затянувшемся молчании можно задать собеседнику вопросы, которые побудят его к разговору.
8. Иногда можно
использовать напоминание,
9. Необходимо вникать в смысл сказанного.
10. В ходе беседы следует сдерживать свой характер и не показывать отрицательных эмоций.
11. Не говорить одновременно с говорящим.
12. Необходимо
быть терпеливым к собеседнику,
13. Недопустимы критика и споры.
Таким образом, освоение метода активного слушания может повысить эффективность управленческой деятельности, так как позволяет использовать самое главное средство – информацию.20
Заключение
Управляет в организации тот, кто владеет информацией. Специалисты по управлению сравнивают функцию информации с функцией фар автомобиля при движении ночью: фары освещают дорогу впереди, обеспечивая контроль за обстановкой и подготовку реакций водителя. Если фары светят слабо или вбок, то неприятностей не избежать. Потоки информации в организации, как нервные импульсы по нервным путям организма, как кровь по его кровеносным сосудам, циркулируют в его «теле», питая подразделения и работу должностных лиц, связывая их воедино.
В процессе коммуникации
возникает множество препятстви
-трудностями восприятия;
-семантическими барьерами;
-невербальными барьерами;
-плохой обратной связью.
Проблемы коммуникации в организациях напрямую связаны с характеристикой барьеров и могут быть представлены следующим образом:
-искажение сообщений (сознательно, несознательно);
-информационные перегрузки, которые усложняют процесс обработки информации;
-неудовлетворительная
структура организации (
Совершенствовать коммуникации в организациях можно по следующим направлениям:
-регулирование
информационных потоков (
-разработка
систем сбора предложений с
целью обеспечения более
-совершенствование управленческих действий (проведение собраний, совещаний);
-совершенствование систем обратной связи;
-использование
современных информационных
-выпуск информационных бюллетеней.