Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 14:08, контрольная работа
Актуальность работы. Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.
Введение 3
1. Понятие стиля управления 4
2. Стили и модели управления 8
3. Теории стиля применительно к практике управления 14
Заключение 21
Список литературы 22
Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения, и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.
Концепция эффективного управления Г. Питерса и Р. Уотермана
В 80-х гг. получает распространение концепция эффективного управления, созданная американскими специалистами Г. Питерсом и Р. Уотерманом. Их совместная монография «В поисках эффективного управления» (издана на русском языке в 1986 г.), «Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» (1988 г.) были и до сих пор остаются настольными книгами руководителей разных стран.
С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителя.
Факторы эффективности – то, что способствует достижению необходимых количественных и качественных результатов, или то, из чего складывается наша сила.
Факторы неэффективности – то, в чем заключаются наши слабости, недостаточная конкурентоспособность, малая или низкая эффективность.
Согласно данной концепции название стиля управления не имеет принципиального значения, поскольку оно недостаточно информативно для понимания эффективности/неэффективности. Весьма важна та информация, которая раскрывает особенности или стиль достижения результатов –высоких, средних или низких.
На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс-методик и заканчивая так называемыми «глубокими» методиками, которые отличаются большой трудоемкостью при их использовании.
В рамках своей концепции Питерс и Уотерман определили главные составляющие эффективного стиля руководителей.
Ориентация на действия и упорный труд. Работая, они умеют извлекать уроки из ошибок, неудач, промахов – как своих, так и чужих, оставаясь активными, становятся мудрее.
Они внимательны к подчиненным, которые отвечают им тем же: не отгораживаются от людей и практически осваивают искусство человеческого общения.
Поощряют самостоятельность и творчество. Несамостоятельный руководитель просто не может быть руководителем, потому что он является исполнителем. Его постоянно лишают привилегии быть руководителем.
Результаты – от человека. Условия для достижения требуемых результатов должен создавать руководитель. Если от человека ждут высокого результата и не создают условия, никакая система стимулирования не поможет.
Преданность выбранному делу. Если руководитель «раздваивается», и одно мешает другому, напрасно ждать от него профессиональной работы и результатов. Он просто мешает самому себе.
Поддерживаются и развиваются традиции и ценности, свойственные данному коллективу. Ломать хорошие традиции означает ломку людей и того, что им дорого.
Каждый в системе управления за что-то отвечает. Важно добиться, чтобы каждый осознал ответственность в меру своей самостоятельности и спроса.
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам: по разработке продукции; организации; управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).