Конъюнктурный обзор рынка кондитерских товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление возможных путей выхода из кризисной ситуации кондитерской отрасли пищевой промышленности.
Данная цель подразумевает выполнение следующих задач:
- необходимо выявить проблемы в организации производства кондитерских изделий и проанализировать экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке;
- необходимо провести анализ рынка и спрогнозировать тенденцию его развития.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Изучение и прогнозирование рынка кондитерских товаров…
Глава 2. Определение емкости рынка кондитерских товаров
Глава 3. Этапы жизненного цикла товара………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

конъюнктурный обзор.docx

— 101.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ……………………………………………………………………

Глава 1. Изучение и прогнозирование рынка кондитерских товаров…

Глава 2. Определение емкости рынка кондитерских товаров

Глава 3. Этапы  жизненного цикла товара………………………………

Заключение  …………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим элементом  коммерческой деятельности является комплексное  исследование рынка товаров и  услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой  для обоснования принимаемых  решений. С развитием рыночных отношений  роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.

В связи со спадом реализации кондитерских изделий  белорусских производителей на территории Республики Беларусь резко снизилась  клиентская база, многие потребители  перешли к иностранным производителям и поставщикам, поэтому требуются  не только финансовые вложения, но и  глубокие маркетинговые исследования.

Целью данного  исследования является выявление возможных  путей выхода из кризисной ситуации кондитерской отрасли пищевой промышленности.

Данная цель подразумевает выполнение следующих  задач:

- необходимо выявить проблемы в организации производства кондитерских изделий и проанализировать экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке;

- необходимо провести анализ рынка и спрогнозировать тенденцию его развития.

Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются  не только как процесс получения  труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой  среды с целью улучшения возможностей системы управления - это и заинтересовало при выборе проекта маркетингового исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ

 

Белорусская кондитерская отрасль пищевой промышленности представлена семью предприятиями, входящими в концерн «Белгоспищепром», а также предприятиями и цехами коммунальной собственности и частными и иностранными собственниками.

Концерн «Белгоспищепром» действует на основании Устава, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 1683.

Основные  производители кондитерской продукции  в Республике Беларусь и ассортимент  их продукции представлены в табл. 2.1.

В последние  годы для белорусского кондитерского  рынка характерно нарастание конкуренции, в первую очередь, со стороны ее ближайшего соседа и союзника - России. Особенностью конкурентной политики в кондитерской отрасли России является определяющая роль крупных бизнес-структур в процессе концентрации производства. Политика крупных «игроков» на рынке строится на поглощении столичных и региональных кондитерских фабрик и их коренной модернизации после включения в свой состав.

 

Таблица 2.1.Белорусские  предприятия, производящие кондитерскую продукцию

Наименование предприятия

Месторасположение

Выпускаемая продукция

СП ОАО «Спартак»

г. Гомель

Шоколад, конфеты, карамель, сахарное и  затяжное печенье, вафли

ОАО «Коммункарка»

г. Минск

Шоколад, шоколадные конфеты, карамель, ирис, пирожные, вафли

ОАО «Кондитерская

фабрика «Слодыч»

г. Минск

Сахарное, сдобное, затяжное,

диабетическое печенье, крекер, вафельный  лист

ОАО «Красный мозырянин»

г. Наровля

Глазированные и неглазированные  конфеты, зефир, драже, мармелад

ОАО «Красный пищевик»

г. Бобруйск

Драже, зефир, ирис, халва, мармелад

ОАО «Конфа»

г. Молодечно

Пряники, сдобное и овсяное печенье, драже

СП ОАО «Ивкон»

г. Ивенец

Карамель, ирис, молочные и помадные конфеты

УПП «Витьба»

г.Витебск

Сухие завтраки, печенье, вафельная продукция

ИП «Сладушка»

г.Столбцы

Шоколад, кондитерская плитка в ассортименте

СП «Михаэлла»

г.Минск

Экзотические фрукты в шоколаде, зефир

ООО «Белорусская кофейная компания»

г.Брест

Шоколад, торты, конфеты

ИП «Викос - продукты питания»

г.Витебск

Пасты шоколадно-ореховые, глазури для  кондитерских изделий, наполнители.

ООО «Нарта»

г. Минск

Сдобное печенье

ИП «Алвеста-М»

Г. Минск

Сдобное печенье

ИП «Вителла»

г.Витебск

Шоколадная глазурь


 

Изложенные  выше обстоятельства привели к тому, что производство кондитерских изделий  в республике приобрело отрицательную динамику (рис. 1.).

 


            Рис.1. Динамика производства кондитерских изделий в РБ, тыс. т.

 

Кондитерский  рынок делится на две части:

- сахаристую (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);

- мучную (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям)).

Рынок мучных кондитерских изделий (печенья).

Структура производства кондитерских изделий в Республике Беларусь приведена на рис. 2.

Как видно из рис. 2 доля сахаристых кондитерских изделий в последние годы составляет около 58-60%, а мучных, соответственно, - 40%.

Основными производителями  мучных кондитерских изделий в Беларуси являются «Слодыч» (г. Минск), ОАО «Спартак» (г. Гомель), ОАО «Конфа» (г. Молодечно), ИП «Алвеста-м» (г. Минск), ООО «Нарта» (г. Минск). Ими выпускаются практически все виды печенья, пряник, вафли. Сахарное печенье и вафли производит УПП «Витьба» (г. Витебск) (основная продукция - сухие завтраки).

 


Рис. 2. Структура производства кондитерских изделий в Республике Беларусь, тыс.т.

На выпуске массовой продукции (овсяное печенье, пряник, соломка, сушки) специализируются хлебозаводы и  кондитерские цеха, расположенные на территории Республики.

Падение производства печенья обусловлено также снижением  спроса и изменением структуры потребления: появилось множество сладостей  помимо печенья (глазированные сложные  вафли с добавками орехов, рисовых  шариков и кокосовой стружки, пряники с начинкой, глазированные  сушки, в т.ч. с добавками кунжута, мака и т.п., разнообразные восточные  сладости: рахат-лукум в кокосовой  стружке, халва с добавками, в  шоколаде, пастила ароматизированная, сложные виды зефира, глазированные сырки с печеньем и др.).

Как видно  на рис. 3, в последние годы все более популярными становятся вафли, восточные сладости и прочие мучные изделия.

 


Рис. 3. Структура производства мучных кондитерских изделий в РБ

В последние  годы на рынке мучных кондитерских изделий Республики Беларусь усиливаются  позиции иностранных производителей. Данные об объемах импорта мучных кондитерских изделий и его доле в объеме потребления на внутреннем рынке за период с 2007 по 2010 г. приведены в табл. 2. За период с 2007 по 2010 г импорт мучных кондитерских изделий возрос в 3,8 раза. Доля мучных кондитерских изделий отечественного производства на внутреннем рынке в период с 2007 по 2010 г. снижалась и упала с 76,9 до 40,0 %.

 

Таблица 2. Импорт мучных кондитерских изделий в Республике Беларусь

Показатель

Ед. изм.

2007

2008

2009

2010

Общий объем импорта

тыс. т

5,6

13,6

18,5

21,6

Рост импорта (к предыдущему году)

%

-

242,9

136,0

116,8

Рост импорта (к 2007 г.)

%

100

242,9

330,4

385,7


 

Среди стран-импортеров безусловным лидером является Россия (93%). По данным Министерства анализа  и статистики Республики Беларусь, всего в 2009 г. из этой страны было ввезено порядка 20 тыс. т различных видов мучных кондитерских изделий. Емкость рынка мучных кондитерских изделий Республики Беларусь оценивается в 150-170 млн. долл. США. Среднее потребление же составляет 6 кг в год на одного потребителя.

При потребности  рынка мучных кондитерских изделий  в 60 тыс. т объем выпуска отечественных  производителей с учетом экспортных поставок покрывают около 70% (40-45 тыс. т). Свободная ниша - 20 тыс. т заполняется  кондитерской продукцией в основном российского производства.

Уровень потребления  всех видов кондитерских изделий  в расчете на душу населения в  Беларуси составляет около 11 кг. Для сравнения, в начале 90-х годов на каждого белоруса приходилось 17,3 кг кондитерских изделий в год.

В 1994 г. уровень потребления кондитерских изделий почти соответствовал уровню потребления сладкого в Европе и США (22,5 кг). В 1999 г. в связи со сложной экономической ситуацией в стране и снижением общей покупательской способности населения потребление составляло всего 5,9 кг. Затем начался рост потребления, которое все-таки остается на достаточно низком уровне по отношению к 1994 г. (рис. 4).


Рис. 4. Динамика потребления кондитерских изделий в Республике Беларусь, кг/на душу населения

 

Тем не менее, по прогнозу Министерства торговли Республики Беларусь и научно-исследовательского ГП «Потребрынок и маркетинг», спрос на кондитерские изделия будет продолжать расти. Это подтверждается динамикой роста платежеспособного спроса населения.

Главной целью  любого предприятия является удовлетворение спроса потребителей и повышение  конкурентоспособности продукции. Качество - важнейшее, неизменное средство достижения поставленной цели.

Продукцию кондитерской отрасли можно представить такими ассортиментными группами:

- сахаристую (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);

- мучную (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям)).

Ассортиментный  перечень производимой продукции очень  широкий:

- сдобные сорта печенья - 25 наименований;

- сахарные сорта печенья - 56 наименований;

- затяжные сорта печенья - 12 наименований;

- крекеры - 12 наименований;

- вафельный лист - 1 наименование;

- кексы - 4 наименования.

Печенье выпускается  как весовое так и фасованное. Сдобные сорта печенья фасуются в художественно оформленные коробки. Удельный вес весового печенья в общем объеме производства составляет 42,4%, фасованного - 57,6%, в том числе в художественных коробках - 3%.

На определенные сегменты рынка рассчитаны сорта  печенья «Диабетическое» на фруктозе, «Сливочное» и «Школьное» с использованием сливочного масла вместо маргарина. Своеобразие некоторых сортов достигается  с помощью таких натуральных  добавок как мед, пальмовое масло, кунжутного семени, какао-порошка, арахиса, фундука, пряностей и сухих духов, шоколадных дробсов, цукатов, мака и т.д. Затяжное печенье отличается от других пониженным содержанием сахара и жира. Ежегодно ассортимент пополняется новыми оригинальными видами продукции кондитерской отрасли. Удельный вес производства новой продукции в общем объеме в среднем составляет 10-12%.

Рынок мучных кондитерских изделий в Беларуси приобрел отрицательную динамику. Падение  объемов выпуска мучных кондитерских изделий отраслью кроется в экономической  политике государства по отношению  к производителю. Обязав производителей использовать при выпуске мучной продукции белорусскую муку, цена которой на 30-40% дороже предложения  на рынке, введя запретные пошлины  на ввоз муки и маргарина в республику по импортным поставкам, государство  тем самым повлияло на выпуск мучных кондитерских изделий. Это привело к снижению выпуска за последние годы в среднем на 15%. Падение производства печенья обусловлено также снижением спроса и изменением структуры потребления: появилось множество сладостей помимо печенья, в последние годы все более популярными становятся вафли, восточные сладости, торты, пирожные и проч. Также в последние годы на белорусском рынке мучных кондитерских изделий усиливаются позиции иностранных производителей. За период с 2007 по 2010 г. импорт кондитерских изделий возрос в 3,8 раза. Доля мучных кондитерский изделий отечественного производства на внутреннем рынке за период с 2007 по 2010 г.г. снижалась и упала с 76,9 до 40%.

В табл. 3 приведена динамика изменения объемов производства выпускаемой продукции по видам в натуральном выражении в период с 2005 года по 2010 год на примере ОАО «Слодыч».

 

Таблица 3.Динамика производства основных видов продукции ОАО за период 2005-2010 гг.

Производимая  продукция

Единицы измерения

Производство  по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Сахарные сорта

Тонн

8 681,6

8 817,6

7 909,8

8 371,81

8 187,45

7 664,4

Темп изменения

%

100,0

101,57

89,7

105,84

97,8

93,6

Затяжные сорта

Тонн

3 107,18

3 257,0

2 744,57

1 588,8

2 200,4

1 259,1

Темп изменения

%

100,0

104,82

84,27

57,89

138,49

57,2

Сдобные сорта

Тонн

135,73

137,56

162,74

237,11

479,51

286,0

Темп изменения

%

100,0

101,35

118,3

145,7

202,23

59,6

Диабетические сорта

Тонн

18,7

32,32

29,93

59,1

70,26

89,8

Темп изменения

%

100,0

172,83

92,61

197,44

118,88

127,8

Вафельный лист

Тонн

89,88

90,55

18,16

28,7

25,55

32,8

Темп изменения

%

100,0

100,75

20,06

158,04

89,02

128,3

Крекеры

Тонн

0,0

28,36

64,97

115,10

600,75

235,6

Темп изменения

%

-

-

229,1

177,16

521,94

39,2

ВСЕГО:

Тонн

12,533,1

12 944,7

11 335,1

11 065,5

12 210,3

9 571,0

Темп изменения

%

100,0

103,28

87,57

97,62

110,35

78,4

Информация о работе Конъюнктурный обзор рынка кондитерских товаров