Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление возможных путей выхода из кризисной ситуации кондитерской отрасли пищевой промышленности.
Данная цель подразумевает выполнение следующих задач:
- необходимо выявить проблемы в организации производства кондитерских изделий и проанализировать экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке;
- необходимо провести анализ рынка и спрогнозировать тенденцию его развития.
Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Изучение и прогнозирование рынка кондитерских товаров…
Глава 2. Определение емкости рынка кондитерских товаров
Глава 3. Этапы жизненного цикла товара………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………
Глава 1. Изучение
и прогнозирование рынка
Глава 2. Определение емкости рынка кондитерских товаров
Глава 3. Этапы жизненного цикла товара………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений. С развитием рыночных отношений роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.
В связи со
спадом реализации кондитерских изделий
белорусских производителей на территории
Республики Беларусь резко снизилась
клиентская база, многие потребители
перешли к иностранным
Целью данного
исследования является выявление возможных
путей выхода из кризисной ситуации
кондитерской отрасли пищевой
Данная цель подразумевает выполнение следующих задач:
- необходимо выявить проблемы в организации производства кондитерских изделий и проанализировать экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке;
- необходимо провести анализ рынка и спрогнозировать тенденцию его развития.
Маркетинговые
исследования рынка являются обязательным
условием успеха товаров. Они эффективны
в том случае, когда рассматриваются
не только как процесс получения
труднодоступной коммерческой информации,
но и как средство, обеспечивающее
руководство организации
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ
Белорусская
кондитерская отрасль пищевой промышленности
представлена семью предприятиями,
входящими в концерн «
Концерн «Белгоспищепром» действует на основании Устава, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 1683.
Основные производители кондитерской продукции в Республике Беларусь и ассортимент их продукции представлены в табл. 2.1.
В последние годы для белорусского кондитерского рынка характерно нарастание конкуренции, в первую очередь, со стороны ее ближайшего соседа и союзника - России. Особенностью конкурентной политики в кондитерской отрасли России является определяющая роль крупных бизнес-структур в процессе концентрации производства. Политика крупных «игроков» на рынке строится на поглощении столичных и региональных кондитерских фабрик и их коренной модернизации после включения в свой состав.
Таблица 2.1.Белорусские предприятия, производящие кондитерскую продукцию
Наименование предприятия |
Месторасположение |
Выпускаемая продукция |
СП ОАО «Спартак» |
г. Гомель |
Шоколад, конфеты, карамель, сахарное и затяжное печенье, вафли |
ОАО «Коммункарка» |
г. Минск |
Шоколад, шоколадные конфеты, карамель, ирис, пирожные, вафли |
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» |
г. Минск |
Сахарное, сдобное, затяжное, диабетическое печенье, крекер, вафельный лист |
ОАО «Красный мозырянин» |
г. Наровля |
Глазированные и неглазированные конфеты, зефир, драже, мармелад |
ОАО «Красный пищевик» |
г. Бобруйск |
Драже, зефир, ирис, халва, мармелад |
ОАО «Конфа» |
г. Молодечно |
Пряники, сдобное и овсяное печенье, драже |
СП ОАО «Ивкон» |
г. Ивенец |
Карамель, ирис, молочные и помадные конфеты |
УПП «Витьба» |
г.Витебск |
Сухие завтраки, печенье, вафельная продукция |
ИП «Сладушка» |
г.Столбцы |
Шоколад, кондитерская плитка в ассортименте |
СП «Михаэлла» |
г.Минск |
Экзотические фрукты в шоколаде, зефир |
ООО «Белорусская кофейная компания» |
г.Брест |
Шоколад, торты, конфеты |
ИП «Викос - продукты питания» |
г.Витебск |
Пасты шоколадно-ореховые, глазури для кондитерских изделий, наполнители. |
ООО «Нарта» |
г. Минск |
Сдобное печенье |
ИП «Алвеста-М» |
Г. Минск |
Сдобное печенье |
ИП «Вителла» |
г.Витебск |
Шоколадная глазурь |
Изложенные выше обстоятельства привели к тому, что производство кондитерских изделий в республике приобрело отрицательную динамику (рис. 1.).
|
Рис.1. Динамика производства кондитерских изделий в РБ, тыс. т.
Кондитерский рынок делится на две части:
- сахаристую (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);
- мучную (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям)).
Рынок мучных кондитерских изделий (печенья).
Структура производства кондитерских изделий в Республике Беларусь приведена на рис. 2.
Как видно из рис. 2 доля сахаристых кондитерских изделий в последние годы составляет около 58-60%, а мучных, соответственно, - 40%.
Основными производителями мучных кондитерских изделий в Беларуси являются «Слодыч» (г. Минск), ОАО «Спартак» (г. Гомель), ОАО «Конфа» (г. Молодечно), ИП «Алвеста-м» (г. Минск), ООО «Нарта» (г. Минск). Ими выпускаются практически все виды печенья, пряник, вафли. Сахарное печенье и вафли производит УПП «Витьба» (г. Витебск) (основная продукция - сухие завтраки).
|
Рис. 2. Структура производства кондитерских изделий в Республике Беларусь, тыс.т.
На выпуске массовой продукции (овсяное печенье, пряник, соломка, сушки) специализируются хлебозаводы и кондитерские цеха, расположенные на территории Республики.
Падение производства
печенья обусловлено также
Как видно на рис. 3, в последние годы все более популярными становятся вафли, восточные сладости и прочие мучные изделия.
|
Рис. 3. Структура производства мучных кондитерских изделий в РБ
В последние
годы на рынке мучных кондитерских
изделий Республики Беларусь усиливаются
позиции иностранных
Таблица 2. Импорт мучных кондитерских изделий в Республике Беларусь
Показатель |
Ед. изм. |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Общий объем импорта |
тыс. т |
5,6 |
13,6 |
18,5 |
21,6 |
Рост импорта (к предыдущему году) |
% |
- |
242,9 |
136,0 |
116,8 |
Рост импорта (к 2007 г.) |
% |
100 |
242,9 |
330,4 |
385,7 |
Среди стран-импортеров безусловным лидером является Россия (93%). По данным Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, всего в 2009 г. из этой страны было ввезено порядка 20 тыс. т различных видов мучных кондитерских изделий. Емкость рынка мучных кондитерских изделий Республики Беларусь оценивается в 150-170 млн. долл. США. Среднее потребление же составляет 6 кг в год на одного потребителя.
При потребности рынка мучных кондитерских изделий в 60 тыс. т объем выпуска отечественных производителей с учетом экспортных поставок покрывают около 70% (40-45 тыс. т). Свободная ниша - 20 тыс. т заполняется кондитерской продукцией в основном российского производства.
Уровень потребления всех видов кондитерских изделий в расчете на душу населения в Беларуси составляет около 11 кг. Для сравнения, в начале 90-х годов на каждого белоруса приходилось 17,3 кг кондитерских изделий в год.
В 1994 г. уровень потребления кондитерских изделий почти соответствовал уровню потребления сладкого в Европе и США (22,5 кг). В 1999 г. в связи со сложной экономической ситуацией в стране и снижением общей покупательской способности населения потребление составляло всего 5,9 кг. Затем начался рост потребления, которое все-таки остается на достаточно низком уровне по отношению к 1994 г. (рис. 4).
|
Рис. 4. Динамика потребления кондитерских изделий в Республике Беларусь, кг/на душу населения
Тем не менее, по прогнозу Министерства торговли Республики Беларусь и научно-исследовательского ГП «Потребрынок и маркетинг», спрос на кондитерские изделия будет продолжать расти. Это подтверждается динамикой роста платежеспособного спроса населения.
Главной целью
любого предприятия является удовлетворение
спроса потребителей и повышение
конкурентоспособности
Продукцию кондитерской
отрасли можно представить
- сахаристую (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);
- мучную (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям)).
Ассортиментный перечень производимой продукции очень широкий:
- сдобные сорта печенья - 25 наименований;
- сахарные сорта печенья - 56 наименований;
- затяжные сорта печенья - 12 наименований;
- крекеры - 12 наименований;
- вафельный лист - 1 наименование;
- кексы - 4 наименования.
Печенье выпускается как весовое так и фасованное. Сдобные сорта печенья фасуются в художественно оформленные коробки. Удельный вес весового печенья в общем объеме производства составляет 42,4%, фасованного - 57,6%, в том числе в художественных коробках - 3%.
На определенные сегменты рынка рассчитаны сорта печенья «Диабетическое» на фруктозе, «Сливочное» и «Школьное» с использованием сливочного масла вместо маргарина. Своеобразие некоторых сортов достигается с помощью таких натуральных добавок как мед, пальмовое масло, кунжутного семени, какао-порошка, арахиса, фундука, пряностей и сухих духов, шоколадных дробсов, цукатов, мака и т.д. Затяжное печенье отличается от других пониженным содержанием сахара и жира. Ежегодно ассортимент пополняется новыми оригинальными видами продукции кондитерской отрасли. Удельный вес производства новой продукции в общем объеме в среднем составляет 10-12%.
Рынок мучных кондитерских изделий в Беларуси приобрел отрицательную динамику. Падение объемов выпуска мучных кондитерских изделий отраслью кроется в экономической политике государства по отношению к производителю. Обязав производителей использовать при выпуске мучной продукции белорусскую муку, цена которой на 30-40% дороже предложения на рынке, введя запретные пошлины на ввоз муки и маргарина в республику по импортным поставкам, государство тем самым повлияло на выпуск мучных кондитерских изделий. Это привело к снижению выпуска за последние годы в среднем на 15%. Падение производства печенья обусловлено также снижением спроса и изменением структуры потребления: появилось множество сладостей помимо печенья, в последние годы все более популярными становятся вафли, восточные сладости, торты, пирожные и проч. Также в последние годы на белорусском рынке мучных кондитерских изделий усиливаются позиции иностранных производителей. За период с 2007 по 2010 г. импорт кондитерских изделий возрос в 3,8 раза. Доля мучных кондитерский изделий отечественного производства на внутреннем рынке за период с 2007 по 2010 г.г. снижалась и упала с 76,9 до 40%.
В табл. 3 приведена динамика изменения объемов производства выпускаемой продукции по видам в натуральном выражении в период с 2005 года по 2010 год на примере ОАО «Слодыч».
Таблица 3.Динамика производства основных видов продукции ОАО за период 2005-2010 гг.
Производимая продукция |
Единицы измерения |
Производство по годам | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сахарные сорта |
Тонн |
8 681,6 |
8 817,6 |
7 909,8 |
8 371,81 |
8 187,45 |
7 664,4 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
101,57 |
89,7 |
105,84 |
97,8 |
93,6 |
Затяжные сорта |
Тонн |
3 107,18 |
3 257,0 |
2 744,57 |
1 588,8 |
2 200,4 |
1 259,1 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
104,82 |
84,27 |
57,89 |
138,49 |
57,2 |
Сдобные сорта |
Тонн |
135,73 |
137,56 |
162,74 |
237,11 |
479,51 |
286,0 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
101,35 |
118,3 |
145,7 |
202,23 |
59,6 |
Диабетические сорта |
Тонн |
18,7 |
32,32 |
29,93 |
59,1 |
70,26 |
89,8 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
172,83 |
92,61 |
197,44 |
118,88 |
127,8 |
Вафельный лист |
Тонн |
89,88 |
90,55 |
18,16 |
28,7 |
25,55 |
32,8 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
100,75 |
20,06 |
158,04 |
89,02 |
128,3 |
Крекеры |
Тонн |
0,0 |
28,36 |
64,97 |
115,10 |
600,75 |
235,6 |
Темп изменения |
% |
- |
- |
229,1 |
177,16 |
521,94 |
39,2 |
ВСЕГО: |
Тонн |
12,533,1 |
12 944,7 |
11 335,1 |
11 065,5 |
12 210,3 |
9 571,0 |
Темп изменения |
% |
100,0 |
103,28 |
87,57 |
97,62 |
110,35 |
78,4 |
Информация о работе Конъюнктурный обзор рынка кондитерских товаров