Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 16:35, контрольная работа
1. Предмет и задача теории организации.
2 Закон самосохранения.
3. Ознакомьтесь с программой обследования ОСУ предприятием. Выскажите свои соображения, дополните программу.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 3
1.1 Предмет и задача теории организации. 3
1.2 Закон самосохранения 5
1.3 Задачи управления современной деловой организации 8
2. ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО БЛОКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 11
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Русско-Британский Институт Управления»
Кафедра менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента: Теория организации»
Вариант №3
Выполнил:
студент группы М-25з
_____________/А.Н.Баталов
«____» ______________2015 г.
Проверил:
_____________/С.А. Белоусова
«____» ______________2015 г.
Челябинск 2015
Оглавление
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.
Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Зачем нужны организации, как они создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе - ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщения новейшего мирового опыта.
Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности.
Каждая организация является сложной системой, состоящей из отдельных элементов, звеньев, подсистем. Она осуществляет самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый системой управления организацией. Деятельность организаций сложна и многообразна. Организации - явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, производственные, официальные, неофициальные. Поэтому организации относятся к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику социальных организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира.
Со временем отношения между
различными организационными системами
претерпевают значительные изменения.
Возникают другие механизмы взаимодействия,
создаются новые технологии работы, появляются
не известные ранее типы организаций.
На базе компьютерных технологий и сетевых
телекоммуникаций происходит формирование
мирового информационного пространства,
в среде которого осуществляют свою деятельность
все без исключения организации. В соответствии
с этим организация, как субъект экономической
и общественной жизни общества, активно
использующий информационную среду обитания,
требует нового подхода к процессам, протекающим
в организационной среде, разработки новых
законов, принципов и подходов к анализу
закономерностей функционирования организационных
систем.
Основополагающая задача теории
организации - изучение влияния, которое
оказывают индивидуумы и группы людей
на функционирование организации, на происходящие
в ней изменения, на обеспечение эффективной
целенаправленной деятельности и получение
необходимых результатов.
В теории организации речь идет не о технологиях
производства, а об информационных технологиях
управления на всех уровнях организационной
деятельности. Теория организации призвана
использовать достижения и данные целого
ряда смежных научных дисциплин (психологии,
социологии, социальной психологии, антропологии)
для решения этих задач.
Закон самосохранения организации: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
Под «выживанием» понимается, что организация, ориентируясь в долгосрочной перспективе (тенденции развития внешней и внутренней среды), находит свое место в рыночной среде (нишу, сегмент рынка) и приносит своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в среду ее делового взаимодействия (потребитель продукции, сотрудники организации, ее собственники), т.е. обеспечивает гомеостазие.
Особую роль в этом играет стратегическое управление, согласующее деятельность организации с состоянием внешней среды и изменчивым спросом на продукцию и услуги организации.
Закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и отдельные элементы, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий: экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности; выбор стратегий, не допускающих серьезных потрясений, которые могли бы привести к потере организационной устойчивости, направление сбереженных средств на сохранение целостности организации, на замену пришедших в негодность элементов, на формирование новых, страхование ресурсов и рисков, создание резервов.
Особую важность приобретает управленческая деятельность, направляемая на снижение влияния жизненных циклов (бизнеса, выпускаемой продукции, потенциала) на состояние и жизненный цикл самой организации, руководствуясь законом ОНТОГЕНЕЗА: жизнь любой организации, осуществляющей определенный вид деятельности, состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становление, развитие, угасание. Задача руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей. Понимание этого закона позволяет своевременно установить периоды освоения новых видов деятельности (чтобы нивелировать воздействие жизненных циклов продукции, особенно путем диверсификации), периоды необходимой структурной перестройки продлевать тем самым жизненый цикл организации.
Антогемы, термин, введенный немецким биологом Э.Геккелем и характеризующий совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от заражения до конца жизни.
В природных условиях и социальных системах максимальная длительность жизненного цикла любой целостности (системы, организации) зависит от уровня ее организованности, способного обеспечить минимальными затратами ее работоспособность (необходимые внутренние и внешние связи) при сохранении гармонии с внешней средой.
В значительной степени способствует выживанию и развитию организации увеличение разнообразия ее поведения на базе принципа дополнения, которое вытекает из принципа необходимого разнообразия кибернетических систем (разнообразие поведения управляемой деятельностью должно быстро не менее разнообразие воздействий на нее внешней среды).
Принцип дополнения:
а) внутриорганизационных процессов и функций противоположно-направленными, что позволяет одновременно использовать положительное влияние разных процессов и существенно снижает общий организационный потенциал; так например, специализация дополняется дифференциацией (увеличение номенклатуры выпускаемой продукции данного назначения) и диверсификацией (продукцией разного потребительского назначения), что снижает влияние жизненного цикла каждого вида продукции на жизненный цикл организации;
б) внешнего дополнения: если резервы саморазвития внутри системы исчерпаны, то дальнейшее повышение уровня ее организованности возможно , если система вступает во взаимодействие с внешней средой и системами более высокого уровня организации, в том числе и путем интеграции: вертикальная интеграция предприятий, связанных процессом производства и реализации продукции; горизонтальная – предприятий – конкурентов одного типа, что повышает эмерджентость и конкурентные преимущества нового объединения.
Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков.
Страхование - это финансовое обеспечение от возможного указанного ущерба путем периодического взноса в специальное учреждение, которое выплачивает денежное возмещение в случае возникновения такого ущерба.
Руководитель определяет возможные убытки от изменения или выбытия каждого i го ресурса (ΔРi) и примерную возможность наступления такового события (pi), определяют по каждому ресурсу запланированные потери Зпi =ΔРi*Pi , ищет страховую компанию, которая при наступлении (ΔРi Рi) страхового случая выплатила бы всю сумму убытков ΔРi при общих страховых взносах Сi, не превышающих запланированные потери:
Т.о, организация уменьшая потенциал на величину взноса Сi, в случае наступления ущерба, компенсирует его страховым возмещением ΔРį.
Вывод: закон самосохранения организации ориентирует руководителей на дополнительные капиталовложения в повышение организованности потенциала системы, в формирование конкурентных преимуществ, обеспечивающих ее устойчивость в будущем при возможных негативных тенденциях изменения внешней среды. Неустойчивые системы (которые не могут вернуться в прежнее состояние, после воздействия негативных факторов или перейти в новое состояние более высокой организованности) разрушаются.
Изменение организации управления в связи с повышенной конкуренцией, ускорением развития средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, вызвало изменение требований, предъявляемых к системам управления.
Современные требования к
системе управления представляют собой
следующие основные задачи:
- координация и интеграция усилий членов
организации в направлении достижения
общей цели;
- организация взаимодействия и поддержание
контактов между рабочими группами и отдельными
членами организации;
- сбор, оценка, обработка и хранение информации;
- распределение материальных и людских
ресурсов;
- управление кадрами (разработка системы
мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями,
контроль деятельности членов организации
и групп);
- контакты с внешними организациями, ведение
переговоров, маркетинговая и рекламная
деятельность;
- инновационная деятельность;
- планирование, контроль над исполнением
решений, коррекция деятельности в зависимости
от изменения условий работы.
Решение этих задач возможно только при условии использования в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей, что определяет эффективность управленческой деятельности в организации.
Успехи и неудачи организации во многом зависят от кадрового состава, от поведения членов коллектива, от его сплоченности или конфликтности. Стабильность организации во многом зависит от уровня квалификации кадров, сознательности работников, их деловой активности и многих других человеческих факторов. В соответствии с этим, наряду с решением традиционных задач управления, специально выделяется направление социальнопсихологического управления. В основе этого направления используются принципы, сформулированные в рамках теории выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления, теории реализации целей, теории удовлетворения потребностей и теории справедливости.
В каждой организации имеются основополагающие
документы, регламентирующие штатный
управленческий процесс: уставы, законодательные
и нормативные акты, трудовые соглашения,
должностные инструкции и т. д. С помощью
этих документов устанавливается определенный
порядок и поддерживается трудовая и исполнительная
дисциплина. Однако в организации происходят
процессы, связанные с несанкционированным
управлением или с самоуправлением. Самоуправление
- это право на внутреннее управление своими,
местными силами, обеспечивающее автономное
функционирование какой- либо системы.
При самоуправлении управляющие факторы
не воздействуют на управляемую систему
извне, а возникают в ней самой. Самоуправление
присуще любой социальной системе, поскольку
оно реализует потребность человека к
свободомыслию, самовыражению и самоутверждению.
Самоуправление обеспечивает непосредственное
участие исполнителей в разработке стратегии
развития организации, достижения и нахождения
оптимальных решений поставленных задач.
Известны три принципа самоуправления.
Первый принцип - сочетание управления
и самоуправления. Он основан на обязательном
удовлетворении потребностей и интересов
персонала в части обеспечения жизнедеятельности,
безопасности и процветания организации.
В соответствии с этим принципом управление
и самоуправление должны сочетаться на
каждом уровне управления: от руководителя
верхнего звена до исполнителя низшего
звена.
Второй - принцип вторичности, основан
на том, что самоуправление в организации
не может быть первичным. Полностью самоуправляемая
организация невозможна, т. к. она должна
следовать законодательным актам и принятым
в обществе нормам, иначе она будет ликвидирована.
Третий - принцип мягкой регламентации.
Процесс самоуправления не может быть
жестко регламентирован законодательными
актами и внутренними положениями организации.
В случае жесткой регламентации со стороны
административно-
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине"Менеджмент"