Контрольная работа по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.
Организационная культура это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний организационного поведения , которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

Содержание работы

Введение 3
Уровни организационной культуры 4
Структура организационной культуры 7
Характеристики организационной культуры по Харрису и Морану 7
Обряды, ритуалы, обычаи, традиции. 8
Символы 10
Методы формирования поддержания и развития организационной культуры 12
Изменение организационной культуры 12
Методы поддержания и развития организационной культуры 15
Методы управление организационной культурой 17
Заключение 20
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

Организационная культура и способы ее развития.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

|коммуникационная  система |использование устной, письменной, невербальной |

|и язык  общения |коммуникации разнится  от группы к группе, от |

| |организации  к организации |

|внешний  вид |одежда и представление  себя на работе |

|что и  как едят работники |организация  питания работников, включая наличие  или |

| |отсутствие  таковых мест на предприятии,  дотация на |

| |питание,  периодичность и продолжительность  питания |

|осознание  времени, |степень точности и относительности  времени у |

|отношение  к нему и его |работников, соблюдение  распорядка и поощрение за  это |

|использование  | |

|взаимоотношения  между |по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и |

|людьми |интеллекту, опыту и знаниям |

|ценности  и нормы |что люди ценят в  своей организационной жизни  и как эти|

| |ценности  сохраняются |

|вера |вера в руководство, успех, свои силы, справедливость, |

| |в этическое  поведение |

|процесс  развития |Бездумное или осознанное  выполнение работы, полагаются|

|работников |на интеллект или на силу, подходы  к объяснению причин |

|трудовая  этика и |отношение к работе и ответственность за неё, качество |

|мотивирование  |и оценка работы, вознаграждение | 

Вышеотмеченные  характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают  смысл концепции организационной  культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют  принимаемые всеми чувства и  эмоции. Все это, будучи воспринятым  работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать  свое значение событиям и действиям. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых  верований, ожиданий и действий. 
 

Обряды, ритуалы, обычаи, традиции. 

Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции и ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения. Обряды - это  стандартные и повторяющиеся  мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния  на поведение и понимание работниками  организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом  воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех  или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание им участниками  обрядового действия. 

Таблица 2 Типы организационных обрядов 

|Тип обряда |Пример |Цели и последствия |

|Обряд |... завершения базового |Обеспечивает вхождение в |

|продвижения  |обучения, переподготовки и |новую  роль; минимизирует |

| |т.п. |различия  в выполняемых |

| |(торжественное  вручение |ролях |

| |дипломов) | |

|Обряд ухода  |... увольнения или понижения |Сокращает власть и |

| |в должности,  работе |статус; подтверждает |

| |(объявление  на доске) |необходимость требуемого |

| | |поведения  |

|Обряд усиления |... выявления лучшего |Усиливает власть и |

| |поведения  (конкурсы, |статус, указывает на |

| |соревнования) |ценность правильного |

| | |поведения  |

|Обряд обновления |... развития социальных |Изменение стиля работы и |

| |отношений  и повышения их |руководства |

| |эффективности  (объявление на | |

| |заседании о делегировании | |

| |полномочий) | |

|Обряд разрешения |... достижения |Открытие начала |

|конфликта  |договорённости, компромисса, |переговоров,  снижение |

| |введение  конфликта в законные|напряжённости в |

| |рамки (объявление  на |коллективе |

| |прессконференции о начале и | |

| |конце переговоров) | |

|Обряд единения |... признания существующего |Поддерживает чувство |

| |положения  удовлетворительным|общности, соединяющее |

| |(празднование  юбилеев на |работников вместе |

| |рабочем месте) | | 

Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определённые управленческие решения могут становиться  организационными обрядами, которые  работники интерпретируют как часть  организационной культуры. Такие  обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие  важное

“культурное”  значение. 

В повседневной жизни предприятия ритуалы выполняют  двойную функцию: они могут укреплять  структуру предприятия, а с другой стороны, за счёт затушевывания истинного  смысла совершаемых действий - ослаблять. В положительных случаях ритуалы  являются сценическими постановками произведений, имеющих основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии. В сочетании с выдающимися  событиями ритуалы прямо и  косвенно высвечивают образ предприятия  и господствующие на нём ценностные ориентации. 

Ритуалы, выражающие признание, например, юбилеи, празднования успехов во внешней службе, публичные  поощрения, участие в поощрительных  поездках, - все эти события должны продемонстрировать, в чём заключаются  интересы предприятие, что вознаграждается  и что торжественно отмечается. 

Подобную  функцию выполняют и так называемые инициирующие ритуалы, которые принято  совершать при вступлении в коллектив. Они должны чётко продемонстрировать новому члену, что же ценится на фирме  в действительности. Если свежеиспечённому дипломированному инженеру, окончившему  элитарный университет, в первые же дни его служебной карьеры в представительстве фирмы в Южной Америке вручается веник и предлагается для начала подмести помещение, то в молодом человеке это может вызвать разочарование и смятение. Вместе с тем ему сразу дают понять, что на данном предприятии в первую очередь ценится не формальное образование, а личное участие в делах. Можно провести параллель с предприятиями, специализирующимися на выпуске высококачественных изделий, где практически каждый, независимо от образования, начинает в сфере сбыта. 

В негативном случае взаимосвязь между ритуалами  и ценностными ориентациями утрачивается. В этом случае ритуалы превращаются в излишнюю, чопорную и в конечном итоге смешную формальность, при  помощи которой стараются убить  время, уклониться от принятия решений, избежать конфликтов и конфронтации. 

Типичнейшим примером этого в обычной жизни  являются переговоры о заключении тарифных соглашений, особенно тогда, когда этому  предшествовали выступления рабочих. Прийти к соглашению в течение  рабочего дня запрещает драматургия. Нет, нужно бороться всю ночь, а  новое тарифное соглашение должно быть подписано по возможности незадолго  до рассвета, так, чтобы представители  профсоюза и работодатели, полностью  измученные, в первых лучах солнца могли появиться перед телекамерами. 

И на предприятиях можно часто наблюдать, как ритуалы  превращаются в самоцель, как они  становятся балластом в процессе реализации главных деятельных установок. 

В рамках культуры предприятия ритуалы занимают важное место. Вместе с тем необходимо проверить, действительно ли при их помощи передаются ценностные ориентации, являющиеся актуальными  и для повседневной 

Обычай - это  воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения  людей, которая воспроизводится  в определённом обществе или социальной группе и является привычной для  его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут  выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычай - это неписаное правило поведения. 

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение  и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного  времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к  традиции приводит к нарушению преемственности  в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Слепое же поклонение перед традицией  порождает консерватизм и застой в общественной жизни. 
 

Символы 

Ролевые модели без особых проблем внедряют символический  менеджмент, призванный способствовать выдвижению новых идей. При этом имеются в виду акции, манера действий и инсценировки, которые без лишних слов становятся понятными окружающим, указывают на происходящие изменения, объясняют суть дела и надлежащим образом расставляют акценты. 

Отдельные руководители крайне агрессивно воспринимают высказывание о том, что символы статуса  и ранга могут снижать эффективность  организации и действовать в  разрез с теми целями, которых, по словам руководителей, они хотят достичь. 

Руководители  говорят, что они за коллективную работу, что они хотели бы, чтобы  все работники испытывали те же чувства  при успехе компании, что и они. Однако очень трудно убедить рабочего, что “мы все делаем одно дело”, если язык, стиль одежды, еда, место  стоянки автомобиля и расположение кабинета говорят о прямо противоположном. 

Разница между  руководителями и неруководителями в американской промышленности долго была очень заметной. Специальные места стоянки машин, отдельные залы для обеда, отдельные входы, другая одежда, ковры вместо бетона, настенные часы, оклады вместо почасовых ставок, различные дополнительные льготы, свободный график вместо фиксированных перерывов - всё это говорило о том, что руководителям полностью доверяют, что это -

“особая группа”  в организации и что все  остальные - не более, чем наёмные работники. 

В общем, ничего плохого в символах статуса нет  до тех пор, пока они не начинают препятствовать общению, коллективной работе, росту эффективности труда. 

- Отдельные  столовые для руководителей 

Немного вещей  вызывает такое раздражение, как  отдельные столовые для руководства. Те, у кого они есть, яростно защищают их и не могут даже представить, как  обходиться без них. Они говорят, что время высших руководителей  слишком дорого стоит, чтобы тратить  его на стояние в очередях в  буфетах. 

Однако, очередь  в буфете - это одно из тех мест, в котором можно почувствовать  жизнь компании. Коль скоро большинство людей не собирается следовать японскому примеру и проводить долгие часы в барах вместе с коллегами и подчинёнными, завтрак и обед могут дать возможность быть в курсе повседневных дел. 

Некоторые руководители настаивают на том, что отдельные  столовые для руководителей необходимы для обсуждения деловых вопросов с покупателями или таких проблем, которые требуют конфиденциальности. 

- Отдельные  места для стоянки автомобилей 

Объяснение  необходимости отдельных стоянок  обосновывается примерно также, как и необходимость отдельных столовых: “Время наших руководителей слишком дорого, чтобы терять его в поисках места для машины”. 

Очень трудно вести разумную дискуссию о необходимости  особых столовых и мест для стоянки  автомобилей. Если группа работников компании или её руководителей хотят организовать обед без посторонних в тихом  месте, безусловно, у них должно быть место, в котором можно спокойно посидеть.

Безусловно, необходимо резервировать отдельные  места на стоянке для гостей, сотрудников-инвалидов, службы безопасности, снабженцев, курьеров. Разница в том, что это должно быть связано с характером работы и ответственностью, а не быть просто должностной привилегией. 

- Одежда и  знаки различия 

Хотя стиль  одежды становится всё менее значимым в учреждениях, этот вопрос достаточно остро стоит на заводах. Одежда очень  долго служила символом статуса, она отличала руководителя от рабочего, и многие руководители и сейчас не готовы отказаться от этого. 
 

Весь этот разговор о столовых, стоянке, одежде и т.д. Направлен не на подрыв авторитета, а на то, чтобы не делать из должности  фетиш.

Американские  организации сокращают количество иерархических уровней, становится меньше возможностей для продвижения, и поэтому не стоит внешними знаками  подчёркивать невозможность для  абсолютного большинства работников стать руководителями фирмы. Необходимо искать другие пути признания высоких  достижений и обеспечения возможности  роста и раскрытия способностей. Это могут быть более широкие  должностные обязанности, назначение руководителями проектов, горизонтальные перемещения и ротация, большая  самостоятельность в выборе проектов. 

Информация о работе Контрольная работа по "Теории организации"